1.2. Конституционно-правовой статус общественных объединений в Российской Федерации.
Часть 1 статьи 13 Конституции Российской Федерации устанавливает в качестве одной из основ конституционного строя России принцип идеологического многообразия, а также - в части 2 и 5 - пределы его осуществления, в которых оно не вступает в резкое противоречие с другими демократическими принципами Конституции.
Принцип идеологического многообразия может быть правильно понят, исходя из точного понимания обоих образующих это понятие слов. Идеология обычно определяется как система юридических, политических, экономических, этических, экологических, художественных, а также религиозных идей, воззрений, понятий, связанная прямо или косвенно с практической жизнедеятельностью людей и ее оценкой. Это система направленных на сохранение, частичное изменение или коренное преобразование теми или иными способами общественного и государственного строя, как правило, закрепляемого в Конституции и иных законах. Многообразие (плюрализм) в сфере идеологии означает право каждого человека, группы людей, их объединений: свободно развивать свои воззрения и научные теории идеологического характера; распространять и защищать их с помощью всех существующих технических средств; активно работать также над практическим осуществлением своих идей путем разработки программных документов, законопроектов, представления их на рассмотрение общественных и государственных органов, участия в поддержке и реализации уже принятых этими органами предложений и т.д[5].
Часть 1 статьи 13 Конституции Российской Федерации содержательно связана с рядом других конституционных предписаний. Это статья 14 и 28, устанавливающие религиозное многообразие и свободу совести, статьи 29, предоставляющая каждому свободу мысли и слова, поиска, получения, производства и распространения информации, гарантирующая свободу массовой информации, статьи 44, гарантирующая каждому свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества.
Установление в Конституции принципа идеологического плюрализма является одним из важных демократических достижений народа России.
Часть 2 статьи 13 Конституции РФ устанавливает правило, органически связанное с содержанием части 1. Признание идеологического многообразия, строго говоря, означает запрещение признания какой-либо идеологии государственной и общеобязательной. Как и часть 1, часть 2 этой статьи содержательно связана со статьей 14, 28-30, 44 Конституции РФ и др.
Правило части 2 относится к любым идеологиям (либерализм, социал-демократизм, религиозно-демократические и религиозно-социальные, национально-демократические доктрины и др.)
Предусмотрены Конституцией и исключения, относящиеся к тем идеологиям, которые пытаются обосновывать запрещаемые ею действия. О таких действиях и запретах говорится в части 5 этой статьи и в ряде других статей. Это, например, запрещение захватывать власть (часть 4 статьи 3 Конституции РФ), нарушать права и свободы человека и гражданина (статья 2, 17-63 Конституции РФ и др.).
Но убеждения, взгляды граждан свободны, и никто не должен быть подвергнут каким бы то ни было преследованиям, ограничениям прав за свои убеждения, каковы бы они ни были. Наказуемы могут быть только действия, прямо запрещенные законом.
Часть 3 статьи 13 Конституции РФ посвящена некоторым практическим последствиям идеологического многообразия, имеющим большое общественное и, в частности, конституционно-правовое значение. Речь идет о том, что в России признается политическое многообразие и многопартийность. Политическое многообразие означает наличие разнообразных направлений в практической политической деятельности - в агитации за или против определенных течений, программ, законопроектов и т.п. в политической жизни, за или против определенных кандидатов на выборах, за то или иное решение вопросов, выносимых на референдумы, и т.д. Важнейшую роль в политической деятельности играет ее организационная часть - создание и деятельность политических партий и других общественных объединений, примыкающих к партиям или самостоятельно стремящихся к осуществлению конституционно допустимых политических целей. Главной формой политического многообразия является многопартийность. Многопартийность пришла на смену однопартийной системе, недемократичность которой очевидна[6].
В последние годы идеологическое и политическое многообразие и в значительной мере выражающая их многопартийность становятся все более устойчивой органической частью общественно-политической жизни России. Юридическому закреплению этого достижения российской демократии служит включение этих положений данной статьи в основы конституционного строя, играющие центральную роль в Конституции и изменяемые - в случае необходимости - в особо сложном порядке. Это, как и соответствие данных конституционных положений принципам и нормам международного права, позволяет надеяться на необратимость установления и развития плюрализма в политической жизни России.
