2. Понятие эмоциональной стойкости
Итак, учеными определены основные профессионально значащие личностные качества практического психолога, а также разработано содержание, методология подготовки данных специалистов. И хотя существуют определенные расхождения относительно данных аспектов подготовки специалистов, тем не менее, исследователи соглашаются с тем, что этот процесс имеет определенные особенности, сравнительно даже с подготовкой специалистов, которые не направлены на практическую деятельность. Это связанное с тем, что практическая психология является " областью профессиональной деятельности, которая ставит цель определения психологических особенностей жизненной ситуации и индивидуальности человека или группы, внесение положительных изменений в процесс взаимодействия между ними и профилактику нежелательных форм поведения для наиболее полного раскрытия сущностных сил человека" [12, с. 41]. Таким образом, речь идет о квалифицированной психологической помощи. А она, как известно, обеспечивается с помощью специфических психологических методов, методик и технологий.
Итак, стоит вопрос о необходимости подготовки психолога - практика, который, имея определенные личностные качества, может в своей практике использовать возможности различных форм работы, которые являются эффективными и продуктивными, оказывают содействие не только улучшению самочувствия, повышению самооценки, но и личностному возрастанию клиента (К. Рудестам). Одним из таких необходимых личностных качеств и является эмоциональная стойкость [6, с. 89]. Анализ литературных источников показывает, что существует большое количество определений и толкований понятия эмоциональной стойкости. Эта черта определяется в качестве психологической характеристики, которая относится к эмоциональной сфере личности (В. М. Писаренко), как достижение эмоциями оптимальной степени интенсивности (О. А. Черникова), как способность регулировать эмоциональные состояния (С. М. Оя), как способность к сохранению оптимального эмоционального напряжения в условиях соревнований (Ю. М. Блудов), как необходимого психического качества в условиях стресса (А. В. Родионов), как способность поддерживать высокий, продуктивный уровень психической деятельности (Н. А. Худадов), стабильность содержания эмоций (Н. Д. Левитов), как стойкая характеристика индивидуальности, как составная темперамента, важная наравне с психической активностью (В. Д. Небилицын, А. Ю. Ольшанникова, Б. М. Теплов). Как мы уже упоминали, в последнее время эмоциональную стойкость рассматривают как свойство личности, которое раскрывается через наличие эффективной саморегуляции (Л. И. Бучек, М. С. Корольчук), определяют как залог успешности спортивной, исполнительской деятельности (Л. М. Аболин, Т. С. Кириленко, Л. Котов, О. Я. Чебикин).
В исследованиях многих авторов (Л. М. Аболин, В. Л. Марищук, К. К. Платонов, О. А. Сиротин, О. Я. Чебикин, О. А. Черникова) отмечаются разные по происхождению и проявлениям показатели эмоциональной стойкости: рассматриваются мотивационные, моральные, волевые, интеллектуальные качества, свойства нервной системы, которые в комплексе должны препятствовать возникновению эмоционально напряженного состояния, которое дезорганизует поведение и деятельность человека. Соответственно этому наиболее целесообразным, по мнению многих ученых, является определение эмоциональной стойкости как определенного интегративного качества личности, которое характеризуется таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которые обеспечивают максимально успешное достижение деятельности в сложной эмотивной обстановке (П. Б. Зильберман, О. А. Блинов) [4, с. 124].
Анализируя историю изучения и становления вопроса эмоциональной стойкости можно четко заметить два основных этапа развертывания исследования. Первый из них характеризуется признанием дезорганизующего влияния эмоций на человека и его деятельность, и выделением, в связи с этим, трех основных направлений исследований эмоциональной стойкости: результативного, органического и личностного (П. Б. Зильберман, В. Л. Марищук, Е. О. Милерян, К. К. Платонов, О. А. Сиротин). Этот период становления проблемы эмоциональной стойкости называют констатирующе - описательным.
Выделение проблемы эмоциональной стойкости в самостоятельное направление научного исследования связано, прежде всего, с появлением фундаментальных исследований Л. М. Аболина (1987), которые стали переломным моментом в теоретико-методологическом и практическом исследовании психологических механизмов эмоциональной стойкости и закономерностей ее формирования и повышения. Эмоциональная стойкость рассматривается этим ученым как результат единства рациональных, эмоциональных и телесных компонентов системы саморегуляции напряженной деятельности, понимается как системное качество личности, которое обеспечивает высокую производительность деятельности и целеустремленность поведения в напряженных условиях. Эмоциональная стойкость в напряженных условиях деятельности опосредствуется целостным механизмом саморегуляции.
