2. Принципы поведения, взаимоотношений и действий врача по отношению к больному и его окружению
Координирующая роль центральной нервной системы в течении физиологических и патологических процессов общеизвестна, поэтому недооценка влияния психического состояния больного на результаты практической деятельности врача любой специальности недопустимы.
Следовательно, врач любой специальности обязан помнить, что каждый соматический больной имеет психогенный компонент, т.е. какой бы болезнью он ни страдал, всегда имеют место (в большей или меньшей мере) нарушение психики и изменение личности человека.
При любом соматическом заболевании на психику больного влияет следующее:
ü Боль и другие физические страдания, особенно если они воспринимаются как угроза для жизни;
ü Снижение, извращение или утрата ощущений (зрение, слух, ощущение повышения температуры, парастезии и т.д.);
ü Снижение или потеря трудоспособности;
ü Нарушение (изменение) привычного уклада жизни;
ü Необычные ощущения экзогенного и эндогенного порядка (изменение цвета кожи, положения конечности, промокание повязок содержимым раны, чувство движения или распирания в брюшной полости, удушье, увеличение объема живота, отеки и т.д.).
Все эти факторы, воздействия на психику больного, могут проявляться быстрой утомляемостью, ослаблением воли, инициативы, раздражительностью, снижением интереса, внимания к окружающим людям и событиям, рассеянностью, угнетенностью и т.д.
В конечном счете, изменения психики у соматического больного, особенно при длительном течении заболевания, проявляются резким снижением круга интересов (в связи с чем значительно ограничивается контакт с окружающими), сосредоточением на своем страдании, а также повышенной эмоциональной ранимостью или депрессией. Указанные нарушения психики задерживают выздоровление, могут способствовать усугублению течения заболевания, развитию дополнительных симптомов и даже сопутствующих заболеваний. Иногда психическая реакция в большей степени определяет состояние и тяжесть страдания больного, чем его болезнь.
Следовательно, влияние личности на возникновение и течение болезни, а также на исход, сроки выздоровления и реабилитации весьма и весьма существенно.
Больные нередко внутренне переживают одно, а демонстрируют совершено другое; другие больные зависимости от ситуации то агравируют (преувеличивают) болезнь, то диссимулируют (скрывают) ее, то бравируют ею, то впадают в истерику и т.д. Врач должен разобраться во всех этих тонкостях, так как это имеет огромное значение для установления контакта с больным, постановку правильного диагноза, организации лечебно-профилактической помощи.
Поскольку для врача роль личности больного столь значительна, он обязан получить представление о ней и отдельных ее свойствах (интеллект, мышление, память, темперамент, характер) путем изучения истории жизни человека.
Таким образом, изучая историю жизни больного (анамнез жизни), врач должен выяснить не только физическое развитие, условия жизни и труда, перенесенные заболевания, то есть биологический и социальный фон настоящего заболевания, но и условия развития личности данного человека, а также состояние отдельных ее свойств и особенностей на данный момент.
Пренебрежение личностными психическими реакциями в исследовании болезненного процесса, в формировании контакта с больным и в проведении лечебных мероприятий может привести к целому ряду неблагоприятных последствий. В подавляющем большинстве случаев в основе конфликтных ситуаций между больным и врачом лежит незнание последним личности больного и, следовательно, неумение наладить соответствующие отношения. Эта же ошибка весьма часто лежит в основе низкой эффективности проводимых лечебных мероприятий.
Эмоции, реализуясь через эндокринную и вегетативную нервную систему, могут вызвать различные изменения в функции сердца, желудка, печени, почек, органов дыхания и т.д.
Задача врача не только устранить источник отрицательных эмоций, но и «переключить» психику больного человека на положительные эмоции, создать условия, чтобы они могли возникнуть, индуцировать их появление, пролонгировать их действие.
В своей основе изменения, возникающие в организме в ответ на отрицательные эмоции, являются приспособительными реакциями. Более того, повторные слабые отрицательные эмоции способствуют формированию устойчивости организма к конфликтным ситуациям. Экспериментально установлено, что при повторных относительно слабых конфликтах ситуациях весьма часто вырабатывается антистрессорный «иммунитет».
Поскольку возникновение и проявление эмоций весьма вариабельно, одна и та же болезнь в зависимости от индивидуальных особенностей пациента проявляется по-разному и переживается каждым по-своему. В связи с этим врачи нередко сталкиваются с несоответствием жалоб больного (субъективное проявление болезни) степени функционально-морфологических нарушений, имеющихся в организме (объективное проявление болезни), что порождает диагностические и тактические ошибки.
Из изложенного следует, что лечение больных должно быть строго индивидуальным.
Таким образом, отрицательное эмоциональное воздействие может реализоваться весьма разнообразными симптомами вплоть до смертельного исхода. С другой стороны, положительные эмоции, мобилизация воли, аутогенная психологическая тренировка могут настолько повысить резистентность организма, что многие заведомо патогенные факторы оказываются недостаточными для того, чтобы вызвать патологию.
Медицинское значение эмоций (эмоциональные реакции, эмоциональное состояние, эмоциональные отношения) состоят в том, что, во-первых, они являются неотъемлемым компонентом любого заболевания, определяя в значительной степени субъективные и объективные проявления болезни; во-вторых, они управляемы; в-третьих, путем подавления отрицательных эмоций и воспитания (тренировки) положительных можно существенно воздействовать на течение соматического заболевания; в-четвертых, лечебный эффект каждого препарата, любой процедуры, манипуляции и т.д. в значительной степени определяется эмоциональным фоном больного.
