1.2 Предмет преступлений против собственности
Имущество как предмет отношений собственности и имущество как предмет преступлений против собственности, к сожалению, не совпадающие понятия. В гражданском праве имущество определяется применительно к отдельным ситуациям. Так, в статьях 282—284 ГК, регламентирующих способы защиты права собственности, под имуществом понимается совокупность вещей. В статьях 23, 52 и 315 ГК, устанавливающих ответственность юридического и физического лица и предусматривающих некоторые условия требований кредитора, в понятие имущества включаются вещи и имущественные права. В статье 1033 ГК, регулирующей наследственные отношения, термин «имущество» включает в себя совокупность вещей, имущественных прав и обязанностей.
В уголовном праве под имуществом как предметом преступления понимаются материальные вещи, включая деньги и ценные бумаги. Уголовное право в качестве обязательных признаков предмета преступлений против собственности выделяет его физическое, экономическое и юридическое свойства. Вещами признаются только предметы материального мира. Не могут быть предметом имущественных преступлений идеи и взгляды человека, его честь и достоинство.
Предметом рассматриваемых преступлений может быть только вещь, которая имеет определенную экономическую ценность, т.е. способность удовлетворять определенные потребности человека (потребительская стоимость), и в которой в определенной мере овеществлен человеческий труд (меновая стоимость). Вещь, не способная удовлетворять определенные человеческие потребности ввиду ее невостребованности, не может являться предметом преступного посягательства. Как правило, не могут быть предметом хищения природные объекты, в которые не вложен труд человека.
Особое внимание заслуживает вопрос: можно ли признать предметом преступлений против собственности, в частности хищения, электрическую и тепловую энергию? Господствующей отечественной доктриной уголовного права ни один из видов энергии не признается в качестве такого предмета, поскольку отсутствует признак материальности, то есть она лишена материальной субстанции. Однако в условиях рыночных отношений указанные виды энергии давно приобрели статус товара, за который надо платить. На их производство затрачивается труд, они имеют потребительскую стоимость, ибо направлены на удовлетворения личных, производственных и иных потребностей. Благодаря современным техническим средствам они практически приобрели материализованную форму. Парадокс! Если лицо украло тонну мазута – это кража, но если оно «украло» несколько тысяч киловатт-часов электроэнергии, на производство которой была использована эта тонна мазута, - хищения нет. Но ведь в любом случае собственнику причинен материальный вред, а виновный в то же время незаконно обратил в свою пользу благо, имеющее соответствующую стоимость. Сказанное дает основание поставить вопрос о том, что все виды энергии, на производство которых затрачен человеческий труд, необходимо признавать предметом преступлений против собственности и, прежде всего, хищения.
Третий признак имущества как предмета преступлений — юридический. Выражается он в том, что в качестве предмета преступления может выступать лишь чужое имущество. В пункте 2 постановления № 15 Пленума Верховного Суда от 21 декабря 2001 г. «О применении судами уголовного законодательства по делам о хищениях имущества» разъясняется, что имущество или право на него считается чужим, если на момент завладения виновный не являлся его собственником или владельцем на законных основаниях. [50, 379]
Завладение или совершение иных действий в отношении собственного имущества не нарушают отношения собственности, а поэтому не могут оцениваться как преступления против собственности. Подобные действия при определенных обстоятельствах могут рассматриваться, например, как самоуправство (ст. 383 УК), или как принуждение к выполнению обязательств (ст. 384 УК).
Гражданское законодательство различает недвижимые и движимые вещи. Часть 1 ст. 130 ГК к недвижимым вещам относит, во-первых, земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты; и, во-вторых, объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно: леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Гражданское законодательство к недвижимости приравнивает предприятия в целом как имущественные комплексы; подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда; суда внутреннего плавания; суда плавания «река—море»; космические объекты (ч. 1 ст. 130 ГК). Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом (ч. 2 ст. 130 ГК). Предметом преступлений против собственности может быть как движимое, так и недвижимое имущество. Предметом рассматриваемых преступлений могут быть неделимые и сложные вещи (ст.ст. 133, 134 ГК), главная вещь и ее принадлежность (ст. 135 ГК), плоды, продукция и животные (ст.ст. 136, 137 ГК).
