2 Отношения Беларуси и России в постсоветский период
Республика Беларусь расположена в географическом центре Европы. Исторически она относится к группе восточноевропейских стран. Получив полный суверенитет и государственную независимость в 1991 г., тогдашнее руководство Беларуси провозгласило многовекторный внешнеполитический курс. Первоначально страна на практике следовала этому курсу, активно развивая межгосударственные и экономические отношения не только с Россией, Украиной и другими странами, входившими ранее в Советский Союз и так называемый социалистический лагерь, но и с США, странами, входящими в Европейский Союз, с другими странами, с НАТО. Этому способствовало закрепление в Конституции 1994 г. стремление сделать Беларусь нейтральной страной, а свою территорию - безъядерной зоной. Эти конституционные положения де-юре действуют и в настоящее время.
После распада коммунистического блока, а затем и Советского Союза почти все страны Восточно-Центральной Европы, как само собой разумеющееся сак «возвращение в Европу» - инициировали вступление в НАТО и Европейский Союз. Причем вступление в НАТО представлялось гарантом будущего присутствия США в Европе и тем самым защитой от потенциальных неоимперских амбиций России. Помимо этого, учитывалась трансформация НАТО из военного оборонного союза периода «холодной войны», когда он противостоял Организации Варшавского договора (ОВД), в военно-политическую организацию миротворчества.
Что касается НАТО, то последнее предложило в 1992 г. странам СНГ соглашение о партнерстве и сотрудничестве - программу «Партнерство ради мира». Такие соглашения с НАТО заключены почти всеми странами СНГ, включая Республику Беларусь. В рамках этой программы наша страна активно сотрудничает с НАТО.
Оценивать геополитические перспективы нашей страны необходимо с учетом того, что патерналистская идеология в белорусском обществе пустила глубокие корни. Белорусы в своем большинстве были озабочены, особенно в первые годы независимости, не столько проблемой возрождения, о чем била в колокола национальная интеллигенция, а проблемой выживания. В результате этого, а также естественного временного снижения уровня жизни населения, обусловленного нарушением ранее сложившихся хозяйственных связей в связи с распадом унитарной страны, на первых президентских выборах в 1994 г. победил популист А. Лукашенко. В 1996 г. посредством референдума и изменения Конституции он установил в стране авторитарный режим власти, который со временем приобрел черты единоличной диктатуры.
В наследство от СССР Республика Беларусь получила чрезмерно индустриализированную экономику, что отчасти объяснялось неразвитостью сферы услуг, в силу отнесения их по идеологическим соображениям к второстепенному «непроизводительному сектору». В Беларуси доля промышленного производства в общем объеме ВВП составляла почти 60% против 30% в высокоразвитых западных странах. Более того, белорусская экономика была особо зависимой от бывшего единого народнохозяйственного комплекса. Белорусская промышленность работала на сырье, энергоресурсах и комплектующих, поставляемых в плановом порядке и по льготным ценам из различных частей СССР. Лишь малая часть экономики работала на собственные внутренние потребности. Две трети общего объема выпускаемой продукции падало на долю производства средств производства. Значительная доля предприятий относилась к военно-промышленному комплексу. Их функционирование почти полностью зависело от выделения бюджетных средств на оборону И? зтого видна огромная зависимость постсоветской Беларуси от внешних факторов, главным образом, от состояния экономики и финансов в России, от приближения цен на сырье и энергоносители к мировым, от проводимых в соседних странах рыночных преобразований, структурной перестройки.
В силу полученного наследства Беларусь объективно была обречена на сохранение тесных экономических связей с Россией. Уже в январе 1992 г. С. Шушкевич и Б. Ельцин подписали межгосударственное соглашение о тесном экономическом сотрудничестве, развитии рыночных отношений и широких экономических связей. В конце этого же года (13 ноября 1992 г.) было заключено Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Беларусь о свободной торговле. В развитие этого в январе 1995 г. было заключено Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, а такс принят Протокол о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений (эти договоренности в последующем на практике во многом так и не были реализованы). В своей основе эти соглашения соответствовав национальным интересам Беларуси.
Рыночная трансформация экономики в Беларуси в период до 1996 г. осуществлялась, однако темпами более низкими, чем у других стран с переходной экономикой, особенно в сравнении со странами Центральной Европы и Балтии. К радикальным преобразованиям не была готова наша политическая, управленческая и даже часть научной элиты, работавшей в государственных учреждениях. Вялые темпы формирования рыночных структур, отказ от реформы собственности, высокие налоги, вызванные расходованием значительной части ВВП на нужды бюрократического аппарата, силовых структур, военно-промышленного комплекса, поддержание «на плаву» неэффективных производств и колхозно-совхозного сельского хозяйства привели к снижению уровня жизни и ностальгии по сильному тоталитарному государству и социальной защищенности. Это явилось глубинной причиной возникновения и существования в стаже авторитарной системы управления.
