3. Мошенничество в сфере финансово-хозяйственной деятельности
Действующее законодательство в рамках государственного материального обеспечения государственных и муниципальных служащих, военнослужащих и лиц гражданского персонала регламентирует порядок и условия осуществления целого ряда денежных выплат указанным категориям лиц. Однако, как показывает практика, достаточно часто указанными лицами при получении денежных выплат совершаются хищения с представлением подложных документов.
Как нам представляется, трудности, возникающие при квалификации подобных преступлений, во многом связаны с недостатками формулировок диспозиций некоторых статей УК РФ в части, касающейся определения предмета хищений. По этой причине необходимо четко обозначить, что является предметом данных преступлений: право на денежные выплаты либо непосредственно денежные средства. Для этого следует, во-первых, сформулировать общее для всех хищений понятие предмета, основываясь на анализе используемых в нормах УК РФ терминов «имущество» и «право на имущество»; во-вторых, обозначив юридическую природу права государственных и муниципальных служащих, военнослужащих и лиц гражданского персонала на денежные выплаты, определить предмет рассматриваемых преступлений.
Анализ диспозиций норм УК РФ показывает, что в уголовном праве в качестве предмета хищения может выступать либо «имущество» либо «право на имущество» («право на имущество» является непосредственно предметом состава, предусмотренного ст. 159 УК РФ). Однако в УК РФ эти понятия не определены.
К содержанию термина «имущество» в науке уголовного права существует два подхода. Сторонники одного подхода рассматривают имущество и право на имущество как самостоятельные, отличные друг от друга, категории уголовного права1. Сторонники другого подхода признают универсальным содержание имущества, раскрытое в ст. 128 ГК РФ, и относят к имуществу в уголовном праве в том числе и имущественные права1.
Буквальное толкование норм УК РФ позволяет сделать вывод, что данный Кодекс относит к «имуществу» только вещи. В свою очередь «право на имущество» в уголовном праве выступает в качестве самостоятельного предмета хищений. Преступник, приобретая «право на имущество» (вещное право), зафиксированное в правоустанавливающем документе, получает возможность распоряжаться вещью даже без непосредственного воздействия на нее, т.е., по сути, обладание вещным правом равносильно обладанию самой вещью
Сформулировав общее понятие предмета хищений и раскрыв его содержание, можно определить предмет хищений, совершаемых при осуществлении различных денежных выплат. Установленные действующим законодательством выплаты в зависимости от оснований их осуществления можно условно разделить на следующие категории:
– заработная плата (денежное довольствие для военнослужащих);
– единовременные пособия и пособия, носящие долговременный характер;
– компенсации расходов;
– выплаты на различные расходы.
Очевидно, что при совершении хищения виновный, представляя заведомо подложные документы о якобы имеющих место основаниях для осуществления выплат, приобретает право на них. Является ли данное право предметом хищений, т.е. «правом на имущество»?
По своему содержанию и последствиям осуществления установленное нормативными правовыми актами право на денежные выплаты является имущественным – именно так оценивается данное право и в международной судебной практике2, и в действующем российском законодательстве. Соответственно право государственных и муниципальных служащих, военнослужащих и лиц гражданского персонала на различные денежные выплаты также является имущественным, о чем прямо говорится в различных актах судебного толкования1. Действительно, при наличии указанных в законе оснований у государства возникает обязанность произвести выплаты денежных средств, а служащий (военнослужащий) по представлении документов, удостоверяющих указанные в законе основания, приобретает право требовать осуществления таких выплат, т.е., по сути, возникает обязательство, основанное на публичном праве. Следовательно, право таких лиц на различные денежные выплаты является обязательственным правом.
В качестве примера хотелось бы рассмотреть хищения, совершаемые при получении безвозмездной финансовой помощи.
Действующее законодательство предоставляет гражданским служащим и военнослужащим право на получение безвозмездной финансовой помощи на приобретение (строительство) жилого помещения. Схема хищений в этом случае выглядит так: названные лица представляют подложные документы о составе семьи, общей продолжительности службы, другие документы, подтверждающие якобы имеющиеся основания для получения безвозмездной финансовой помощи. На основании представленных документов указанные денежные средства в зависимости от того, строится или покупается жилье, перечисляются безналичным порядком на расчетные счета жилищно-строительного (жилищного) кооператива, подрядчика либо продавца, указанного в договоре купли-продажи. Очевидно, что квалифицировать содеянное следует как мошенничество по ст. 159 УК РФ.
Основную сложность при квалификации в данном случае представляет определение момента, с которого хищение признается оконченным. Представляется, что при решении данного вопроса необходимо исходить из того, что указанные денежные средства носят целевой характер: они могут быть использованы только для покупки (строительства) жилого помещения. Обратить в свою пользу именно денежные средства (безвозмездную финансовую помощь), каким-либо образом распоряжаться этими средствами служащий просто не может. Следовательно, предметом хищения является именно право на жилое помещение. А значит, подобные деяния будут считаться оконченными только с момента приобретения права собственности на жилое помещение (следует заметить, что на практике встречаются случаи, когда виновный вступает в сговор с работниками банков и получает безвозмездную финансовую помощь именно с целью хищения денежных средств).
В судебной практике момент окончания рассматриваемых хищений определен несколько по-иному: «мошенничество считается оконченным с того момента, когда виновный путем обмана или злоупотребления доверием приобретает право на имущество и имеет реальную возможность распорядиться похищенным имуществом по своему усмотрению»1. Представляется, что такая формулировка не совсем корректна: как было замечено выше, право на имущество в уголовном праве является вещным правом и обладание им равносильно фактическому обладанию вещью. В рассматриваемом случае лицо имеет реальную возможность распорядиться полученным жильем с момента приобретения права на него.
Подводя итог вышеизложенному, хотелось бы заметить, что для достижения единообразия правоприменительной практики и обоснованной квалификации хищений с учетом приведенных выше замечаний необходимо внести изменения в статьи УК РФ, определяющие содержание предмета хищений, детально разъяснить понятие и содержание предмета хищений в одном из постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
... имущества, но если виновный сам изготовил такой поддельный документ, то ответственность должна наступать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 159 и 327 УК РФ. При совершении мошенничества в кредитно-денежной сфере используются в основном следующие способы обмана: регистрация предприятий на подставных лиц, использование поддельных печатей, уставов, других документов, внесение в ...
... в состоянии невменяемости, не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими, не может быть признано субъектом преступления, следовательно, не подлежит уголовной ответственности и наказанию. В судебной практике по борьбе с мошенничеством вопросы вменяемости возникают редко в силу самого характера тех действий, путем которых оно совершается. В настоящее время, на данный момент ...
... против воли собственника; 4) изъятие происходит тайно; 5) изъятие осуществляется ненасильственно. ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 158 УК РФ (КРАЖИ) 2.1 Квалифицированные виды преступления, предусмотренного ст. 158 УК РФ (кражи) В ч. 2 ст. 158 УК РФ предусматриваются квалифицированные составы преступления – кража, совершенная: а) группой лиц ...
... науки». Том 22 (61). 2009. - № 2. – С. 28-35. 4. В отношении Михаила Корнеева возбудили уголовное дело // www. rbk.daily. ru. 5. Годунов, О.И. Присвоение и растрата как формы хищения: (Уголовно-правовой и криминологический анализ) Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / О.И. Годунов. - Иваново, 2005. – 197 с. 6. Законы Хаммурапи. Перевод В.А. Якобсона, в частичной обработке А. А.
0 комментариев