1. Чрезмерная концентрация промышленности.
2. Низкая эффективность очистки: в крупных городах области доля улавливаемых выбросов не превышает 70-80 %, в других местах она еще ниже.
Последствия.
20-30 % заболеваний горожан обусловлено загрязнением воздуха. Например, вблизи промышленных объектов и автострад по сравнению с чистыми районами люди болеют гриппом и ангиной в 3 раза чаще, конъюнктивитом глаз и неврозами - в 2 раза, кожными заболеваниями - в 9 раз. Заболеваемость детей бронхиальной астмой и острым бронхитом в таких местах в 1.5 раза выше. Кислотные дожди приводят к гибели лесов и водоемов. [7]
Рис.9
Рис.10 [2]
В атмосферу города поступает более 1200 видов загрязняющих веществ. Основными и наиболее опасными являются: диоксид азота, оксид углерода, сернистый ангидрид, аммиак, соединения тяжелых металлов, пыль, сажа, асбест, фенол, цианистый водород, ксилол, толуол, бензин. (см. рис. 9 и 10)
В тихую погоду при нисходящих потоках воздуха (при антициклонах) в 100-150-метровом приземном слое над городом скапливаются газы и пыль, выделяемые транспортом и промышленностью. Образуется "дымный туман" - смог. Следствием загрязнения являются "подкисленные" осадки (pH < 5.6) - кислотные дожди.
Глава 5. Радиация
Радиация, или ионизирующее излучение, - это частицы и гамма-кванты, энергия которых достаточно велика, чтобы при воздействии на вещество создавать ионы разных знаков. Источники радиации - радиоактивные вещества или ядерно-технические установки (реакторы, ускорители, рентгеновское оборудование и т.п).
Радиоактивные вещества могут проникать в организм с пищей и водой, через легкие и кожу, а также при медицинской радиоизотопной диагностике. В этом случае говорят о внутреннем облучении. Кроме того, человек может подвергнуться внешнему облучению от источника радиации, который находится вне его тела. Внутреннее облучение значительно опаснее внешнего.
По происхождению радиоактивность делят на естественную и техногенную.
Естественный фон на улице (открытой местности) - 0.01 мкбэр/час, в помещении - до 0.02 (радиоактивные вещества, в основном, радон, накапливаются здесь из земли и строительных материалов). Допустимый уровень - 500 мбэр/год или 0.06 мбэр/час.
В обыденной жизни для жителей Москвы и Подмосковья вероятность столкнуться с источником радиации, представляющим непосредственную угрозу для здоровья, не велика. В Москве и области фиксируется менее 50 подобных случаев в год. (см. рис. 11) [4]
Рис.11
Наиболее вероятные источники радиации - свалки, котлованы и склады металлолома с предметами, загрязненными радиоактивными веществами, а также привозной грунт. Более 70 процентов всех выявляемых в Москве случаев радиоактивных загрязнений приходится на жилые массивы с новым строительством и зеленые зоны. Именно здесь в 50-60-е гг. располагались свалки бытового мусора, куда свозились также низкорадиоактивные промышленные отходы, считавшиеся тогда относительно безопасными.
Планомерные радиологические исследования на территории области ведутся с 1986-88 г, в отдельных местах - с 1970-х гг. Площадное загрязнение продуктами аварии на Чернобыльской АЭС на территории области отсутствует или незначительно. В 1990-х гг. радиационное загрязнение области в целом незначительно и мало менялось, большинство источников радиации ликвидировались, но ежегодно выявлялись новые. С 1971 по 1996 гг. в области выявлено около 150 техногенных радиационных аномалий.
Последствия.
Воздействие радиации на человека называют облучением. Основу этого воздействия составляет передача энергии радиации клеткам организма. Облучение может вызвать нарушения обмена веществ, инфекционные осложнения, лейкоз и злокачественные опухоли, лучевое бесплодие, лучевую катаракту, лучевой ожог, лучевую болезнь. Последствия облучения сильнее сказываются на делящихся клетках, и поэтому для детей облучение гораздо опаснее, чем для взрослых.
Глава 6. Урболандшафт и его надёжность
На первый взгляд кажется, что природные процессы в плотно застроенных асфальтово-бетонных городских ландшафтах подавлены совершенно и единственная причина происходящих здесь изменений — деятельность человека. Однако это далеко не так по двум основным причинам: первая — сохранность, в большинстве случаев, городской территорией своего природного «каркаса» — крупных форм и элементов рельефа. В сильно измененном виде, но только внешне, по морфологическим признакам сохраняются водосборные бассейны; достаточно ничтожны изменения их площадей, почти там же прослеживаются водоразделы.