Посягательства на недвижимое имущество имеют свои особенности. Правовой режим недвижимого имущества отличается от правового режима движимого имущества. Значительная часть недвижимого имущества не является предметом преступлений против собственности. Так, в соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь 1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства» к объектам, находящимся только в собственности Республики Беларусь, относятся природные ресурсы: земли сельскохозяйственного назначения, а также другие земли, не подлежащие в соответствии с законами Республики Беларусь передаче в частную собственность: недра, леса, воды. В других законах это положение конкретизируется. Например, в статье 38 Кодекса Республики Беларусь о земле определены земли, не подлежащие передаче в частную собственность. К ним относятся: земли общего пользования (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, бульвары скверы и т.п.); земли транспорта и связи; земли, предоставленные для нужд обороны; земельные участки на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; земли заповедников, национальных, мемориальных и дендрологических парков, ботанических садов, заказников, памятников природы и архитектуры; земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земли сельскохозяйственного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; сенокосные, пастбищные и другие земли населенных пунктов, используемые для общих нужд населения; земельные участки, предоставленные или предоставляемые гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома и др., служебные земельные наделы; земли населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачного строительства, земли на площадях залегания разведанных и в установленном порядке утвержденных месторождений полезных ископаемых. Исключительной собственностью Республики Беларусь являются: животный мир (ст. 4 Закона «Об охране и использовании животного мира» от 19.09.1996 г.; все воды (водные объекты), находящиеся на территории республики (ст. 4 Водного кодекса Республики Беларусь; недра (ст. 3 Кодекса Республики Беларусь о недрах. Посягательство на перечисленные ценности уголовное законодательство не рассматривает в качестве преступлений против собственности, хотя в соответствии с законодательством они являются собственностью государства. Обусловлено это тем, что они не соответствуют одному из обязательных признаков имущества как предмета преступления против собственности – в них не овеществлен человеческий труд. Посягательства на эти объекты уголовное законодательство признает преступлениями против экологической безопасности и природной среды (глава 26 УК). Так, при наличии соответствующих признаков незаконная порубка деревьев и кустарников влечет ответственность по ст. 277 УК; незаконная добыча рыбы или других водных животных – по ст. 281 УК; незаконная охота – по ст. 282 УК.
Природные объекты могут выступать в качестве предмета преступлений против собственности, если они извлечены из естественного состояния и в них в той или иной форме был вложен овеществленный человеческий труд (заготовленный лесоматериал, скошенная трава, посаженные фруктовые деревья и т.п.) [11, 117]. Действия лиц, виновных в незаконном вылове рыбы, добыче водных животных, выращиваемых сельхозпредприятиями и организациями в специально устроенных или приспособленных водоемах, либо завладении рыбой, водными животными, отловленными этими организациями или находящимися в питомниках и вольерах с дикими животными, птицей, подлежат квалификации как преступления против собственности, в частности хищение.
Лес, как совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности, напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, которые образуют лесной биоценоз и используются в различных целях, является исключительной собственностью государства (ст.ст. 1, 7 Лесного кодекса Республики Беларусь). Вместе с тем, статья 5 этого Кодекса не относит некоторую древесно-кустарниковую растительность к государственному лесному фонду. Например, в этот фонд не включаются: единичные деревья, а также иная древесно-кустарниковая растительность, в том числе полезащитные лесные полосы, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения; единичные деревья, их группы, а так же иная древесно-кустарниковая растительность в пределах отвода железных и автомобильных дорог, иных транспортных и коммуникационных линий и каналов; единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях оздоровительных учреждений, населенных пунктов (за исключением городских лесов), на земельных участках, предоставленных гражданам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилищных домов.
