3.1. Корыстные преступления против собственности, не являющиеся хищениями

 

Иные корыстные преступления против собственности имеют много общего с хищением. Они также посягают на собственность, предметом преступного посягательства также является чужое имущество. Совершаются эти преступления, как и хищение, с прямым умыслом и корыстной целью. Во многом совпадает и объективная сторона, ибо выражается она в незаконном обращении в свою пользу чужого имущества.

В то же время между хищением и иным корыстными преступлениями против собственности имеются существенные различия. Эти различия выражаются, прежде всего, в предмете преступного посягательства. Если в качества предмета хищений выступает имущество, находящееся в наличных фондах собственника либо законного владельца, то предметом рассматриваемых нами преступлений является имущество, которое уже вышло из владения собственника, либо имущество, которое должно было поступить к нему. Соответственно имеются некоторые отличия и в объективной стороне. Иные корыстные преступления против собственности не связаны с изъятием из наличных фондов собственника либо законного владельца имущества. Незаконное обогащение виновного идет за счет неправомерного присвоения материальных ценностей, уже вышедших из владения собственника, либо путем обращения в свою пользу имущества, которое должно было поступить законному владельцу, но неправомерно было обращено виновным в свою пользу.

Некоторые отличия рассматриваемых преступлений от хищения имеются и в субъективной стороне, а именно в содержании умысла. Виновный понимает, что присваивает чужое имущество, которое вышло из владения собственника, либо имущество, которое еще не поступило в фонды собственника, но должно было поступить, и желает присвоить данное имущество.

 Корыстными преступлениями против собственности, не связанными с изъятием имущества, являются присвоение найденного имущества (ст.215 УК) и причинение имущественного ущерба без признаков хищения (ст. 216 УК).

Присвоение найденного имущества. В соответствии со ст. 215 УК преступлением признается присвоение в особо крупном размере найденного заведомо чужого имущества или клада.

В отличие от других преступлений против собственности в данном случае в качестве предмета посягательства выступает специфическое имущество: во-первых, находка, то есть найденное чужое имущество, и, во-вторых, клад.

Согласно ст.ст. 228-230 ГК Республики Беларусь находкой признается найденная вещь, выбывшая из обладания собственника или иного законного владельца при обстоятельствах, не свидетельствующих о наличии волеизъявления этих лиц об отказе от прав на данную вещь. В этой связи находка не может стать собственностью лица, ее обнаружившего. Нашедший обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи, или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее и возвратить найденную вещь этому лицу. Если неизвестно ни одно из названных лиц, нашедший обязан заявить о находке в милицию или орган местного управ­ления и самоуправления. Он имеет право хранить ее у себя либо сдать на хранение в милицию, орган местного управления и самоуп­равления или указанному ими лицу (ст. 228 ГК).

По своему правовому статусу к находке приравнивается безнадзорные животные и пригульный скот (ст.ст. 231-233 ГК). Лицо, задержавшее безнадзорных животных или пригульный скот, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента их задержания зая­вить об обнаруженных животных в милицию или орган местного управления и са­моуправления, которые принимают меры к розыску собственника. На время ро­зыска собственника животных они могут быть оставлены лицом, задержавшим их, у себя на содержании и в пользовании либо сданы на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для этого условия.

Находка, безнадзорные домашние животные и пригульный скот становятся собственностью нашедшего лица или лица, задержавшего указанных животных, если в течение шести месяцев с момента заявления о находке или задержании животных собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них (ст.ст. 229 и 232 ГК).

Кладом, в соответствии со ст. 234 ГК, признается зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу акта законодательства утратил на них право. Обнаруженный клад поступает в собствен­ность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное. Если раскопки или поиски цен­ностей производились без согласия на это собственника имущества, где клад был сокрыт, он подлежит передаче собственнику такого земельного участка или иного имущества.

При обнаружении клада, содержащего предметы, относящиеся к памятни­кам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собствен­ность. При этом собственник имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вознаграждения в размере 50% стоимости клада в равных долях. При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачивается и полностью поступа­ет собственнику. Правила статьи 234 ГК не применяются к лицам, в круг трудо­вых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок или по­иска, направленных на обнаружение клада.

Не признается предметом преступления, предусмотренного ст. 215 УК, найденное брошенное чужое имущество. Согласно ст. 237 ГК к таким предметам материального мира отнесены движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права соб­ственности на них. В этом случае вещь выбывает из обладания собственника по его воле при обстоятельствах, явно свидетельствующих о его отказе от права на данную вещь. При этом не имеет значения, известен ли собственник этой вещи или нет.

С объективной стороны присвоение найденного имущества характеризуется обращением в свою пользу, в нарушении предписаний гражданского законодательства, находки, безнадзорных животных, пригульного скота или клада. Окончено оно с момента фактического присвоения, то есть когда виновный обратил найденное имущество в свою пользу. В зависимости от предмета преступного посягательства оно может выразиться в не возвращении (не передаче) указанным выше лицам либо органам найденной вещи, безнадзорных животных либо пригульного скота, а также обнаруженного клада.

Преступлением признается присвоение найденного чужого имущества или клада только при условии, что их стоимость в 1000 и более раз превышает размер базовой величины, установленной на день совершения преступления. Во всех остальных случаях речь может идти об административной ответственности (ст. 10.6 КоАП 2003 года).

Преступление, предусмотренное в ст. 215 УК, с субъективной стороны характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что обращает в свою пользу найденное заведомо чужое имущество или клад, предвидит, что своими действиями незаконно приобретает имущество или ценности в особо крупном размере, и желает этого.

Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Однако при присвоении клада субъектом может быть и лицо, в круг трудовых или служеб­ных обязанностей которого входило проведение раскопок и совершение действий, направленных на обнаружение клада. При определенных условиях их действия составят хищение имущества в соответствующей форме.

