1. Имитирование модели поведения взрослых (на пример в выражении чувств и т.д.);
2. Приятие определённых ролей, для привлечения необходимого внимания со стороны взрослых (герой семьи, козёл отпущения и т.д.);
Поведенческие реакции, к которым прибегает ребёнок дома, распространяются и на все другие сферы его жизнедеятельности, что приводит к проблемам в общении с окружающими его людьми. Обычно такие типы реакции носят девиантный характер, причём степень выражения девиации зависит от возраста, черт характера и т.д.
Ребенок в семье, злоупотребляющей алкоголем, постепенно научается, что обычным путем (т.е. когда отношение к тебе отца или матери определяется, прежде всего, твоими поступками) невозможно управлять и контролировать отношения с пьющими родителями. Взамен следует выучиться верно истолковывать тревожные признаки, чтобы, по крайней мере, суметь вовремя скрыться.
Так как дети алкоголиков привыкают к постоянным разочарованиям, они приучаются не полагаться на обещания. Они учатся прятать свои истинные чувства, рационализируя их. Поведение ребенка может определяться тем, какую стратегию выживания он избрал. Это может быть роль юного бунтаря, который своим вызывающим поведением заставил обращать на себя внимание. Подобная тактика преследует также цель отвлечь родителей от семейной проблемы, подменить ее своей собственной, дать выход агрессии. В то же время в относительной безопасности оказываются братья и сестры, поскольку внимание родителей поглощено в это время проблемой "гадкого утенка". Некоторые дети часто берут на себя функции своего рода экстра-родителей, несущих значительную долю ответственности за семью, ответственность, несоизмеримую с возрастом. Эти "семейный герои", возможно, ходят в магазин и готовят еду, убирают и стирают и ко всему прочему оплачивают счета в попытках уберечь семью от развала. Как бы много не напрягались эти дети, они делают это, чтобы преодолеть неудачи и чувство вины. На удовлетворение собственных потребностей сил и времени не остается. Все силы и внимание отданы заботе о других. Часто это качество остается на всю жизнь, проявляясь в поисках тех "других", чтобы о них заботиться, даже в ущерб собственному развитию. Такие дети часто очень хорошо учатся, но обладают заниженной самооценкой.
Другой способ для ребенка из семьи, злоупотребляющей алкоголем, приспособиться к действительности - это высмеивать и вышучивать все окружающее, чтобы таким путем снять стрессовые нагрузки. Они все время зациклены на шалостях и все время поясничают с тем, чтобы переключить внимание с серьезного (убогое и невыносимое окружение) на смешное. Они шутят и говорят глупости по всякому поводу, так, что с ними становится трудно общаться. Со временем такое поведение надоедает окружающим, и ребенка перестают воспринимать всерьез, в силу чего они испытывают трудности как в отношениях с другими, так и по отношению к самому себе.
Часть детей выбирают вариант "исчезновения", стараясь никогда не привлекать к себе внимание. Они тихо сидят в своей комнате, сосредоточившись на играх и погрузившись в фантазии, никогда не мешают взрослым и поэтому их оставляют в покое. В компаниях они стараются всем угождать и не выдвигают никаких требований. Для таких детей высока вероятность заболевания, такого как анарексия (отказ от еды), а девочки со временем рискуют быть изнасилованными. В данном контексте анарексия может рассматриваться как средство исчезнуть, сделать себя непривлекательным, например, в глазах отца, чтобы избежать инцеста.
В роли больного ребенок оказывается двояким способом: либо на нервной почве, - и тогда заболевание проявляется в головной боли, болях в животе, плохом самочувствии, ребенок может страдать энурезом, иметь нервный тик, всего бояться и т.д.,- либо это может быть обычное заболевание, например, диабет, и тогда внимание всего семейства сосредоточиться вокруг больного.
В первом случае симптомы заболевания становятся своего рода защитными функциями, поскольку на так-то просто что-то требовать от больного человека и ссориться с ним. К тому же ребенок в этом случае может претендовать на большее внимание матери или избежать опостылевших занятий в школе.
Во втором случае бывает сложно лечить заболевание должным образом, так как его отвлекающая функция в алкогольном окружении проявляется тем эффективнее, чем сильнее болеет ребенок. Следовательно, семья в целом ничего не выигрывает, когда ребенок выздоравливает. Здоровые дети, поэтому могут быть еще более неухожены.
