2. ГЛАВА. языковыЕ и стилистическиЕ особенностИ жанра очерка
Данная глава посвящена анализу типа текста, которое обычно относятся к «авторской» или «писательской» журналистике, подчеркивая тем самым их особый характер. Проявляется он, прежде всего, в повышенной требовательности к языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности текстов, глубине авторского обобщения действительности. В силу этого освоения искусства написания очерка в художественно-публицистическом жанре считается наиболее трудной ступенью при восхождении к вершинам журналистского мастерства. В данной главе идет подробный анализ языковых и стилистических особенностей жанра «очерк» (типы речи, стилистические фигуры, синтаксические конструкции предложений), на примере проблемного очерка М. Матвеевой «Служить или выживать?». Данный материал очень актуален на сегодняшний день и его структура типична для рассматриваемого мною жанра.
2.1. Типы речи
В своем очерке автор рассуждает над тем, что сегодня служить в России опасно. В данном тексте очерка существует характерная черта очерков. Это смешение типов речи.
Автор использует рассуждение, тезис которого можно выделить в 6 предложении, что неуставные отношения и жестокость военного начальства, ведет к тому, что служить сегодня в России опасно. Аргументы мы видим в примерах, доказывающих неуставные отношения солдат, в предложениях 10: «Например, заставляли без конца открывать и закрывать форточку, нанося при этом всякий раз «духу» удар в солнечное сплетение», 11: «Или за пять секунд приносить старшему тапочки и полотенце (за опоздание провинившийся должен был с разбегу биться головой о стену)», 12: «Просто избивали табуретом или гантелей по темени», 13: «Чтобы не оставалось следов, приказывали прикрывать голову вывернутыми наружу ладонями («делать лося»)», 14: ««Результат такой «воспитательной работы» весьма плачевный: «органическое поражение головного мозга травматического генезиса с легким интеллектуальным снижением и стойким астенодепрессивным синдромом», как сказано во врачебном заключении». Заключение, из которого следует, что случаи «дедовщины» не единичны, а наоборот их очень много, заключается в предложениях 19, 20, 21, 22: «Если бы этот случай оказался единичным, можно было бы, возмутившись жестокостью старослужащих, а также слепотой, равнодушием или молчаливым пособничеством командиров, тем не менее продолжать доверять армии. Действительно, виновные (по крайней мере непосредственные) наказаны; армия вообще – при любой организации службы, в любой стране – не застрахована от проявлений насилия между своими же служащими.… Однако таких подобных случаев (даже тех, что разбираются в судах) - сотни. Таких, о которых знают только сами солдаты и их родители – во много раз больше»
Так как в тексте сообщается о проблеме «дедовщины» в армии, в его временной последовательности, а на первый план выдвигается порядок протекания действия, развитие сюжета, то можно сделать вывод, что и тип речи повествование тоже присутствует в данном проблемном очерке. Завязку действия мы видим в 9 предложении («В учебной воинской части № 7527, расположенной в центре Орла, «деды» заставляли молодых солдат – «духов» стирать себе исподнее, отбирали деньги и продукты, развлекались изобретением разнообразных «упражнений» для новобранцев»), далее в хронологической последовательности идет развитие действия. В 14 предложении («Результат такой «воспитательной работы» весьма плачевный: «органическое поражение головного мозга травматического генезиса с легким интеллектуальным снижением и стойким астенодепрессивным синдромом», как сказано во врачебном заключении») кульминация повествования, и в 16 предложении («В конце концов «дедов» наказали») развязка события. Выразительная и изобразительная сила данного повествования заключается, прежде всего, в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве. Поскольку в данном проблемном очерке сообщается о событиях, особую роль здесь принадлежит глаголам особенно формам прошедшего времени: «заставляли», «отбирали», «развлекались», «избивали», «приказывали», «наказали». Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, помогают автору разворачивать повествование
2.2 Языковые средства выразительности
Так как данный текст посвящен армейской теме, то здесь встречается лексика, характерная для армейской среды: «призывник», «воинская честь», «деды», «духи», «новобранцы», «делать лося», «рота», «старослужащие», «командиры», «солдаты». Благодаря ним автор доказывает нам свою осведомленность в проблеме неуставных отношений в армии, и у читателя появляется больше доверия к данной информации. Написать проблемный очерк, не разбираясь в той сфере деятельности, которая в нем затрагивается, невозможно.
