1.2. Мотивы противоправного поведения несовершеннолетних
Изучение и профилактика преступности среди учащихся общеобразовательных школ, а так же правовое воспитание не может успешно осуществляться без исследования мотивов преступного поведения, поскольку как отметила В.А. Березина, «мотив непосредственно связан с личностью и ее особенностями, склонностями, влечениями и интересами. В мотивах выражается не какая-то отдельная черта личности, а в определенном смысле весь человек, все характерные для него свойства и особенности. Именно мотив цементирует мысль и волю, сознание и действие и служит той основной пружиной, которая направляет волевой процесс, придавая ему определенное содержание»[3,67].
В мотиве опредмечиваются потребности и интересы, он формируется под влиянием влечений и эмоций, установок и идеалов. По мере их удовлетворения мотивы могут изменяться и обогащаться. Поведение человека полимотивировано, т.е. определяется рядом мотивов, но они неравнозначны. Одни являются ведущими, основными, другие выступают в роли дополнительных. Личность больше всего отражена в мотиве, а поэтому справедливо утверждение, считает Ю.М. Антонян, что она такова, каков мотив ее поведения[1, 90].
Выявление и изучение мотивов преступного поведения несовершеннолетних важно и для верного выбора методов воспитательного воздействия на отдельных преступников, правильной квалификации преступлений, для решения более общих задач профилактики подростковой преступности.
Поэтому серьезное внимание следует уделять мотивам преступлений школьников: основной их процент связан с тяжелым материальным положением, стремлением удовлетворить неотложные жизненно важные потребности.
Как это ни прискорбно, для все большего числа российских подростков, молодых людей проблемой становится не только их будущее (получение профессии, карьера), а элементарное существование на уровне прожиточного минимума. Дает о себе знать и «эффект относительной материальной нужды», создающийся у несовершеннолетних преступников. Он возникает, с одной стороны, из-за малых возможностей семей этой категории подростков удовлетворения потребностей и интересов, присущих детям данного возраста. Так, изучение мотивов, которыми руководствуются подростки при совершении преступлений, показывает, что в основе большинства из них лежит стремление раздобыть средства для удовлетворения своих возрастных или групповых интересов. С другой стороны, для правонарушителей школьного возраста характерно наличие интересов и потребностей, не присущих их ровесникам с правомерным поведением.
Потребности первых существенно завышены и не всегда соответствуют реальным возможностям их удовлетворения (стремление иметь вещи с высокими потребительскими свойствами под влиянием моды, групповых норм и др.). Большинство из них не имеют собственных средств существования. Родители также не всегда могут обеспечить повышенные запросы подростков. Между тем у некоторой наиболее обеспеченной части школьников есть вещи, которые хотелось бы иметь другим подросткам, и это обстоятельство в сочетании с неспособностью противостоять соблазнам (волевой фактор) способно в ряде случаев подтолкнуть подростка к преступлению. При изучении мотивов совершения корыстных преступлений у большинства подростков неизменно отмечается стремление к удовлетворению своих материальных потребностей.
Нужно учитывать, что свойственные подросткам повышенная эмоциональность, впечатлительность, лабильность нервной системы накладывают определенный отпечаток на мотивацию их преступной деятельности.
Каковы особенности возникновения у несовершеннолетних преступного умысла и побуждений (мотивов), реализуемых в общественно опасном деянии? Как отмечает И.П. Башкатов, значительная часть преступлений совершается из озорства, неправильной оценки ситуации, стремления показать «мужские» черты характера, из следования чужому влиянию, стремления завладеть особо привлекательной для подростка вещью и т.п. Несовершеннолетние часто демонстрируют безрассудную, порой бессмысленную, решимость совершить противоправный акт в силу преднамеренной «рисовки» проявляющейся в стремлении любой ценой (в том числе и нарушения уголовного закона) продемонстрировать товарищам свою смелость, решительность под стать более сильным сверстникам или старшим[2,82]. На эти особенности преступных деяний несовершеннолетних обращали внимание многие исследователи. К.Е.Игошев[17,79] установил, что среди молодежи наибольший удельный вес (54,5%) занимают мотивы, которые правонарушители затрудняются точно определить, и подражание другим лицам. По данным Н.И.Ветрова[7,90], 36,7% обследованных несовершеннолетних совершили антиобщественные деяния по подражательным и четко не осознанным мотивам.