Ребенок с заболеванием, либо органически обусловленным, либо функциональным, может неосознанно стать жертвой в попытке сохранить такую семью. Есть примеры того, что ребенка изображают больным, приписывая ему те или иные симптомы болезни, в то время как в действительности он здоров. Такой ребенок в итоге становится объектом бесконечных выяснений и процедур, пока, наконец, не откроется истинное положение вещей, которое заключается в том, что на самом деле неотложная помощь требуется матери и семье в целом. В зависимости от времени продолжения "игры" может наступить некоторое улучшение в семье, злоупотребляющей алкоголем, но плата за такого рода улучшение ложиться тяжким грузом вины на ребенка.
Ребенок из семьи, злоупотребляющей алкоголем, часто сталкивается с серьезными трудностями в учебе и отношениях с другими детьми. Недостаточно развитое чувство собственного достоинства, заниженная самооценка, робость приводят к тому, что в глазах окружающих такой ребенок становится чем-то вроде шута, которого либо пинают, либо выталкивают из игр, компаний и т.д. Вместе с тем у такого ребенка может появиться потребность доминировать в коллективе и властвовать над другими людьми. В последнем случае ребенок становится тем задирой, который пинает. Он также становится хвастуном, придумывающим о себе разные небылицы, и, в результате никто из детей не хочет с ним дружить. Школа все больше становится утомительным занятием для такого ребенка, независимо от выбранной им роли. Часть детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, предпочитают всячески отлынивать от занятий.
Развивающееся с годами неверие в себя, низкая самооценка делают таких детей очень уязвимыми и податливыми в разного рода компаниях. В своем рвении оказаться среди "избранных" они подчиняют свою волю более сильного лидера и рискуют быть вовлеченными в сомнительные занятия, в том числе недостойного и просто преступного характера. Иногда они слишком некритически воспринимают любого, кто высказывает какое-то понимание или доверие, опять-таки рискуя оказаться обманутыми и подвергнуться оскорбления из-за своей зависимости от "доброго друга".Они также могут оказаться в разного рода группах с отклоняющимися поведением с различными физическими и социальными последствиями. Не встречая поддержки и понимания в семье, сталкиваясь с неудачами в попытке установить связи в школьном окружении, ребенок оказывается всвоего рода социальном вакууме. Он чувствует себя заброшенным, одиноким и никому ненужным. Один из родителей целиком сосредоточен на спиртном, другой на спивающейся половине, либо оба родителя поглощены своими алкогольными проблемами. Ребенок и его проблемы просто не имеют шансов быть замеченными в таком окружении. Подобное положение переживается ребенком, как если бы он оказался сиротой при живых родителях. Он не просит от окружающих помощи в разрешении действительной проблемы, отчасти из-за опасения новых разочарований и наказаний. К тому же таким детям свойственно оберегать своих родителей, демонстрируя при этом почти не поддающуюся объяснению преданность пьющим папе и маме. Отрицание проблемы - это защитный механизм от травмирующей действительности. И в то же время - это уступка неписанным законам, запрещающим выносить на публичное обсуждение проблемы своей семьи. Ребенок, напротив, ищет помощи и внимания по отношению ко всякого рода другим действительным и мнимым проблемам, часто не будучи в состоянии их сформулировать и в них разобраться. Даже если на детей возлагается вина за поступки родителей, лишь единицы чувствуют по-настоящему себя виноватыми в пьянстве отца или матери. Однако, несмотря на это многие дети, фактически берут ответственность на себя, лишь бы ослабить семейные проблемы. Это ответственность за родительское поведение, которое они хотят изменить. Нельзя рассматривать такую ответственность в качестве благоприятного фактора с точки зрения развития ребенка. Если бы это было так, ответственность должна была бы возрастать по мере роста возможностей для ребенка воздействовать на реальность. Но у детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, все обстоит наоборот: ответственность возрастает, а средств воздействовать на реальность у них нет. Из-за необходимости решать проблемы, неподдающиеся их контролю, дети начинают воспринимать чувство ответственности как бремя и испытывают бессилие перед решением каких бы то ни было жизненных задач.