Развитие суверенитета и независимости страны требовало незамедлительного проведения целенаправленной политики постепенного снижения уровня зависимости экономики от внешнего российского фактора, проведения рыночных социально-экономических реформ, структурной перестройки промышленности, определенной деиндустриализации и преимущественного развития сектора услуг, малого и среднего бизнеса, формирования более национальной экономики, т. е. направленной на внутренние потребности. И определенные шаги в таком направлении делались. Однако этому мешало нахождение у власти в Беларуси старо-новой номенклатурной элиты, которая плохо представляла, как работает рыночная экономика, и которая суть возникших экономических проблем свела лишь к разрыву хозяйственных связей с Россией и ЖМИ странами, ранее входившими в состав Советского Союза.
После провозглашения независимости перед страной встал вопрос о выборе между двумя стратегиями развития - стратегией бюрократизированного рынка и стратегией кардинальных рыночных преобразований. Первая стратегом предусматривала сохранение административно-командной системы управления, ранее действовавшей производственной структуры и экономических связей, достижение экономического роста без проведения институциональных реформ и структурной перестройки экономики. Альтернативная стратегия выддвигала долгосрочные цели экономического развития страны: проведение кардинальных рыночных реформ, приватизации, создание конкурентоспособной экономики и интеграцию в мировую экономику.
Выбор был сделан в пользу реализации первой стратегии. Пятнадцать лет как правительство В. Кебича, так и администрация А. Лукашенко не рассматривали рыночные реформы как способ решения экономических проблем. В условиях распада экономических связей и проводимых в других странах структурных преобразований, а также отказа от полноценных реформ в Беларуси в 1991-1995 гг. произошло падение ВВП почти на 35%, сопровождавшееся галопирующей инфляцией. Усилия белорусских властей в первые годы независимости были направлены, прежде всего, на получение российских энергоносителей и сырья по льготным ценам и сбыт своих недостаточно конкурентных товаров на российском рынке, а не на фундаментальную перестройку экономики, техническое и технологическое перевооружение, реформирование системы управления. Это требовало, с точки зрения правящей элиты, не только экономической, но и политической интеграции с Россией, участия в различных восточных экономических образованиях, присоединения, вопреки конституционному положению о стремлении к нейтралитету, к военному союзу с Россией и к Договору о коллективной безопасности стран СНГ. Наконец, была выдвинута идея создания единого Союзного государства в составе России и Беларуси, включая объединение денежных систем и перехода на российский рубль. В результате, главным направлением внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности де-юре и де-факто была провозглашена Россия.
Более того, после прихода к власти А. Лукашенко был взят курс на свертывание начатых демократических преобразований и восстановление принципов управления экономикой и обществом, господствовавших при большевистской диктатуре. В стране, в основном, восстановлена действовавшая в СССР система централизованного административно-командного управления не только общественно-политической жизнью, но и экономикой. Начиная с 1995 г. Беларусь под руководством А. Лукашенко начала развиваться по так называемой особой, отличной от других постсоциалистических стран модели. Белорусская номенклатура сохранила за собой прямой контроль примерно над 80% экономики. Этот контроль включал в себя возможности введения жесткого правила «золотой акции», сокращение до минимума института банкротства неплатежеспособных предприятий, административное вмешательство в процессы ценообразования, определение верхних пределов торговых наценок и норм прибыли производителей, а также установление в централизованном порядке целевых показателей заработной платы. Причем, в отличие от советского периода, директивные показатели по зарплате никак не увязываются с ростом производительности труда.
В отличие от восточноевропейских соседей, наша страна является последовательным сторонником сохранения любой ценой крупного производства и государственной формы собственности, интеграции не с ЕС, а, прежде всего, с Российской Федерацией и странами Средней Азии.
Для понимания сущности «белорусской модели» следует указать на ее важнейший материально-экономический, прежде всего, финансовый базис. Административная белорусская экономика функционирует вопреки своему фактическому банкротству благодаря льготным ценам на российские нефтепродукты при постоянном росте цен на них на мировом рынке, а также благодаря денежно-кредитной экспансии, осуществляемой банковской системой под давлением авторитарной власти. Причем эта экспансия осуществляется для государственного сектора и нужд правительства на льготных условиях. Ежегодно прирост ВВП на 6-8%, максимум до 11% обеспечивается приростом задолженности экономики банкам в реальном исчислении на 20-40%. Чрезвычайно высокими темпами растет рублевая денежная масса. Высокие темпы несут в cебe угрозу очередного всплеска инфляции и девальвации рубля. Это может произойти при изменении рыночной конъюнктуры на нефтяном рынке и падении размеров белорусского экспорта. Не следует забывать о чрезмерной зависимости нашей экономики от экспортных и импортных рынков. С помощью внешней торговли у нас создается около 70% ВВП.
