Введение
Актуальность исследования. В российском законодательстве за последние несколько лет наиболее полной переработке подверглась третья часть Гражданского кодекса РФ - наследственное право. По сравнению с предыдущим законодательством о наследовании количество статей наследственного права Российской Федерации выросло вдвое. Это обусловлено прежде всего расширенным толкованием основных понятий наследственного права - наследование по закону и наследование по завещанию. И если законодатель наделяет наследодателя большими полномочиями по распоряжению своим имуществом по завещанию, что в общем-то вполне справедливо, так как человек волен распоряжаться своим имуществом, как ему угодно, то увеличение числа наследников по закону, на мой взгляд, является несколько чрезмерным.
Российское законодательство о наследовании предоставляет гражданину самому решить судьбу принадлежащего ему имущества. По сложившемуся в наследственном праве определению завещание является личным распоряжением гражданина о своем имуществе на случай смерти с назначением наследников, сделанным в установленной законом форме и удостоверенным лицами, указанными в законе. Термин "завещание" применяется в двух значениях: завещанием признается как сам документ, в котором находит выражение воля завещателя, то есть определенная "форма" выражения, так и акт непосредственной воли завещателя, который, в свою очередь, предполагает наличие еще двух моментов: интеллектуального и волевого. Таким образом, условно составление завещания можно подразделить на три момента:
- интеллектуальный;
- волевой;
- формальный.
Интеллектуальный момент связан с пониманием завещателем сути происходящего действительно как завещания в юридическом смысле этого слова, как определения своих правопреемников на случай смерти, а не в обиходном неуловимо-аморфном желании "переписать дом на внука" или в исполнении обычая "составить документ потому, что так положено".
Волевой момент связан с намерением завещателя распределить имущество среди этих наследников именно в таком, а не в ином порядке, именно в таких долях и именно так, а не иначе.
Формальный момент связан с чисто техническим процессом составления, удостоверения завещания, принятия его на хранение, последующего оглашения и выполнения в отношении наследников и наследственного имущества всех необходимых действий по юридическому закреплению их статуса.
Как нотариус отдаю предпочтение освещению формального момента выражения воли завещателя.
Завещание - это и есть, по сути, "адресованное одному или нескольким лицам предложение". То есть первоначально у наследника возникает право - право на принятие наследства или отказа от него. Вот тут, пожалуйста, вам и акцепт - ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии (ч. 1 п. 1 ст. 438 ГК РФ). А вот после принятия возникает и обязанность. Как уж они им воспользуются, своим правом, с учетом положения пункта 1 статьи 9 ГК РФ - это их личное дело. В данном случае мы имеем дело с заключением договора путем обмена письменными документами (завещание - заявление о принятии наследства (п. 1 ст. 438 ГК РФ) либо завещание - совершение в установленный срок действий, свидетельствующих о принятии наследства фактически (п. 3 ст. 438 ГК РФ)).
В подтверждение вышеуказанного можно привести также абзац 3 пункта 2 Определения Конституционного Суда РФ "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр. Горшковой Анны Васильевны на нарушение ее конституционных прав положениями ст. 532 ГК РСФСР", в частности, что "право быть наследником - неотъемлемый элемент правового статуса каждого гражданина. Однако само по себе конституционное право не порождает у гражданина прав в отношении конкретного имущества - такие права возникают только на основании завещания или закона".
Таким образом, наследственные правоотношения в отношении содержания завещаний (или "завещания по содержанию") следует рассматривать как двухсторонние и договорные. Здесь попутно касаюсь вопроса об участии нотариуса в спорах наследников по поводу составленного завещания. Хотя и оспаривается завещание, совершенное нотариусом, в котором указанный наследник не участвовал и не мог участвовать, тем не менее нотариус в споре не может и не должен участвовать стороной, а исключительно и только третьим лицом, а ответчиком все-таки будет указанный в завещании наследник. Лично моя позиция еще радикальнее: нотариус должен присутствовать в судебном заседании исключительно как свидетель, в противном случае мы должны признать заинтересованность нотариуса в исходе дела (в качестве третьей стороны, не заявляющей самостоятельных требований на предмет спора, - при отсутствии его корыстной заинтересованности в данном завещании либо в качестве ответчика, если в деле имеются доказательства его корыстного интереса в получении кем-либо наследства), но тогда дело принимает характер должностного преступления и его следует рассматривать в рамках Уголовного кодекса.
Завещание, как и всякая сделка, может быть признано судом оспоримым либо ничтожным. В отличие от Кодекса 1964 года, в новом ГК содержится специальная статья, посвященная недействительности завещания, - 1131-я. В пункте 2 настоящей статьи определено, что "завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, права и законные интересы которого нарушены этим завещанием. Оспаривание завещания до открытия наследства не допускается". Таким образом, формальный признак совершения завещания не поставлен законодателем на приоритетное место, как это было в ранее действовавшем ГК РСФСР (1964 г.), когда завещания совершались исключительно нотариально (ст. 540, 47 ГК РСФСР 1964 г.), а нотариус, действуя в строгих рамках формального права, был не вправе (да и не стал бы!) игнорировать требования всевозможных инструкций, указаний и циркулярных писем Министерства юстиции или иных ведомств, хотя в принципе такая возможность допускалась практикой применения ст. 47 ГК РСФСР. В новом Кодексе четко определено: "Не могут служить основанием недействительности завещания описки и другие незначительные нарушения порядка его составления, подписания или удостоверения, если судом установлено, что они не влияют на понимание волеизъявления завещателя" - п. 3 ст. 1131 ГК РФ. Судя по всему, наиболее спорные вопросы, надо полагать, как раз и будут возникать в отношении тех самых "интеллектуального" и "волевого" моментов, то есть "завещания по содержанию".
Не касаясь предмета искового заявления, определимся с основанием иска.
Задачи работы:
1) охарактеризовать правовую природу института наследования;
2) обозначить завещание, как основание наследования;
3) рассмотреть особенности наследования по завещанию.
Объект исследования – гражданские правоотношения, возникающие вследствие наследования по завещанию.
Предмет исследования – наследование по завещанию.
Исследуемая тема очень широко изучена многими авторами. Теоретическую базу работы составили труды таких ученых как Э.Б. Эдвиновой, Б.М. Гордона, С.П. Гришаева, М.Ю. Барщевского, М.В. Тимокиной, И.С. Тарарышкиной, Н.В. Ростовцевой, М.Г. Прониной, В.И. Серебровского, Р.М. Мусаева. Особого внимания заслужил труд Костычевой А.И. «Наследование по завещанию».
Глава 1. Правовая природа института наследования
... наследники (ст. 1117). На требования о признании завещания недействительным распространяется общий трехлетний срок исковой давности (ст. 196 ГК). Глава III Проблемы правового регулирования института наследования по завещанию и перспективы развития. §1 Некоторые новеллы и проблемы правового регулирования института наследования по завещанию. Увеличилось ...
... должна приниматься не только очевидная, но и предполагаемая воля наследодателя, обнаруживаемая в процессе толкования завещания. Все рассмотренные принципы определяют сущностные черты правового регулирования наследственных отношений и находят свое выражение в системе правовых норм о наследовании и, прежде всего, в определении отношений между субъектами наследственного права, речь о которых пойдет ...
0 комментариев