Причинение имущественного ущерба без признаков хищения. Ст. 216 УК преступным признает причинение ущерба в значительном размере посредством извлечения имущественных выгод в результате обмана, злоупотребления доверием или путем модификации компьютерной информации при отсутствии признаков хищения.

В отличие от мошенничества при совершении данного преступления причинение вреда потерпевшему происходит не путем изъятия наличного имущества, а путем обращения виновным в свою пользу имущества, которое должно было поступить к нему, чаще всего в виде упущенной выгоды. Такое причинение вреда может выразиться в результате совершения самых разнообразных обманных действий. Рассматриваемое преступление с объективной стороны выражается в трех формах.

Первая форма выражается в обмане потерпевшего, в результате которого виновный совершает действия, которым причиняется реальный материальный ущерб. Потерпевшему может быть причинен такой вред в результате не дополучения им доходов либо в результате реальных услуг, полученных виновным. Например, обман нотариальных органов при регистрации сделки купли-продажи недвижимости с целью уменьшить размер госпошлины, использование поддельных билетов для проезда в транспорте, незаконное подключение к телефонной линии потерпевшего и использование ее для международных телефонных переговоров, оплату за которых осуществляет потерпев­ший; уклонение в результате представления подложных документов от уплаты коммунальных услуг, иных платежей, кроме налогов и таможенных платежей, за уклонение от уплаты которых установлена самостоятельная ответственность (ст.ст.231 и 243 УК).

Вторая форма рассматриваемого преступления состоит в том, что виновный, используя доверие потерпевшего, обращает в свою пользу имущество, которое должен был получить последний. Так, виновный, пользуясь доверием владельца имущества, использует его имущество (например, транспортное средство), извлекая для себя имущественную выгоду, но не выплачивает ему за это соответствующее вознаграждение.

Третья форма причинения имущественного ущерба выражается в модификации компьютерной информации, в результате которой собственник имущества не дополучает соответствующий доход в определенной сумме, которая присваивается виновным.

Состав рассматриваемого преступления име­ет материальную конструкцию. Преступление окончено с момента причинения потерпевшему материального ущерб в значительном размере. В соответствии с ч. 3 примечания к главе 24 УК значительным признается ущерб на сумму в сорок и более раз превышающую размер базовой величины, установленной на день совершения преступления. В случае причинения вреда на сумму меньше, чем 40 базовых величин, наступает административная ответственность (ст. 10.7 КоАП 2003 года).

С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется также прямым умыслом и корыстной целью. Лицо сознает, что путем обмана или злоупотребления доверием или путем моди­фикации компьютерной информации извлекает материальную выгоду, предвидит, что в результате его действий собственнику или иному лицу будет причинен ущерб в значительном размере, и желает этого.

Субъектом может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

В судебно-следственной практике встречаются определенные сложности при квалификации деяний работников предприятий жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, транспорта и медицинских учреждений и других предприятий, которые присваивают полученные от граждан либо организаций деньги в качестве платы за оказанные услуги. Оценка их действий может быть разной. Если работники уполномочены на принятие оплаты, то считается, что деньги поступили в фонд предприятия в момент их взимания, независимо от того, выписаны квитанции или нет. Поэтому неоприходование ими полученных денег и обращение их в свою пользу или в пользу близких признается хищением в форме присвоения или растраты. В тех случаях, когда работник предприятия не управомочен на взимание платы за оказанную услугу, его действия по обращению денег в свою пользу или в пользу других лиц следует квалифицировать как причинения имущественного ущерба путем злоупотребления доверием, так как имущество еще не поступило в фонд предприятия. Присвоение же денежных средств, полученных от клиентов по прейскуранту за выполнение работ или оказание услуг с использованием сырья и материалов предприятия, совершенное работником сферы обслуживания населения, должно квалифицироваться по совокупности как хищение в размере стоимости исполь­зуемого сырья или материалов и причинение имущественного ущерба без призна­ков хищения. В тех случаях, когда при этом не используется сырье или материа­лы предприятия, содеянное надлежит квалифицировать только по статье 216 УК» [22, 559].


Информация о работе «Общая характеристика преступлений против собственности (ст. 205 – 220 Уголовного кодекса Республики Беларусь)»
Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 113560
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
630653
0
0

... единообразие судебной практики, а также гарантированность прав и законных интересов субъектов гражданского права Республики Беларусь. В рамках настоящей главы основное внимание сосредоточено на проблемах реализации принципов гражданского права в нормотворческой и правоприменительной деятельности. Под реализацией принципов гражданского права автор понимает осуществление содержащихся в них ...

Скачать
189952
0
0

... выделяет отдельную главу, озаглавленную "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина" (гл. 19). Расположение названной главы в системе преступлений против личности свидетельствует о том, что личность как объект преступлений, ответственность за которые предусмотрена в разд. VII "Преступления против личности", трактуется законодателем в Уголовном кодексе 1996 г. более ...

Скачать
38504
0
0

... убежища; - осуществляет помилование граждан; - награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания. Президент Республики Беларусь осуществляет и иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами (п. 30 ст. 84 Конституции Республики Беларусь) 2. Понятие и виды объектов гражданских права. Имущество. Понятие и его виды. Вещи (понятии, классификация) Деньги. ...

Скачать
78604
0
0

... лицом; — ни одно из совершенных преступлений не утратило своего юридического значения. Виды множественности преступлений: а) повторность преступлений; б) совокупность преступлений; в) рецидив преступлений. 2. ПОВТОРНОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В Уголовном кодексе институт повторности преступлений используется для усиления ответственности и выступает в качестве квалифицирующего или отягчающего ...

0 комментариев


Наверх