Но демократические политические партии, объединения или их блоки, выражающие политическую волю своих членов, стремятся к осуществлению государственной власти через своих представителей, членов и сторонников в органах государства. Осуществляя власть в соответствии со своей программой, партия или блок партий, имеющий совместную программу парламентской или правительственной деятельности, в определенной степени действует в соответствии с теми положениями своей идеологии и политики, которые получили одобрение граждан на выборах и в иных формах. Поэтому определенная зависимость государственной власти от тех или иных идеологических и политических позиций партий, блоков, их лидеров и деятелей существует, но - под демократическим контролем избирателей. Именно их волю, а не только решения своей партии должен, прежде всего, проводить в жизнь их избранник.
Равенство общественных объединений перед законом установлено, чтобы исключить возможность создания вновь однопартийной системы, не допускающей существования других политических партий и подчиняющей своему господству иные партии и общественные объединения, каждое из которых (профсоюзное, молодежное и т.д.) является единственным в своей сфере деятельности, как это было в СССР. Исключается возможность возникновения такой же системы, замаскированной фиктивным плюрализмом, т.е. с помощью создания наряду с монопольной партией марионеточных псевдопартий и общественных объединений. Такая система существовала в ряде социалистических стран (ГДР, Болгарии, Польше и др.)[7].
Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., закон может устанавливать ограничения свободы объединения, необходимые в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц (ч. 2 ст. 22)[8].
Конституцией и иными законами России обоснованные ограничения прав на объединение, на свободное образование и свободную деятельность партий практически соблюдаются далеко не во всех случаях. Но зато предлагаются и обсуждаются иные ограничения этих прав, не всегда соответствующие международным и конституционным нормам
Основы правового статуса общественных объединений устанавливает и гарантирует Конституция Российской Федерации – статьи 13, 30 и ряд других, без которых существование общественных объединений было бы невозможно (например, статьи 28, 29, 31, 32 Конституции Российской Федерации).
Важное значение имеют международные документы, такие как Всеобщая декларация прав человека[9], Пакт о гражданских и политических правах[10].
Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются ФЗ «Об общественных объединениях»[11], Гражданским кодексом РФ и другими законами об отдельных видах общественных объединений.
«Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений - политических партий, профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений, - могут регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом. Деятельность указанных общественных объединений до принятия специальных законов, а также деятельность общественных объединений, не урегулированная специальными законами, регулируются ФЗ «Об общественных объединениях» - ст. 4 ФЗ «Об общественных объединениях»
Данная статья не использует термина «законодательство», включающего, наряду с законами, и подзаконные акты нормативного характера исполнительных органов - правительства, министерств и ведомств, которые по своему объему и детализации регулирования зачастую начинают конкурировать с законами, ограничивая использование предоставленных в нем прав многочисленными оговорками. Не подвергая сомнению, регулирующее значение для деятельности общественных объединений всех видов нормативных актов, всего объема законодательства, в данной статье подчеркивается значение именно законов - как федеральных, так и законов Субъектов Федерации в качестве основных, базовых источников создания нормативной основы регулирования вопросов, связанных с реализацией права на объединение.
На момент принятия Федерального закона «Об общественных объединениях», его исходные правовые принципы опирались лишь на Конституцию РФ и Гражданский кодекс. В последующем законодательная база деятельности общественных объединений значительно расширилась и в настоящее время включает следующие Федеральные законы: настоящий Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г., Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединениях» от 26 июня 1995 г.[12], Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г.[13], Федеральный закон «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996г.[14], Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996г.[15].
При этом важно учитывать, как взаимодействуют и как применяются нормы указанных Федеральных законов в отношении каждого отдельного общественного объединения: если законы о профсоюзах и молодежных объединениях полностью попадают в сферу деятельности базового закона об общественных объединениях, устанавливая особенности регулирования конкретных видов таких объединений, то законы о некоммерческих и благотворительных организациях попадают в эту сферу лишь частично.
Закон о некоммерческих организациях регулирует в основном гражданско-правовые, имущественные отношения в организациях, не преследующих целей извлечения прибыли, и в этой части его положения выступают по отношению к соответствующим положениям настоящего Федерального закона как нормы общего характера, поскольку все общественные объединения, согласно определению, данному в ст. 5 настоящего закона, являются некоммерческими образованиями.