Если развитие ребенка совершается в нормальных условиях, у него возрастает чувство ответственности по мере того, как он видит последствия своих поступков через взаимодействие с окружающими, видит и принимает к сведению, какое значение эти поступки имеют для других людей. Отношения между взрослым и ребенком становятся более тесными, когда ребенок в состоянии совершенствовать навыки воздействия на реальность, а взрослый контролирует уровень этих навыков. Такое взаимодействие позволяет ребенку развиваться, опираясь на возможности, существующие внутри его социума. Что касается детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, то их поступки и переживания никогда не встречают адекватной реакции, а рассматриваются взрослыми через призму их сиюминутных потребностей и состояний.
Повседневная жизнь детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, постоянно окрашена эмоциональным стрессом. Состояние ребенка, к которому предъявляются непосильные требования, следует рассматривать как стрессовое. Беспрерывное состояние стресса может иметь опасные последствия для ребенка
По теории Каплана, тяжесть последствии, вызванных такими состояниями зависит от того, насколько человек сумел осмыслить и эмоционально переработать происходившее. Если он не сумел этого сделать, все его душевные силы будут тратиться на то, чтобы преодолеть боль непереработанного прошлого.
Тот факт, что родители отдают предпочтение спиртному, отражается на ребенке хуже, чем сами по себе эпизоды пьянства или количество выпитого. Люди, для которых их пагубная страсть является приоритетом, нарушают основополагающие представления о том какими должны быть родители, при том, что у детей эти представления есть. Пьянство ведет к сужению родительской ответственности, что непосредственно затрагивает детей. Поведение взрослых и детей в семьях, злоупотребляющих алкоголем ,рассматриваются и трактуются через призму их представлений о том, какой должна быть семейная жизнь и что она должна нести человеку.
Если в семьях с нормальными непьющими родителями требования последних к своим детям основываются на твердых жизненных взглядах, и потому имеют постоянный характер по отношению к тем или иным эмоциональным и поведенческим проявлениям, то трагедия детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, состоит в искажении, словно в кривом зеркале, человеческих взаимоотношений.
Таким образом, особенности родительско-детских отношений в семьях злоупотребляющих алкоголем, определяются внутрисемейной ситуацией. Семья, в которой один из родителей злоупотребляет алкоголем, находится в равной степени изоляции от нормативного социума. В семье на определенном этапе появляется серьезное осознание проблемы, доминируют негативные чувства, конфликтные способы взаимодействия. Те эмоции, которые определяют взаимоотношения сначала между родителями, так или иначе, захватывают и детей. Неблагоприятное влияние на детей оказывает не столько сама зависимость родителя от алкоголя, сколько среда, которую она образует. Отсутствие четких правил, размытость границ, искажение семейных ролей, а также неудовлетворенность сложившимися эмоциональными отношениями, как с пьющим отцом, так и с созависимой матерью, делает родительско-детские отношения дисгармоничными, что в свою очередь, влияет на особенности психоэмоциональных состояний детей.
... ; Rathunde K., 1963; Roe A., Siegelman M., 1963). Из приведенного обзора литературы можно сделать вывод, что до настоящего времени подход к проблеме пограничных психических расстройств у детей, находящихся в условиях семейной депривации не носит характер систематической терапевтической помощи и поддержки, не разработаны принципы оценки состояния и уровня развития детей, находящихся в условиях ...
... для возникновения психологической готовности к употреблению психоактивных веществ. Выявляя эти особенности личности, мы можем определить подростков, предрасположенных к алкоголизму и наркомании. Предрасположенность к аддиктивному поведению — это личностное новообразование, детерминирующее готовность к употреблению психотропных веществ. Личностная предрасположенность к аддиктивному поведению ...
... [3], а также наш опыт работы с детьми из семей алкоголиков показывают, что представленные ниже типы реагирования наблюдаются и у детей, выросших в условиях нашей культуры. 1.3. Сравнительный анализ детско- родительских отношений Как в полной, так и в неполной семье возникают трудности в общении между детьми и родителями. В полной семье, где оба родителя любят своих детей, уделяют ...
... развитию социальной работы способствовала индустриализация страны, так как с последней связано резкое обнищание семей рабочих, и, как следствие, большее число людей стало пользоваться социальным обеспечением. Здесь особое внимание уделяют семье, в частности «группам риска» данной категории. Социальная работа обозначает лишь сферы деятельности с педагогическими целями, включая работу со взрослыми, ...
0 комментариев