Следующий этап разработки проблемы эмоциональной стойкости реализует идею целенаправленного формирования и развития у специалистов разных сфер напряженной деятельности (О. А. Блинов, Т. С. Кириленко, М. С. Корольчук, В. В. Стасюк, О. Я. Чебикин, А. И. Черкашин).
Итак, генезис проблемы эмоциональной стойкости разрешает выделить два главных этапа в ее становлении и развитии: констатирующее - описательный и формирующий (профессионально - ориентированный). Под эмоциональной стойкостью мы будем понимать сложные интегративные качества личности, которые обеспечивают высокую производительность деятельности и поведения в сложных эмоционально напряженных условиях [9, с. 74]. Главным интегральным показателем эмоциональной стойкости выступает успешность и стабильность деятельности.
Между тем, как доказывают исследования, чрезмерно выраженная эмоциональная лабильность личности может отрицательно сказываться на эффективности ее деятельности, усложнять отношения с окружением, поскольку личность становится импульсивной, реактивной. Поэтому изучение психологических особенностей эмоциональной лабильности личности стоит как важная проблема.
В соответствии с П. Фрессом [26, с. 124], эмоциональная неустойчивость является главной характеристикой эмоциональности. По мнению ученого, такая неустойчивость характеризуется чувствительностью человека к эмоциогенным ситуациям. В свою очередь, эмоциогенная ситуация зависит от отношений между мотивацией и возможностями человека [26, с. 126].
Эмоциональная лабильность характеризуется нестойкостью эмоционального фона, его зависимостью от внешних обстоятельств, частым изменением расположения духа даже при незначительном изменении ситуации: от приподнятого с оттенком добродушия, эйфории до дисфоричного с неудовольствием, злобой, агрессией [6, с. 52].
Анализ основных теорий отечественных и зарубежных психологов относительно определения агрессии позволил нам прийти к выводу, что агрессия (как поведенческое проявление) - это поведение, которое характеризуется направленностью, во-первых, на причинение вреда безжизненным объектам, во-вторых, на осуществление действий, которые служат причиной вреда (физическим, морального или материального) живым существам, которые имеют мотивацию избегания такого отношения.
Вместе с тем, как свидетельствует анализ теоретических источников, агрессия, как свойство личности, во-первых, выступает как мотивационная тенденция, внутреннее побуждение к осуществлению агрессивных действий; во-вторых, отображает относительно стабильную готовность к агрессивным действиям в разных ситуациях при наличии потенциально агрессивного восприятия и потенциально агрессивной интерпретации как стойкой личностной особенности мировосприятия и миропонимания; в-третьих, характеризуется наличием деструктивных тенденций в отношениях с другими людьми. Н. Левитов, в частности, связывает эмоциональную неустойчивость с нестойкостью расположений духа и эмоций [14, с. 94]. А, по мнению Л. Славиной, эмоциональная неустойчивость связана с "аффектом неадекватности", что проявляется в повышенной обидчивости, замкнутости, негативизме, упрямстве [9, с. 74]. Следует отметить, что А. Басс и А. Дарка рассматривают оскорбление как зависть и ненависть к окружающим за настоящие и выдуманные действия, а негативизм - как оппозиционную манеру в поведении от пассивного противодействия к активной борьбе против установленных обычаев и законов. По мнению Е. Ильина, обида, как эмоциональная реакция на несправедливое отношение к личности, появляется тогда, когда страдает чувство собственного достоинства, если человек сознает, что его унижают [8, с. 128]. Дж. Гилфорд рассматривает эмоциональную неустойчивость как легкую возбуждаемость, пессимистичность, обеспокоенность, колебание расположений духа [6, с. 88].
Еще А. Лазурский подчеркивал, что нестойкость эмоции проявляется в том, что сначала она может быть интенсивной, но потом быстро ослабевает, и, в конце концов, прекращается, переходя в спокойное равнодушие [13, с. 131]. Если же эмоции у человека легко возбудимые, то предшествующая эмоция очень быстро заменяется другой. То есть, по мнению ученого, происходит быстрое и резкое изменение эмоций и настроения, присущее людям истерического типа.