Особенности мотивов преступных деяний подростков состоят также в том, что свыше 3/4 умышленных преступлений заранее ими не подготовлялись: умысел совершить преступление возникал внезапно, под влиянием сложившейся ситуации. Вместе с тем агрессивность, озлобленность, ожесточенность, зависть становятся все более приметными чертами подростков, проявляющимися и по месту жительства, и в учебной микросреде. Следует иметь в виду особенности корыстных преступлений, совершаемых мальчиками и девочками. Так, если школьники мужского пола большинство корыстных преступлений совершают ради приобретения аудио- и видеоаппаратуры, спиртных напитков и наркотических веществ или средств для их покупки, то корыстные мотивы школьниц, по мнению С.Л.Сибирякова имеют свою специфику — желание иметь предметы модной или понравившейся одежды и обуви (65%), драгоценные украшения (36%), косметику (18%) и т.п. И это не случайно[17,102]. Давно установлено, что в основе многих поступков девочек-подростков лежит естественное женское качество — стремление понравиться. Школьницы в гораздо большей степени, нежели юноши, уделяют внимание своей внешности. Они стремятся быть хорошо, модно одетыми, занимать определенное положение в компании. Иногда это внимание к внешности и нарядам, желание более эффектно показать себя, завоевать внимание юношей бывает гипертрофированным. Стремление понравиться, выделиться, внешне превзойти других заслоняет наиболее ценные черты характера, сужает сферу интересов и может привести к затуханию ценностных задатков личности. Различия в мотивах преступлений девушек и юношей отмечают авторы ряда исследований[17,106].
Распространение преступлений корыстной направленности в среде школьников подтверждает и динамика конкретных видов корыстных преступлений, их значительное увеличение, в том числе и в силу экономических трудностей, снижения жизненного уровня основной массы населения, утраты перспектив сохранения привычных материальных и бытовых условий или даже выживания.
Между тем целевые исследования криминологов[3,96] показали, например, что при совершении подростками краж корыстные мотивы превалируют лишь в каждом третьем случае. В остальных это мотивы солидарности, самоутверждения в сочетании с групповой зависимостью или гипертрофированным возрастным легкомыслием.
Как уже отмечалось выше, среду школьников велика доля преступлений совершенных с корыстной или преимущественно корыстной мотивацией (нажива как цель совершаемых преступлений проникла и в среду несовершеннолетни) правонарушителей). Приведем еще пример. Трое несовершеннолетних нанесли тяжкие побои, отобрали у него золотые часы, цепочку, деньги на сумму 4 тыс. рублей. По данным опроса, проведенного Комитетом по делам молодежи при Правительстве РФ, сегодня при мерно 6%, т.е. 2 млн, молодых российских граждан, вчерашних школьников, готовы убить человека, если им хорошо заплатят.
В аспекте изучения мотивации преступлений подростков интерес представ ляют ответы осужденных школьного возраста на вопрос о мотивах, побудивших совершить преступление, за которое он привлечены к уголовной ответственности. Как выяснилось, большинство подростков не испытывают чувства вины, сетуя на неудачные обстоятельства. Многие мотивируют свое поведение малодушием, слабохарактерностью, стремлением «не отстать от других»[16,98].
Типичным является признание, полученное в ходе допроса группы подростков, совершивших кражи. Первые кражи ими совершались из озорства, а в дальнейшем они стали ориентироваться в своей преступной деятельности на более серьезные объекты с целью заработать «большие» деньги.
В криминологической литературе также отмечаются характерные для большинства впервые совершенных несовершеннолетними преступлений импульсивность, отсутствие преднамеренности, слабый учет последствий, отличающие их от преступлений взрослых.
Отличия обусловлены также возрастом и социальным положением учащихся в системе общественных институтов: круг мотивов преступлений школьников более ограничен, чем у взрослых правонарушителей; мотивация в ряде случаев носит печать инфантилизма. Многие преступления совершаются на почве интереса, страсти к путешествиям, стремления к самоутверждению в группе, лжетоварищества, псевдоромантизма, престижно-потребительских интересов. У многих подростков искаженное представление о мужестве.
Так, находясь в зале игральных автоматов с другими ребятами Н. из хулиганских побуждений (от нечего делать, ради «прикола») позвонил по телефону-автомату и передал в специальную службу «02» УВД заведомо ложное сообщение о якобы заложенном взрывном устройстве в школе. Мотивом преступления явился интерес, «что же будет?».
Нередки случаи, когда подростки из ложно понятого чувства товарищества берут вину на себя за преступления, совершенные другими. При этом сотрудники правоохранительных органов, не обладая достаточной компетентностью в вопросах педагогики и психологии подростков, не всегда правильно оценивают и квалифицируют содеянное. Чаще всего подростки совершают преступления под влиянием импульса, в силу случайного стечения обстоятельств и других факторов, исключающих «злую волю».
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, по мнению некоторых исследователей, подростки нередко совершают безмотивные преступления. Полагаем, что безмотивных преступлений не бывает. Но несовершеннолетние часто совершают преступления с неосознаваемыми мотивами. В воспитательной колонии особо выделялся В.: взгляд удивленный, будто так и не понял, что с ним произошло и как он здесь очутился. При беседе с ним о родных и близких упомянул только о бабушке, которую очень любил. Еще посещая школу, пристрастился к наркотикам, бросил школу. Потом умерла бабушка. Приняв большую дозу наркотиков, в драке убил человека.