Следовательно, внимательное отношение к личности больного, целенаправленное воздействие на его психику (наряду с каузальной терапией) может значительно улучшить результаты профессиональной деятельности врачей всех специальностей. С другой стороны, небрежное, формальное отношение к личности больного может создать весьма сложные препятствия в организации лечебного процесса, а порой и ухудшить течение заболевания.
Психотерапевтическое воздействие – это комплекс факторов (слово, жесты, выражение лица, поведение, внешний вид врача и т.д.), который воздействует на психику больного человека.
Мало выписать рецепт на хорошее лекарство или назначить весьма эффективные лечебные процедуры, - нужно убедить больного в необходимости назначенного лечения, вселить уверенность в определенном действии применяемых лекарств.
К сожалению, нередко врач, выписав рецепт, объясняет больному, как принимать лекарство, но не как оно будет действовать, чего следует ждать от этого лекарства. Более того, объясняя условия приема лекарства, он шаблонно произносит: «три раза в день». Но вопрос больного: «до или после еды», небрежно отвечает: «не имеет значения». Подобная практика назначения лекарств совершенно неправильна, ущербна. Она подрывает основу лечебного процесса. Больной не знает, почему ему выписали это лекарство, а не сотню других; кроме того, если неважно, как принимать лекарство, то больной скорее всего сочтет назначенный препарат неэффективным. При подобном методе назначения лекарственных препаратов выздоровление, если оно наступает, вызвано не лекарствами, а благоприятным естественным течением патологического процесса.
Назначая то или иное лечение, нельзя высказывать в присутствии больного какие-то сомнения или неуверенность – это элементарное профессиональное невежество. Так, например, выражения «попробуйте вот это лекарство» или «попробуем еще одно лекарство» сразу же вызывают негативное отношение больного к лечению, поскольку у него создается впечатление, что врач не знает, как его лечить. Он начинает думать: «Пробует разные лекарства, как на «кролике», наверное, моя болезнь неизлечима». При подобных обстоятельствах получить надлежащий эффект практически нельзя. Более того, если врач сам говорит о том, что нужно попробовать то или иное лекарство, то почему нельзя попробовать методы лечения, которые советуют родственники, соседи, сослуживцы? Так больного подталкивают к самолечению.
Больной активно лечится только у того врача, которому он доверяет. За утратой доверия следует разочарование, эффект лечения резко снижается. Отсюда роль личности врача в лечебном процессе весьма и весьма существенная.
Контакт (беседа) врача с больным – это уже настоящий, серьезный лечебный процесс. Следовательно, врач, не пользующийся доверием больного, не стремящийся к моральному облегчению страданий больного, игнорирующий психопрофилактику и психотерапию, лечить не может.
Врач обязан заботиться о своем авторитете, беречь его и развивать, поскольку это элемент лечебного воздействия. Проявлять добрые чувства к людям для врача должно стать потребностью.
Больной человек не имеет времени и возможности изучать врача, он выносит свои суждения быстро, скоропалительно, не всегда объективно. А поскольку врач профессионально заинтересован, чтобы у больного сложилось хорошее мнение о нем, он обязан помочь больному в этом направлении, т.е. облегчить и ускорить процесс формирования позитивных взаимоотношений.
При правильном поведении врача, соблюдении деонтологических положений доверие к нему должно появиться «с первого взгляда» и уж во всяком случае после первой беседы, а авторитет – в течение нескольких недель.
Что может оказать влияние на доверие больного к врачу:
ü При первом контакте критериями являются и внешний вид, и жесты, и выражение глаз, и речь.
ü Врач должен сделать все от него зависящее, чтобы понравится больному. Стремление расположить к себе больного должно быть искренним, без заискивания, с соответствующим достоинством.
ü Внешний вид должен импонировать пациенту.
Список литературы
1. Грандо А.А. Врачебная этика медицинская деонтология. Киев, 1982.
2. Вайль С.С. Некоторые вопросы медицинской деонтологии. Л., 1979.
3. Айвед Л.В. О медицинской деонтологии. Мн., 1969.
4. Чеботарева Э.П. Врачебная этика. – М., 1984.
5. Макшанов И.Я. Врачебная деонтология. Мн., 1998.
6. Щепин О.П., Царегородцев Г.И., Еврохин В.Г. Медицина и общество. М., 1983.
... регулирования и норм поведения медиков, обусловленных особенностями их практической деятельности, положением и ролью в обществе. 2. Особенности медицинской этики и деонтологии в отделениях. 2.1. Тактика медицинского работника в терапевтическом отделении В самых распространенных в клинической медицине терапевтических отделениях, как правило, находятся больные самого различного профиля ...
... с большим упорством стараться достигнуть поставленной цели. Заключение В наше время, когда уровень развития науки и техники стал повышается с каждым годом, особенно остро встает проблема медицинской деонтологии как учении о долге, науке о моральном, эстетическом, и интеллектуальном облике человека, посвятившего себя благородному делу – заботе о здоровье человека, о том, каковы должны быть ...
... труда врачей, и с сохранением врачебной тайны, и с трансплантацией органов, и со многими другими аспектами врачебной деятельности. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН. «Принципы медицинской этики 1982г.» * Извлечение Генеральная Ассамблея предложила Всемирной организации здравоохранения подготовить проект кодекса медицинской этики, относящегося к защите лиц, подвергаемых любой форме ...
... виде народных рецептов, наряду с «правильными методами лечения». Однако страх потерять выгодных клиентов заставлял врачей порой использовать те средства, в которые они не очень-то и верили (Цельс. 3, I; Гиппократ. Наставления. 5). К тому же надо учитывать, что сознание человека Римской империи было обращено к чудесному, невероятному, парадоксальному. Не доверяя врачебному опыту, пациенты были ...
0 комментариев