Вторая причина — продолжение стока по долинам рек текущих в городах, независимо от того засыпаны ли они (технопогребенные долины), или имеют открытое русло. Сток запрятанных под землю водотоков формируется за счет инфильтрации атмосферных вод, утечек из водонесущих коммуникаций и поступления технических вод, используемых для уборки улиц и полива зеленых насаждений. Асфальтовое покрытие препятствует испарению. Накопление техногенных илов, которые, благодаря наличию большого количества загрязнителей, становятся неразмываемыми, уменьшает пропускную способность подземных потоков. Подземные потоки отличаются медленным течением, плохо предсказуемыми колебаниями уровня. На них, кроме весенних половодий и ливневых паводков, происходят техногенные паводки, вызванные неисправностями подземных водных коммуникаций.
В отсутствие кислорода и солнечной радиации самоочищения воды в подземных потоках не происходит. Повышенная агрессивность загрязненных грунтовых вод приводит к преждевременному износу подземных сооружений и фундаментов зданий. Содержание нефтепродуктов, соединений железа и меди, органических веществ и т.п. в малых городских реках резко колеблется от года к году, что неудивительно, учитывая малые площади их бассейнов и большое количество потенциальных загрязнителей.
В процессе роста Москвы полностью забраны в коллекторы 39 водотоков. Они продолжают оказывать существенное влияние на жизнь города.
В результате человеческой деятельности верхние горизонты грунтовой толщи представлены неравномерно уплотненными техногенными отложениями пестрого состава.
Среднечетвертичные моренные суглинки московского оледенения в долинах малых рек нередко сокращены в мощности, по сравнению с водораздельными пространствами большинства московских районов, или полностью размыты. Мощность подморенных окско-донских флювиогляциальных песков (мелких и пылеватых) с отдельными линзами озерно-ледниковых суглинков сильно меняется от 4 – 6 м до 20 – 25 м. В редких случаях сохранился горизонт донской морены (ранее ее считали днепровской). [4]
При проектировании строительства зданий повышенной этажности в Москве инженерно-геологические изыскания проводятся до глубины 50 – 55 м, где, как правило, залегают породы каменноугольного возраста, которые при строительстве нарушаются человеком.
Грунтовые воды в бассейнах технопогребенных рек также отличаются рядом особенностей. Прежде всего, погребенные долины — зоны активного транзита грунтовых вод. Глубина залегания верхнего горизонта грунтовых вод зависит от мощности техногенных и древнеаллювиальных отложений. Водоупором обычно служат моренные суглинки московского возраста. Другой водоносный горизонт развит в подморенных окско-донских флювиогляциальных отложениях. Роль водоупора играют юрские глины. Третий от поверхности крупный водоносный горизонт развит в верхних слоях карбонатных пород карбона, на глубинах обычно превышающих 25 м. Между тремя названными горизонтами грунтовых вод возможен вертикальный переток вод, что также приводит к активизации суффозии.
Современные процессы в бассейнах технопогребенных рек качественно отличаются от протекавших здесь ранее естественных процессов . На ранних этапах освоения бассейнов в них господствовали плоскостной смыв, речная и овражная эрозия и аккумуляция, низкие берега заболачивались. На крутых бортах долин нередко происходили оползни. В эпоху интенсивного освоения овраги исчезают, заболачивание сменяется подтоплением. Плоскостной смыв происходит на открытых, лишенных покрытия участках, часто ограничиваясь смывом мусора с асфальтового покрытия. Ведущими процессами становятся суффозия, а также уплотнение заполняющих долины техногенных отложений. Для естественных ландшафтов Московского региона интенсивное проявление этих процессов маловероятно. На поверхности суффозионные процессы и уплотнение проявляются в виде локальных просадок асфальтового покрытия дорог, деформаций поверхности около канализационных коллекторов и зданий, в районе теплотрасс и других коммуникаций. В ряде случаев на склонах засыпанных долин продолжаются склоновые процессы. Они могут активизироваться под влиянием дополнительной нагрузки со стороны расположенных на склонах зданий, что, в свою очередь, приводит к повреждениям последних. Также необходимо учитывать возможную активизацию карстово-суффозионных процессов, — особенно в местах, где сильно размыты или отсутствуют юрские глины, перекрывающие сильно закарстованные отложения карбона и предохраняющие их от дальнейшего разрушения. В условиях слабых грунтов в глубоких котлованах и подземных выемках (например, при прокладке линий метрополитена) возникают плывуны . [5]
Все приведенные выше примеры доказывают, что изменённые человеком ландшафты становятся местами интенсификации процессов, приносящих значительный ущерб городскому хозяйству крупных городов. С течением времени они не только не затухают, а нередко усиливаются. А в реках, «скованных» бетонными или гранитными берегами, геоморфологические процессы замирают. [8]
Глава 7. Чрезвычайные экологические ситуации
В Москве и области ежегодно происходят аварии. Например, 16 ноября 1999 г. в Щелковском районе в результате аварии на трубопроводе около 26 тыс. м. куб. хозяйственно-бытовых стоков попали в
р. Воронок, являющуюся притоком Клязьмы. В мае 1997 г. в результате железнодорожной аварии на станции Яхрома 110 тон керосина вылились на землю. 14 октября на канале им. Москвы в Дмитровском р-не из затонувшего буксира вылилось 5 тонн дизельного топлива, которое могло попасть в питьевую воду.