Таким образом, главной проблемой белорусской экономики является ее низкая эффективность, вызванная, в том числе, высоким уровнем износа оборудования и технологическим отставанием. Нужны инвестиции. Однако они крайне недостаточны, не соответствуют потребностям обновления оборудования. Их доля должна составить не менее 30% от ВВП, чего нельзя достичь без оттока внешних инвестиций. Этому мешает отказ от серьезных рыночных преобразований, от сотрудничества с Европой. В рамках нынешней «белорусской экономической модели» эта цель недостижима.
С одной стороны, направление на экономический союз с Россией имело немало плюсов. Белорусская экономика получила доступ к дешевым российским энергоносителям, сырью и рынкам сбыта товаров, неконкурентоспособных на свободном рынке. Доля минеральных продуктов из России в общем объеме импорта из этой страны составляет сегодня 59%. Уровень экспорта продукции в Россию достигал более двух третей, хотя и постепенно снижался, составляя в настоящее время около 35% от его общего объема. Однако такое снижение доли России объясняется главным образом ростом продаж на западных рынках сырьевых товаров - нефтепродуктов, калийных солей, черных металлов, лесоматериалов. При этом российский рынок продолжает сохраняться в качестве главного для нашей перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства. На российский рынок поставляется от 50 до 90% всех производимых в стране металлообрабатывающих станков, велосипедов, холодильников, тракторов, телевизоров, грузовых автомобилей и автомобильных шин и почти 100% реализуемых за границей сельскохозяйственных и продовольственных товаров. Кремль, рассчитывая в перспективе инкорпорировать Беларусь в состав Российской Федерации (в форме так называемого Союзного государства), постоянно субсидировал нашу экономику посредством поставок газа и нефти по льготным внутрироссийским ценам. Цена кубометра газа для Беларуси составляла в 2006 г. менее 47 долл., что было более чем в 4 раза ниже цен мирового рынка. Получая из расчета на год газ в объеме порядка 20 миллиардов кубометров, Беларусь в последние годы сокращала свои издержки почти на 3 млрд. долл. Еще более чем на 3 млрд. долл. Беларусь имела чистых доходов от продажи нефтепродуктов, полученных от переработки на наших заводах российской нефти, поставляемой без взимания экспортных пошлин, либо реэкспорта сырой нефти. Например, в 2004 г. поступления от экспорта нефтепродуктов были выше стоимости импортируемой нефти (включая использование на внутренние потребности страны - а это 4-5 млн. тонн) на 62 млн. долл. США. По оценке МВФ, этот фактор способствовал экономическому росту в размере 3% ВВП. Маржа нефтеперерабатывающей отрасли в 2004 г в среднем составила около 10 долл. США за баррель (в Европе - менее 3 долл.), что обеспечило 2% ВВП, полученного за счет внешней торговли. В 2005-2006 гг. маржа прибыли от торговли энергоресурсами и валютные поступления от нефтепродуктов в связи с ростом цен на них на мировых рынках продолжали увеличиваться. Это позволяло властям не обращать внимания на отставание в технологии и на рост износа оборудования, на снижение до минимального уровня прямых иностранных инвестиций, связанное с отказом от рыночных реформ. Фактически была приостановлена приватизация и увеличилась практика государственного вмешательства в экономику.
Российские дотации и весьма благоприятная внешнеторговая конъюнктура на нефтепродукты, калийные удобрения, черные металлы и др. товары (рост цен только в 2006 г. на нефтепродукты составил 29%, калийные удобрения - 8.6%, черные металлы - 9.3%), реэкспорт российской нефти, получаемой без ввозных пошлин, явились главным источником роста ВВП в период с 1996 г. от 5 до 11 % в год, роста доходов населения, прежде всего заработной платы и банковских вкладов, поступлений нефтедолларов и стабилизации белорусского рубля. Основным внутренним источником экономического роста явилась рисковая денежно-кредитная экспансия, выражающаяся в опережающем до 4-6 раз росте кредитных вливаний в экономику в сравнении с ростом производства ВВП.
