1.2 Предпосылки экономического роста
Поскольку экономика — это наука о богатстве, то естественно, что с самого начала возникновения в центре ее внимания оказалась и проблема экономического роста. Разрешение этой проблемы означало поиск таких факторов развития экономики, которые обеспечили 6ы повышение уровня жизни при постоянном росте населения; Известно, что человеческие потребности безграничны: едва человек удовлетворяет одни, появляются другие, итак бесконечно. Вместе с тем фактом является то, что население Земли непрерывно возрастает — человечеству понадобилось 10 тыс. лет, чтобы его численность достигла 1 млрд. (это произошло в 1850 г.). Численность в 2 млрд. была достигнута за 80 лет (1930 г.). Удвоение этой численности произошло всего за 45 лет (1975 г.). K 2000 г. на Земле проживали уже 6 млрд. человек, а к 2020 г. численность населения составит 8 млрд. человек.
Ученые по-разному объясняли этот исторический феномен. Одна из наиболее популярных теорий, посвященных данной теме, была разработана M. Ве6ером, предположившим наличие причинной связи между религией И экономикой. Он показал, что капитализм для своего развития нуждался в мощных моральных стимулах, которые в период его становления могла ему дать только религия. И такой религией стал протестантизм —теологическое учение реформаторов христианства первой половины XVIв. M. Лютера и Ж. Кальвина. Протестантизм и порожденная им профессиональная этика, по мнению M. Вебера, стали серьезнейшими факторами экономического подъема Запада и развития современной западной цивилизации, тогда как восточные религии послужили барьером, который воспрепятствовал индустриальному подъему в таких странах, например, как Китай и Индия.
Центром протестантского учения является идея о предопределении: каждому еще до рождения определена его судьба — спасение или вечные муки. Никакие усилия человека и помощь церкви ничего изменить не могут. Все решено Богом, когда он сотворил мир. Никто не знает, к чему он избран. Идея о предопределении закрыла путь, ведущий 'на небо с помощью "добрых дел" или монастырской, внемирской аскезы. Единственным поприщем, на котором человек мог достичь успеха, который давал 6ы надежду и свидетельство об избранности, оставалась профессиональная деятельность. Все остальное должно быть отброшено, поскольку мешает преуспеванию в делах, умножению богатства. Успехи человека в земной жизни, его усилия, направленные на ее улучшение, являются знаком принадлежности человека к спасенным. А лень, неуспех, бедность каждый должен воспринимать как знак проклятия.
Кроме того, протестантизм породил то, что психологи называют отчуждением самосознания. Он дал человеку право самому судить свои поступки. Для этого не нужно 6ехсать в церковь за прощением. Поскольку Бог видит человека всегда и везде, то каждый ощущает свою ответственность прежде всего перед ним. B результате у людей сформировалась персональная ответственность перед обществом u друг перед другом.
Новое отношение к Богу, усердию и труду, ставшему самоцелью, привело к огромному психологическому сдвигу, который произошел в человеке за период распространения протестантизма в Европе. B прежние времена, в том числе в средневековье, отношение к труду было иным.
В истории нет другого периода, когда свободные люди столь полно отдавали свою энергию единственной цели — работе. Стремление к неустанному труду стало одной из главных производительных сил, не менее важной для развития нашей промышленной системы, чем пари электричество".
Некоторые исследователи в объяснении экономического роста Запада выдвигают на первый план и другие факторы, в частности науку и изобретения, природные ресурсы и экономические стимулы, колониальную эксплуатацию и империалистическую экспансию. Однако при всей важности этик факторов их значение нельзя переоценивать. Если, например, науки С/ изобретения —достаточные причины роста западного богатства, то почему подобного роста не наблюдалось в Китае и исламских странах, которые лидировали в этих областях XVI в.? Что касается природных ресурсов, которым некоторые авторы приписывали немаловажную роль в объяснении экономического роста, то исторические реалии еще конца XIX —начала ХХ вв. (процветание Нидерландов и Швейцарии) серьезно подорвали репутацию этого тезиса. Окончательный удар по нему нанесли невиданный рост и процветание Японии, экономические успехи Южной Кореи и ряда новых индустриальных стран. Другим примером могут служить многие европейские страны, которые после второй мировой войны, имея ограниченные природные ресурсы, совершили стремительный рывок от бедности к богатству, в то время как некоторые страны "третьего мира" с огромными природными ресурсами по сегодняшний ,день прозябают в нищете.
Вместе с тем новая этика имела для жизни западных стран более важные последствия, чем просто накопление капитала. «Повсюду, где утверждалось пуританское мироощущение, оно при всех обстоятельствах способствовало установлению буржуазного, рационального с экономической точки зрения образа жизни, что, конечно, имеет неизмеримо большее значение, чем простое стимулирование капиталовложений... Пуританизм стоял у истоков современного "экономического человека"».
Непосредственным следствием появления новой личности и накопления капитала стала растущая автоматизация хозяйственной жизни. Экономические отношения постепенно начали выходить из-под политического и религиозного контроля, характерного для высокоорганизованного и полностью интегрированного феодального общества времен позднего средневековья. Ослабление такого контроля над экономикой происходило в различных формах: возрастал объем торговли по нерегулируемым ценам; появлялся класс купцов, живших и богатевших за счет купли-продажи товаров В отличие от ремесленников, которые продавали только то, что производили собственными руками; отмирал контроль со стороны гильдий и правительств за созданием новых предприятий, которые постепенно становились центрами принятия множества экономических решений, а убытки или прибыль от этик решений были признаны собственностью владельцев предприятий. Все эти изменения сыграли огромную роль в становлении качественно нового экономического механизма, в повышении эффективности организации национальной экономики.