Итак, лабильность эмоций характеризуется тем, что человек быстро реагирует на смену ситуаций. К. Платонов и Л. Шварц дают такие характеристики эмоционально неустойчивых людей: они имеют повышенную эмоциональную возбуждаемость и склонны к частому изменению эмоциональных состояний [9, с. 76]. Л. Баданина понимает под эмоциональной неустойчивостью интегративное личностное свойство, которое отображает склонность человека к нарушению эмоционального равновесия [1, с. 46]. По ее мнению, к показателям этого свойства необходимо приобщить повышенную тревожность, фрустированность, страхи, нейротизм. Я. Рейковский считает, что у некоторых лиц эмоциональная стойкость проявляется из-за их низкой эмоциональной чувствительности. А Э. Милерян отмечает, что под эмоциональной стойкостью необходимо понимать, во-первых, невосприимчивость к эмоциогенным факторам и, во-вторых, способность контролировать и сдерживать астенические эмоции [9, с. 76].
Как известно, ученые различают стенические и астенические эмоции (в зависимости от энергетизирующего влияния: 1) стенические эмоции повышают жизнедеятельность, увеличивают силу и энергию человека; 2) астенические эмоции снижают жизнедеятельность, уменьшают силу и энергию человека.
Э. Киршбаум и А. Еремеев придерживаются мысли о том, что положительные эмоции повышают психическую активность, обеспечивают "настроенность" на решение определенных задач. Отрицательные эмоции, чаще всего, снижают психический тонус, обуславливают более пассивные способы защиты. Вместе с тем некоторые отрицательные эмоции могут активно усиливать защитные возможности организма, в том числе и на физиологическом уровне (повышение мышечного тонуса, артериального давления, увеличение вязкости крови и тому подобное) [6, с. 56].
В. Смирнов и А. Трохачёв считают, что под эмоциональной стойкостью можно понимать константность психических и подвижных функций в условиях эмоциогенных влияний [23, с. 135]. Как отмечает Е. Ильин, не существует "общей" эмоциональной стойкости. К различным эмоциогенным факторам эта стойкость будет разной [8, с. 98]. Поэтому, по его мнению, правильнее было бы говорить не об эмоциональной стойкости, а о стойкости личности к конкретного эмоциогенному фактору.
Отдельные ученые связывают с эмоциональной стойкостью надежность деятельности. По их мнению, эмоциональная стойкость - это свойство темперамента, который разрешает надежно выполнять целевые задачи. Эта стойкость обеспечивается оптимальным использованием резервов нервно-психической эмоциональной энергии.
Следует отметить, что для многих ученых главным критерием эмоциональной стойкости является эффективность деятельности в эмоциогенной ситуации. Так, Я. Рейковский определяет эмоциональную стойкость как способность эмоционально возбужденного человека сохранять определенную направленность своих действий, адекватное функционирование и контроль над выражением эмоций [19, с. 102].
Однако, следует еще раз подчеркнуть, что анализ источников убеждает в том, что в психологической литературе еще мало исследуются психологические особенности эмоциональной лабильности личности.
... мотив творческой реализации), от которых зависит успешность становления студента профессионалом в своей специализации.Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи волевой и мотивационной составляющих в структуре личности студентов-юристов 2.1. Организация исследования и описание использованных методик В исследовании принимали участие 40 студентов-юристов 3 года обучения юридического факультета ...
... и наблюдателя (экперимент М. Стормса) Рисунок 4 3.3. Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. Теории диадического взаимодействия (Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. С. 70-83) Бихевиористская ориентация включает в качестве одного из методологических принципов ...
... как философ прагматистского направления, социолог и социальный психолог. Это обстоятельство обусловило важную специфическую особенность интеракционизма: в отличие от других теоретических подходов в социальной психологии, в основе которых лежат традиционные психологические школы и направления, интеракцио-нистская ориентация пришла в социальную психологию из социологии. Понятийный аппарат и ...
... потребовало еще больше времени. В XII в., когда статусно закреплялись другие возрасты, оно полностью отсутствовало, да и сейчас процесс его дифференциации не завершен. В частности, в англоязычной литературе по возрастной психологии такое разделение практически отсутствует до сих пор: переходный период от детства к взрослости, который связывается с хронологическими рамками от 10-12 до 23-25 лет, ...
0 комментариев