С другой стороны важно понимать, что льготный режим функционирования белорусской экономики, ее развитие без должной ценовой конкуренции. Все это объективно вело к снижению внимания к вопросам рентабельности, вопросам уменьшения энергоемкости и ресурсоемкости валового продукта, технологического и технического обновления. Обрекало наше экономическое развитие на стратегическое отставание. Российские субсидии и благоприятная внешняя конъюнктура рынка для наших энергосырьевых товаров казались правящему режиму не временным подарком судьбы, позволявшим без «шоковой терапии» осуществить структурную перестройку низкоэффективной экономики, а константой. Огромные российские субсидии были необоснованно направлены главным образом на потребление, на другие непроизводительные цели.
Благодаря получаемым льготам обеспечивался рост реальных денежных доходов населения, превышающих рост производительности труда, в среднем, в 2 раза. К примеру, в 2006 г. производительность труда приросла на 9.6% а, а peaльная заработная плата - более чем на 17%. С позиции перспективы, такое популистское, нерациональное использование ресурсов наносит вред долгосрочным целям экономического развития, содержит негативный потенциал для стабильности рубля. Чрезмерный (в сравнением с ростом экономики) рост доходов населения ведет к опережающему росту импорта в сравнением с ростом экспорта, а также ростом спроса на валюту. Уже в 2006 г. население приобрело у банков наличной валюты на 907.5 долл., что на 64.3% больше, чем в предыдущем году. Отрицательное сальдо иностранных активов коммерческих банков за 2006 г. возросло со 150 млн. до 982 млн. долл. США. В потенциале такой дисбаланс неминуемо ведет к девальвации белорусского рубля и инфляции.
Российские субсидии в последние годы позволяли обеспечивать рост ВВП в среднем порядка 8-10% на базе устаревшей технологии и изношенном оборудовании, не проводя, за отдельными исключениями, сколько-нибудь серьезной структурной перестройки низкоэффективных отраслей и предприятий, глубинного технологического и технического обновления, кардинального снижения энерго- и ресурсоемкости.
В то же время Россия, предоставляя льготные ресурсы и кредиты, никак не способствовала формированию у нас гражданского общества, ответственного перед народом государства, так как, видимо, боялась, что, будучи демократической, Беларусь устремится в сторону Европейского Союза и НАТО.
На протяжении практически всего срока своего правления А. Лукашенко пользовался политической поддержкой официальной Москвы. Она защищала Беларусь от ОБСЕ и США, которые критиковали правящий режим за отсутствие демократии и фальсификации при проведении избирательных кампаний. Не реагировала на исчезновения оппозиционных политиков и разгоны демонстраций. Терпела нежелание пускать «Газпром» в акционеры «Белтрансгаза». Сама вполне довольствовалась интеграционной риторикой.
Таким образом, после распада СССР Беларусь оказалась перед весьма сложным выбором: какую модель социально-экономического развития выбрать. В итоге была создана уникальная модель, которую не применяло ни одно из государств постсоветского пространства. Однако, данная модель ориентировалась прежде всего на российское сырье и рынок сбыта, что в долгосрочной перспективе могло бы негативно отразиться на экономике РБ. В последние годы именно данные кризисные явления и начали происходить.
... цели белорусское общество нуждается, прежде всего, в национальной консолидации, избавлении от психологии "второсортности" и навязываемой веками роли "культурной провинции". Заключение Международная экономическая интеграция – характерная особенность современного этапа мировой экономики. В конце XX века она стала мощным инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и ...
... , так и отрицательное воздействие, в частности наряду с экономическим прогрессом этих стран идет процесс вытеснения отечественных товаров зарубежными. Выводы Пятое и шестое расширение Европейского Союза – это принципиально новый вариант присоединения стран к ЕС по сравнению со всеми ранними этапами, отличающийся рядом особенностей. Первым этапом воплощения проекта зоны европейской ...
... их жизнь значительно улучшится. 8,8% считают, что ничего существенно не изменится. Для 7,3% ситуация может ухудшиться [48]. Очень важным в рационализации европейской интеграции является проект документа «Концепция внешней политики Республики Молдова» 2003 г., которая еще не была одобрена, в которой европейская интеграция квалифицирована стратегической задачей национального интереса. В условиях, ...
... мирового опыта и организации международного сотрудничества по проблемам негативных последствий катастрофы; - совершенствованию экономического механизма социально-экономической реабилитации пострадавших территорий области. 2. Учитывая правовой режим территорий Могилевской области, подвергшихся радиоактивному загрязнению, одновременно в масштабе областного региона проводится комплекс мероприятий, ...
0 комментариев