Причины.
Чрезмерное скопление промышленных, сельскохозяйственных и транспортных объектов в Москве и Подмосковье плюс традиционное разгильдяйство. Это делает вероятность аварий высокой, а последствия - опасными для дикой природы и людей.
Число случающихся ежегодно чрезвычайных экологических ситуаций в Москве и Подмосковье стабильно. Например, только для области их было выявлено в 1994 г. - 2, в 1995 - 3, в 1996 - 6, в 1998 - 3, в 1999 - 5. Но не все такие ситуации выявляются.
Последствия выявленных аварий частично ликвидируются, но сделать это в полной мере не удается. Данные о вкладе аварий в общее загрязнение природы отсутствуют.
Заключение
Непростое время наступило для природы крупных городов, а уж тем более – мегаполисов. Если бы все ресурсы планеты истреблялись с такой скоростью как в Москве, то человечество бы уже практически всё использовало и возникла бы проблема не только отсутствия того или иного компонента в его естественном, нетронутом виде в принципе, но и проблема экологической гибели всего живого.
Москва и её окрестности является ярким примером того, когда люди очень активно потребляют, и не отдают ничего взамен, кроме ядохимикатов. Всё это ведёт либо к мутациям человеческого существа, либо же его гибели!
Глядя на историю Москвы и Подмосковья и анализируя ее люди задумались о том, что необходимо создавать заповедные территории, очистные сооружения, разрабатывать всё новые и новые технологии на производствах и так далее.
Я очень надеюсь, что всё вышеперечисленное хоть как-то исправит положение этого мегаполиса, и что ни один город на планете не пойдёт по пути развития Москвы!
Литература
1. Беспамятнов Г. П., Кротов Ю. А. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде Л.: Химия 1987.
2. Гос. доклад о состоянии окружающей среды Московской области в 1994-1995 гг.
3. Государственный доклад о состоянии окружающей среды в г. Москве / 1992 г.
4. Кофф Г.Л., Котлов В.Ф., Шешеня Н.Л. Рекомендации по усовершенствованию инженерно-геологических изысканий для промышленного и гражданского строительства на территории г. Москвы и лесопарковой зоны в связи с охраной и рациональным использованием геологической среды. М.: ИЛСАН, 1989 год
5. Осипов В.И., Медведев О.П. М.: «Московские учебники и картолитография», Москва: геология и город / 1997. 400 с.
6. Сергеев Е. М. , Кофф Г. Л. . «Рациональное использование и охрана окружающей среды городов.»
7. Стадницкий Г. В. , Родионов А.И. «Экология».
8. Федорович Д.В., Маккавеев А.Н., Локшин Г.П., Горецкий К.В. особенности функционирования урбанизированного водосборного бассейна (на примере бассейна р. Ходынки, г. Москва) // Геоморфология. 2004.
9. Экологический энциклопедический словарь, 1999 г.
10. http://chopa6.narod.ru/voda.html
... территории города (примерно 60-80%) произошла сработка напора и частичное осушение подольско-мячковского водоносного горизонта. Его уровень понизился в среднем не 10-70 метров. На территории Москвы образовалась крупнейшая региональная депрессионная воронка радиусом до 90 км. Серьезные изменения гидрогеологических условий зафиксированы в верхних слоях литосферы, где влияние человека особенно ...
... и с различным масштабом воздействия: макроэкономическая политика, приводящая к экстенсивному использованию природных ресурсов; инвестиционная политика, ориентированная на развитие ресурсоэксплуатирующих секторов экономики; неэффективная секторальная политика (топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство, лесное хозяйство и др.); несовершенное законодательство; неопределенность прав ...
... среды Москвы Контроль состояния и очистка акваторий рек В Москве создается единая система экомониторинга водных объектов. Ее создание позволит оперативно оценивать качество воды в Москве-реке и ее притоках, эффективно анализировать состояние водоемов, быстро реагировать на факты аварийного загрязнения и “залповые сбросы”, а также выявлять источники загрязнения. Комплекс мер по ...
... местами могут выходить не только юрские глины, но даже известняки каменноугольного периода. Растительность Как следует из предыдущего, геологического, раздела, почвообразующие породы в окрестностях Акатова, Мешкова и Валуева - это, в основном, суглинки. Здесь преобладают дерново-среднеподзолистые суглинистые почвы. Большая расчленённость местности речной и овражно-балочной сетью способствует ...
0 комментариев