Незаконное посягательство на эти объекты природы в их естественном состоянии может квалифицироваться по-разному. Так, действия лиц, виновных в незаконной порубке защитных или озеленительных древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в государственный лесной фонд (например, в городских и других населенных пунктах, на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов), надлежит квалифицировать по статье 277.
Незаконная, без разрешения собственника, порубка деревьев или иной древесно-кустарниковой растительности на земельных участках, находящихся в частной собственности граждан (ст.ст. 34, 35 Кодекса Республики Беларусь о земле), должна рассматриваться как посягательство на отношения собственности и при наличии соответствующих условий квалифицироваться по соответствующим статьям главы 24 УК.
Предметом хищения и других преступлений против собственности могут быть деньги и ценные бумаги. Под деньгами следует понимать национальную и иностранную валюту, находящуюся в обращении в качестве законного средства платежа. Национальной денежной единицей Республики Беларусь является белорусский рубль, обязательный к приему по нарицательной стоимости на всей территории Республики Беларусь (ст. 141 ГК). Под иностранной валютой понимаются денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки иностранных государств; средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах. Валюта, изъятая из обращения, может быть предметом хищения лишь в том случае, если она представляет собой нумизматическую, историческую, художественную или научную ценность.
Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и (или) обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности (ст. 143 ГК). К ценным бумагам относятся государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизированные ценные бумаги и другие документы, которые законодательством о ценных бумагах или в установленном им порядке отнесены к числу таковых (ст. 144 ГК). Гражданское законодательство по способу передачи различает три вида ценных бумаг: а) ценные бумаги на предъявителя (т.е. ценные бумаги, передаваемые без соблюдения каких-либо формальностей); б) именные ценные бумаги, право на которые переходит путем регистрации передачи ценной бумаги у реестродержателя данных ценных бумаг на имя нового владельца; в) ордерные ценные бумаги, право на которые переходит к новому владельцу путем совершения на самой ценной бумаге передаточной надписи (индоссамента) (ст.ст. 146, 147 ГК). В этой связи предметом оконченного, в частности, хищения, как правило, могут быть только ценные бумаги на предъявителя. При некоторых способах хищения (например, мошенничестве, вымогательстве) в таком качестве может выступать ордерная ценная бумага. Похищение пластиковых кредитных или расчетных карт коммерческих банков следует оценивать как оконченное хищение лишь при наличии у виновного возможности доступа и распоряжения денежными средствами [19, 52].
Помимо ценных бумаг, предметом преступлений против собственности могут выступать так называемые суррогатные ценные бумаги, не признаваемые гражданским законодательством в таком статусе, но удостоверяющие определенные имущественные права владельца этого документа: право на определенное имущество или услуги либо работы.
По этому поводу Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в пункте 33 постановлении № 15 от 21. Декабря 2001 г. дал разъяснение, что завладение документами, выполняющими роль эквивалента (ценными бумагами, знаками почтовой оплаты, талонами на проезд в транспорте и т.п.), которые непосредственно дают право на получение материальных ценностей или услуг, следует квалифицировать как оконченное хищение.
Не являются предметом преступлений рассматриваемой группы документы, не удостоверяющие сами по себе без внесения соответствующих реквизитов каких-либо имущественных прав (например, товарные накладные, квитанции, бланки проездных билетов на транспорте, доверенности и т.п.). Не могут выступать в качестве предмета хищения легитимационные знаки: номерки гардероба, жетоны камеры хранения и др. Завладение такими предметами может оцениваться как приготовление к хищению.
Наряду с имуществом предметом некоторых преступлений против собственности могут быть право на имущество, включающая в себя определенные полномочия собственника: право владения, пользования или распоряжения имуществом. Право на имущество в качестве предмета преступления будет иметь место, если виновный, например при вымогательстве, незаконно приобретает одно или несколько полномочий, в частности право пользования имуществом, а не все три полномочия собственника.