Неосознанные мотивы могут закрепиться в механизме поведения с детства. Унижения, жестокое обращение оставляют отпечаток на эмоциональной структуре личности и при определенных условиях порождают соответствующие формы поведения. Неосознаваемые мотивы проявляются также у несовершеннолетних с различными патологическими, но не исключающими вменяемости особенностями личности. В этих случаях, по мнению С.А.Беличевой, у субъекта возникает сильнейшее стремление совершить поступок, который сам он расценивает как недопустимый[3,100]. Ряд ученых[16, 17 ], изучив личности этих преступников, отмечают, что такому будто бы «безмотивному» поступку, который проявляется вовне, предшествует обычно длительное внутреннее созревание антисоциальной направленности личности.
Выделяют мотивы двух уровней. Первый из них назовем предметным, поскольку он выполняет функции непосредственного удовлетворения лежащих на поверхности потребностей: например, убийство из мести, желание завладеть чужим имуществом и тем самым повысить собственное благосостояние. Второй уровень мотивов преступного поведения можно обозначить как смысловой, когда мотивация возникает, развивается и реализуется на бессознательном уровне. Ее содержанием является постоянное утверждение своего «Я», защита своего биологического и социального существования. Учащимся более, чем взрослым преступникам, свойствен второй уровень.
Духовный вакуум, в котором находятся современные подростки, и их правовая безграмотность ведут к немотивированному озорству и жестокости. Данные анкетирования подтверждают, что многие подростки, совершающие такие преступления, как «заведомо ложное сообщение об акте терроризма» (ст. 207 УК РФ), «вандализм» (ст. 214 УК РФ), «неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения» (ст. 166 УК РФ) и т.п., ошибочно полагают, что ответственность за совершенное ими деяние будет возложена на родителей, которые, уплатив штраф, освободят их от несения наказания.
Для подростковой среды характерна и такая формулировка мотива преступления, как «неприязненные личные отношения». В основном именно по этой мотивации возникают драки между учащимися разных школ, хулиганство и, как следствие, наносится вред здоровью.
Новым (в соответствии с духом времени) является мотив «самосохранения и самозащиты». Подростки (по причине слабой социальной защиты) вынуждены сами пресекать совершаемые против них противоправные действия и поэтому нередко становятся субъектами преступных посягательств. Так, на вопрос «Чувствуете ли вы себя защищенными?» 58% учащихся ответили отрицательно. Из тех же, кто чувствует себя защищенными, некоторые просто ведут замкнутый образ жизни, надеются на свою силу, «крутых» друзей и старших братьев.
Исследования[17] во многих регионах страны показали, что некоторые учебные заведения уже стали криминальной зоной. Высокий процент жертв насилия в школах связан с массовым вымогательством денег и других ценностей. Насилие, как правило, сопровождается угрозой применения холодного и огнестрельного оружия, газового пистолета или баллончика, металлических палок, цепей и других предметов (по результатам анкетирования). Среди подростков распространены чувства униженности, беззащитности перед теми, кто оскорбляет их честь и достоинство, ущемляет имущественные и иные интересы. На этом фоне формируются мотивы многих насильственных преступлений среди школьников (об этом свидетельствуют данные анкетирования). Большинство школьников-дагестанцев способны совершить преступление в целях самозащиты и защиты интересов своих близких («Унижать и причинить вред себе и близким людям ни за что не позволю»). Здесь сказываются характерные особенности менталитета народа.
В заключение еще раз подчеркнем, что залогом успешной профилактической деятельности и практической работы по ре-социализации несовершеннолетних правонарушителей является выявление субъективных причин преступного поведения, их мотивов. Многие известные ученые-юристы отмечают также важность глубокого изучения мотивов преступлений для эффективного использования воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных.
... , сможет стать необходимьм условием, снабдить подростков достаточным знанием для соблюдения правил, норм и законов нашего общества. Поэтому на социального работника ложится ответственность в работе с детьми с противоправным поведением. Самое главное в его работе : не наказать, а предотвратить. Главное — направить силы и средства на упреждение преступности. Накормить, одеть, обеспечить защиту ...
... , основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования. Учреждение открытого типа выполняет профилактическую функцию и создается для детей и подростков: — с устойчивым противоправным (девиантным) поведением; — подвергшихся любым формам психологического насилия; — отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями. ...
... обществе нормам и ожиданиям; социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих установленным в обществе критериям поведения. 1.2 Девиантное поведение как социальная проблема Ученые определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не ...
... . Необходимость соблюдения требований закона соотносится главным образом со степенью вероятности наказания за допущенные нарушения. Отделением по предупреждению правонарушений несовершеннолетних проводится работа по правовому воспитанию среди учащихся общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений. С учащимися организуются встречи, конференции, диспуты, организация «круглого стола ...
0 комментариев