3.2. Органы управления ЗАО
Акционерное общество считается одной из наиболее сложных организационно-правовых форм юридических лиц, для обеспечения деятельности которых требуется хорошо продуманная и слаженная система органов управления и контроля. Современное акционерное законодательство предусматривает трехуровневую систему органов управления ЗАО: общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительный орган (органы) общества.
3.2.1 Общее собрание акционеров
Одним из самых важных вопросов акционерного права на всех этапах его существования был вопрос об эффективном внутрифирменном управлении. Отечественный акционерный закон 1995 года в значительной степени придерживался американской модели управления компаниями (с точки зрения распределения полномочий), где ведущая роль отводилась советам директоров, менеджерам. А вот в части построения органов управления закон оставался в рамках "классической" немецкой конструкции, предусматривающей трехзвенную структуру управления обществом, что привело к формированию своеобразной "смешанной" системы.
Вопрос формирования адекватной правовой базы корпоративного управления, несомненно, один из самых актуальных. Применение в первоначальной редакции Закона адаптированных элементов, относящихся к разным моделям управления в АО, предопределило необходимость установления оптимального соотношения между ними и, как следствие, существенную корректировку закона в этой части.
Основные принципы построения системы управления акционерным обществом остались неизменными и после принятия новой редакции акционерного закона. Структура управления по-прежнему трехзвенная. Она включает в себя общее собрание акционеров - высший орган управления; совет директоров (наблюдательный совет) - постоянно действующий орган акционеров, а также исполнительный орган (органы) общества. Последний осуществляет руководство текущей деятельностью общества и решает вопросы, не отнесенные к компетенции волеобразующих органов общества.
Закон содержит достаточно серьезные изменения, касающиеся всех трех звеньев управления обществом, которые требуют самого пристального внимания и серьезного анализа. Можно отметить, что основные изменения произошли по двум направлениям - таким как перераспределение и уточнение компетенции органов и более детальное регулирование процедурных вопросов (с акцентом усиления гарантий прав акционеров на участие в управлении обществом).
В соответствии с п.1 ст.47 Закона высшим органом управления обществом является общее собрание акционеров, которое проводится ежегодно в обязательном порядке. Вопросы, касающиеся изменения компетенции общего собрания и совета директоров принципиально важны. Тем более, что эти нормы вступили в силу не с 1 января 2002 года, как все прочие, а гораздо раньше - со дня опубликования закона от 7 августа 2001 года.
Глобальных изменений новый закон не внес, но компетенция общего собрания по ряду моментов уточнена и расширена:
- п. 6 п. 1 ст. 48 закона в его новой редакции относит принятие решений об увеличении уставного капитала общества только к компетенции общего собрания акционеров;
- право утверждения внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества (в исключение из общего правила об утверждении внутренних документов советом директоров) относится сейчас к компетенции общего собрания акционеров. Это в известной степени перераспределило полномочия волеобразующих органов общества в сфере влияния на деятельность менеджмента;
- общее собрание акционеров не решает отныне вопросов об определении формы сообщения обществом материалов (информации) акционерам;
- удален из вопросов, относящихся к компетенции общего собрания участников, вопрос принятия решения о неприменении преимущественного права акционера на приобретение акций общества или ценных бумаг, конвертируемых в акции. Указанное изменение нельзя отнести к числу перераспределяющих полномочия общего собрания и совета директоров, так как в соответствии с новой редакцией ст. 7 Закона преимущественное право акционера закрытого акционерного общества на приобретение акций, продаваемых другими акционерами этого общества, закреплено императивно и не зависит от записи в уставе.
Изменен правовой статус акционеров-владельцев привилегированных акций: возможность наделения их правом голоса на общем собрании на основании положений устава исключена. С момента вступления в силу новой редакции закона такое право может быть предоставлено только законом. Указанное обстоятельство также можно отнести к изменениям, относящимся к общему собранию акционеров, поскольку в связи с этим в определенных случаях меняется порядок принятия решений общим собранием акционеров.
Вообще, вопросы, касающиеся процедуры созыва и проведения общего собрания акционеров; формирования повестки дня, списка лиц, имеющих право принимать участие в собрании; информации (материалов), подлежащих предоставлению и прочие вопросы, связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров, особо актуальны в преддверии проведения годовых общих собраний акционеров и требуют отдельного анализа и комментирования, поскольку изменения коснулись этих положений в значительной степени.
Пункт 7 ст. 49 закона в части определения условий, при которых акционер вправе обжаловать в суд решение общего собрания акционеров, изменений не претерпел: акционер может обжаловать решение общего собрания, если оно принято с нарушением требований закона, иных правовых актов, устава общества, при условии, что он не принимал участия в общем собрании акционеров или голосовал против принятия такого решения и указанным решением нарушены его права и законные интересы. Однако эти положения существенно дополнены указанием на то, что подобное заявление должно быть подано в суд в течение 6-ти месяцев со дня, когда акционер узнал или должен был узнать о принятом решении. Это дополнение весьма существенно и позитивно, поскольку позволяет ограничить период неопределенности, который связан с возможностью обжалования решений общего собрания.
Решен в новой редакции Закона давно назревший вопрос об обществах с единственным акционером. В соответствии с п. 3 ст. 47 закона решения таким акционером принимаются единолично, оформляются письменно, т. е. на основании этой нормы единственный акционер должен оформить решение, а не протокол. Установлено при этом, что положения закона, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, в данном случае не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания акционеров.
... Выступление в гражданском обороте от своего имени. Данный признак, присущий акционерному обществу как юридическому лицу, позволяет определить акционерное общество как субъект гражданского права. Он означает, что акционерное общество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Акционерное ...
... ви дов ответственности: а) ответственность общества всем принадлежащим ему имуществом – этот вид ответственности является основным, поскольку непосредственно связан со статусом акционерного общества как юридического лица, одним из важнейших признаков которого является способность отвечать по обязатель ствам всем принадлежащим ему имуществом; б) солидарная ответственность материнского общества со ...
... правового статуса акционерных обществ созданных в процессе приватизации § 1. Характеристика отдельных способов приватизации Акционерное общество как специфическая организационно – правовая форма коммерческих организаций занимает особое место в российском гражданском праве. Совокупность присущих ей юридических особенностей определяет наличие специального правового ...
... лица. К участникам управления обществом мы причисляем также членов счетной и ревизионной комиссии (ревизора), действующих в рамках реализации своих полномочий от имени общества. Акционерное общество как организационно-правовая форма юридического лица (правового явления) может быть описано через следующую систему правовых связей: 1) акционер и акционерное общество; 2) член совета директоров и ...
0 комментариев