B последние 10 -15 лет внимание многих экономистов было приковано также к урокам экономического роста стран Юго-Восточной Азии. Успех в экономической развитии этик стран носит поистине легендарный характер. Ни одна другая группа развивающихся стран не дает примера подобного темпа роста, снижения уровня бедности, интеграции в мировой рынок, а также повышения уровня жизни. за последние 25 лет доход на душу населения увеличился здесь почтив 4 раза. Часть населения, находящаяся за чертой бедности, уменьшилась в размерах примерно на две трети, быстро снизились темпы роста населения, а уровень образования и показатели здоровья значительно улучшились. За успехом первых "азиатских тигров" (Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань) последовали страны "второго поколения" (Индонезия и Малайзия), а в настоящее время новым двигателем регионального роста стал Китай.
B чем же причины экономического успеха новых индустриальных стран (НИС)? Чтобы ответить на этот вопрос, Всемирным банком было проведено обширное исследование, в результате которого удалось установить влияние трех групп факторов:
а) достижение политической и макроэкономической стабильности;
6) инвестиции в человеческие ресурсы;
в) ориентация на внешние рынки.
Основой успеха всех этик стран стал прагматизм при формировании той или иной экономической политики. При этом, однако, следует иметь в виду, что процветание первого поколения НИС было связано с более активным государственным вмешательством в экономику, в то время как успехи следующих за ними стран были обусловлены либеральной экономической политикой государства. Но в том и в другом случае макроэкономическая политика характеризовалась высокой фискальной дисциплиной и адекватным стимулированием сбережений и инвестиций, а также внешне ориентированной торговой политикой. Вклад макроэкономической стабильности в экономический рост заключался не только в низком и стабильном уровне дефицита государственного бюджета, но также в росте с большой скоростью частных инвестиций, доля которых в ВВП превышала на две трети соответствующие показатели других развивающихся стран.
Опыт показывает, что эффективность производственных инвестиций и накопления капитала зависит от производительности трудовых ресурсов. B НИС роль труда как фактора экономического роста была весьма существенной. Рабочая сила здесь отличается высокой дисциплинированностью, легкой адаптируемостью к технологическим и организационным изменениям, высоким уровнем образования и квалификации.
Исключительно важную роль в экономическом росте стран Юго-Восточной Азии сыграли притоки зарубежных капиталов и стимулирование экспорта при одновременном проведении умеренной протекционистской импортной политики. Благоприятный климат для прямых иностранных инвестиций обеспечил широкомасштабное привлечение капиталов в форме как филиалов, находящихся под контролем транснациональных корпораций (ТНК), так и совместных производств и лицензионных предприятии. То же самое сегодня осуществляет Китай, добиваясь таких же впечатляющих успехов.
Таким образом, опыт стран Юго-Восточной Азии показывает, что здесь не было какой-то одной решающей причины экономического роста. Их успехи — результат комбинации целого ряда факторов, которые сделали экономический рост не только необходимым, но физически возможным. Однако к перечисленным факторам следует добавить еще один — фактор духовного характера: во всех этих странах, а также в Японии и Китае в течение всей жизни люди соблюдают конфуцианскую мораль. Чтобы следовать этой морали, каждому необходимо иметь "три качества и пять добродетелей". Три качества — это осторожность, милосердие и смелость. Пять добродетелей — это самоуважение, широта взглядов, верность, усердие и благотворительность. Во всем этом нет ничего сверхъестественного. Но в благоприятных политических условиях указанные качества и добродетели способны сыграть немаловажную роль в социально-экономическом прогрессе общества. Для материализации конфуцианской морали в общественной жизни необходима не только сильная государственная власть, чему придавалось первостепенное значение на всем протяжении существования идей Конфуция, но и автономность, суверенитет личности, которые стали признаваться и развиваться лишь последние 20 —30 лет. Результатом этого стал экономический и социальный подъем стран, не так давно еще находившихся в условиях феодальной отсталости.
Глава II. Факторы экономического роста
... , делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей. 3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в ...
... . В любом случае следует исходить из того, что возможности' экстенсивного развития национальной экономики всегда ограничены (земля, рабочая сила). Только за счет интенсивных факторов могут быть обеспечены устойчивый и долговременный экономический рост, а также его качество (рис.1). Экономический рост Экстенсивный Интенсивный Неизменный технологический способ ...
... развития, активизацию роли государства в экономической системе, формирование частногосударственного партнерства, обеспечение макроэкономической стабильности в целом. Рисунок 3 – Стратегические направления государственного регулирования экономического роста России: либеральный и дирижисткий подход[3] Практика рыночного реформирования в России привела к необоснованному снижению роли государства ...
... образования не в полной мере нацелено на цели и задачи экономических реформ, и вместе с тем, в недостаточной мере предпринимаются шаги для совершенствования управления образовательным фактором экономического роста Павлодарской области. В частности, из данных, приведенных в подразделе 2 раздела 2, мы видим, что для Павлодарского региона характерна проблема снижения численности населения, и только ...
0 комментариев