В отдельных случаях в качестве предмета преступления (ст. 216 УК) могут выступать имущественные права и имущественные обязательства (лицо может требовать передачи долговых обязательств другого лица). При вымогательстве в качестве предмета преступного посягательства могут выступать действия имущественного характера. Под ними следует понимать безвозмездное выполнение работ или оказание услуг, подлежащих оплате, иные любые действия, способные принести вымогателю выгоду имущественного характера.
Огнестрельное оружие, боевые припасы или взрывчатые вещества, а также радиоактивные вещества или наркотические средства и психотропные вещества либо сильнодействующие или ядовитые вещества, хотя имеют определенную стоимость, но их назначение состоит не в удовлетворении материальных потребностей. Их неконтролируемый оборот создает угрозу общественной безопасности и здоровью населения.
В силу этого посягательства на эти предметы признаются не преступлениями против собственности, а преступлениями против общественной безопасности и здоровья населения, в частности преступлениями, предусмотренными ст. ст. 294, 295, 323, 327, 333 и другими статьями УК.
Подводя итог изложенному в настоящей главе, можно сделать следующие выводы.
Собственность как экономическая категория - это исторически определенные общественные отношения по обладанию средствами и продуктами производства, обусловливающие соответствующую форму присвоения продуктов труда.
Собственность как совокупность закрепленных в правовых нормах отношений по поводу владения, использования и распоряжения составляет видовой объект преступлений, предусмотренных главой. 24 УК. Непосредственными объектами указанных преступлений выступает либо государственная, либо частная собственность, которые в равной мере защищаются национальной правовой системой Республики Беларусь.
Предмет отношений собственности и предмет преступлений против собственности являются не совпадающими понятиями. Если предметом собственности являются любые материальные ценности, то предмет указанных преступлений должен отвечать строго определенными признаками.
В уголовном праве предмет преступлений против собственности должен обладать физическими, экономическими и юридическими свойствами. Имуществом признаются предметы материального мира, обладающими потребительской и меновой стоимостью.
Не могут быть предметом рассматриваемых преступлений идеи и взгляды человека, его честь и достоинство, ввиду отсутствия вещного (физического) признака. По отдельным видам рассматриваемых преступлений в качестве предмета могут выступать право на имущество, имущественные права и даже действия имущественного характера.
Проблемным на сегодня остается вопрос об отнесении к предмету преступлений против собственности, в частности хищения, электрической и тепловой энергии. Представляется, что указанные виды энергии сегодня должны рассматриваться как специфическое имущество, на производство которых затрачен человеческий труд и которые, таким образом, имеют и меновую, и потребительскую стоимость. Их незаконное отчуждение причиняет реальный ущерб собственнику, в то же время, предоставляя имущественную выгоду виновному.
ГЛАВА 2. ХИЩЕНИЕ ИМУЩЕСТВА
... единообразие судебной практики, а также гарантированность прав и законных интересов субъектов гражданского права Республики Беларусь. В рамках настоящей главы основное внимание сосредоточено на проблемах реализации принципов гражданского права в нормотворческой и правоприменительной деятельности. Под реализацией принципов гражданского права автор понимает осуществление содержащихся в них ...
... выделяет отдельную главу, озаглавленную "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина" (гл. 19). Расположение названной главы в системе преступлений против личности свидетельствует о том, что личность как объект преступлений, ответственность за которые предусмотрена в разд. VII "Преступления против личности", трактуется законодателем в Уголовном кодексе 1996 г. более ...
... убежища; - осуществляет помилование граждан; - награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания. Президент Республики Беларусь осуществляет и иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами (п. 30 ст. 84 Конституции Республики Беларусь) 2. Понятие и виды объектов гражданских права. Имущество. Понятие и его виды. Вещи (понятии, классификация) Деньги. ...
... лицом; — ни одно из совершенных преступлений не утратило своего юридического значения. Виды множественности преступлений: а) повторность преступлений; б) совокупность преступлений; в) рецидив преступлений. 2. ПОВТОРНОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В Уголовном кодексе институт повторности преступлений используется для усиления ответственности и выступает в качестве квалифицирующего или отягчающего ...
0 комментариев