Для более точного эмоционального выражения проблемы «дедовщины» в армии, автор использует иронию: «Результат такой «воспитательной работы»…», «…развлекались изобретением разнообразных «упражнений» для новобранцев». Слова «воспитательная работа» и «упражнения», автор ставит в кавычки, что позволяет аудитории искать, обратный, противоположенный смысл высказывания. Следовательно, под выражением «воспитательная работа», читатель понимает – издевательства, которые совершали старослужащие по отношению к молодым солдатам; а слово «упражнения», означает наказания, которые пришлось терпеть солдатам-призывникам.
Использование антитезы в предложении 3 «Воспитывает ли армия «настоящего мужчину» или превращает здорового молодого человека в калеку?», противопоставляет понятия «здорового молодого человека» и «калеки», что усиливает впечатление и придает тексту трагическую нотку.
Для того, чтобы показать результаты неуставных отношений в армии, то как они могут поменять жизнь молодого человека, автор использует цитирование врачебного заключения: «…органическое поражение головного мозга травматического генезиса с легким интеллектуальным снижением и стойким астенодепрессивным синдромом…», что придает очерку официальный и серьезный тон, и так же показывают читателям осведомленность автора в данной проблеме.
Точное место действия: «В учебной воинской части № 7527, расположенной в центре Орла…», делает очерк достовернее, так же точные фактологические данные это главный признак, как проблемного очерка, так и всего публицистического стиля в целом.
Для усиления выразительности речи, для придания тексту красочности автор использует различные средства выразительности, благодаря которым текст становится насыщеннее и интереснее. Благодаря градации, с использованием экспрессивно-оценочной лексики: «…слепотой, равнодушием или молчаливым пособничеством…», Матвеева передает нам атмосферу жестокости, бесчеловечности командиров к солдатам, которая царит в современной армии. Автор, для того, чтобы показать невыносимое, беспомощное состояние простых солдат использует синонимы: «провинившийся», «новобранец», «пострадавший».
Олицетворение «воспитывает ли армия», «доверять армии», использованное в предложении 3 и 19, одушествляет армию, дает ей характеристику живого существа.
Повтор слова «любой» в 20 предложении («Действительно, виновные (по крайней мере непосредственные) наказаны; армия вообще – при любой организации службы, в любой стране – не застрахована от проявлений насилия между своими же служащими.…»), делает речь автора призывнее. Матвеева дает читателю понять, что проблема «дедовщины» в армии есть не только в нашей стране, а с ней можно столкнуться везде. Это проблема не только России. Для того чтобы язык текста был красноречивее, автор использует характерный для проблемного очерка троп- гипербола. В тексте она встречается часто «…без конца открывать и закрывать…», «…за пять секунд приносить…», «Однако таких подобных случаев (даже тех, что разбираются в судах) – сотни. Таких, о которых знают только сами солдаты и их родители – во много раз больше». Преувеличения данных фактов, выделяют данную проблему, проблему дедовщины в армии.
Выразительная и изобразительная сила данного повествования заключается, прежде всего, в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве. Поскольку в данном проблемном очерке сообщается о событиях, особую роль здесь принадлежит глаголам особенно формам прошедшего времени: «заставляли», «отбирали», «развлекались», «избивали», «приказывали», «наказали». Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, помогают автору разворачивать повествование.
... могут повлечь более-менее серьезные последствия для читателя, решившего их применить, как правило, представляются с указанием профессионального статуса «советчика». Глава 2. Языковой стилистический анализ жанра «заметка» на примере семи публикаций из «Северной правды» 2.1 «В Костроме посадили насильника-педофила» Свердловский районный суд Костромы вынес приговор 52-летнему Евгению К., ...
... – где границы дозволенного, может ли фантазия соединится с достоверностью, объективностью, или лучше не рисковать? Это мы попытаемся рассмотреть на примере журнала «Биография». Глава II. Особенности портретного очерка в журнале «Биография» 2.1 Характеристика журнала «Биография» Журнал «Биография», это глянцевый журнал; его размеры 17 на 25, содержит 78 страниц, цена около пятидесяти ...
... материале показаны результаты контактов разных этносов, проживающих в Казахстане. Весьма важным является социолингвистический материал, касающийся взаимодействия русского и казахского этносов и контактирования их языков. Следует также подчеркнуть работу К.М.Абишевой, в которой подробно описаны языковые контакты названных этносов на протяжении многих веков. Если рассмотреть контакты русского и ...
... Потому что есть время продумать вопросы, да и собеседник более сосредоточен за компьютером и лучше формулирует ответы. Заключение Анализ разновидностей интервью в «Красном Знамени» позволяет сделать следующие выводы: 1. Жанр интервью в газете представлен следующими видами: информативные (главный предмет беседы – новые факты, интерес к личности собеседника предельно ослаблен), ...
0 комментариев