Что касается Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», он, напротив, в определенной части выступает по отношению к закону «Об общественных объединениях», как специальный или частный закон, поскольку конкретные общественные объединения могут одновременно являться благотворительными, но не любые, а лишь те из них, которые в своих уставах закрепляют исключительно благотворительные цели, и, кроме того, придерживаются в своей деятельности правил и ограничений, установленных в законе для таких организаций и претендуют на получение льгот, связанных со статусом благотворительной организации (в частности, статьи 3, 10, 12, 16, 18 Федерального закона «О благотворительности и благотворительных организациях»).
Кроме того, субъекты РФ в соответствии с Конституцией РФ принимают свои законы и иные нормативные акты о деятельности общественных объединений. Такие акты действуют, например, в республике Башкортостан - Закон об общественных объединениях[16], в Москве - Закон г. Москвы о благотворительности[17], в Санкт-Петербурге - Закон о льготах участникам благотворительной деятельности и другие.
Рассматривая соотношение норм федеральных законов, регулирующих деятельность общественных объединений, и соответствующих законов субъектов РФ, важно отметить следующий факт: в соответствии с п. «в» ст. 71 Конституцией РФ, в ведении РФ находятся «регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина», а в совместном ведении РФ и ее субъектов, в аналогичной области, согласно п. «б» ст. 72 Конституции РФ, находится лишь «защита прав и свобод человека и гражданина». Таким образом, регулирование реализации важнейших конституционных прав и свобод, к числу которых относится и право граждан на объединение, отнесено к исключительной компетенции федеральных законов. Поэтому законы и другие нормативные акты, принимаемые субъектами Федерации, не могут ограничивать использование гражданами права на объединение, умалять права и виды государственной поддержки общественных объединений, гарантированные настоящим Федеральным законом, но могут устанавливать дополнительные меры защиты этих прав, расширять возможности законной деятельности общественных объединений, предоставлять им дополнительные льготы, оказывать иные меры поддержки.
Что же касается отдельных видов общественных объединений, например, творческих союзов, ассоциаций предпринимателей и работодателей, общественных объединений инвалидов и других, различаемых по содержанию их конкретной деятельности и характеру объединившихся в них членов и участников, развитие их деятельности может потребовать специального нормативного регулирования, учитывающего эти особенности. В этом случае особенности их деятельности будут регулироваться специальными, «отраслевыми» законами, принимаемыми по мере необходимости в соответствии с настоящим Федеральным законом, как это и произошло в отношении закона о профсоюзах и закона о государственной поддержке молодежных объединений.
Кроме того, в данной сфере действуют следующие важные нормативные акты:
- Приказ Минюста РФ от 12 июля 2002 N 199 «Об утверждении форм документов, применяемых при государственной регистрации Торгово - Промышленной палаты, общественного объединения и религиозной организации в качестве юридического лица»[18];
- Приказ Минюста РФ от 08.08.2001 N 237 «Об утверждении образцов документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения»[19];
- Приказ Минюста РФ от 06.10.1997 N 19-01-122-97 «О правилах рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений»[20].
... не ограничены какой-либо определенной сферой, как это предусмотрено Законом о профсоюзах в случае осуществления контрольных функций органами исполнительной власти.[40] 3. Административно-правовой статус благотворительных организаций. Законом об общественных объединениях предусмотрено, что деятельность отдельных видов общественных объединений может быть урегулирована в специальных законах. ...
... или, как принято формулировать в международных документах и зарубежных конституциях, права на свободу ассоциации с другими. . 2. Правовое регулирование деятельности общественных объединений. Основы правового статуса общественных объединений устанавливает и гарантирует Конституция Российской Федерации – статьи 13, 30 и ряд других, без ...
... ; если органом, регистрирующим общественные объединения, установлено, что в представленных на регистрацию учредительных документах содержится недостоверная информация; если название общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан. Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не ...
... выше расчеты позволяют сформулировать базовые гипотезы о сообществе молодежных некоммерческих организаций: 1. Почти треть зарегистрированных молодежных общественных объединений фактически не работают. 2. Около половины объединений не могут быть отнесены к общественным, поскольку нарушают требование открытости (статья 15 ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ в редакции от 25.07.2002). 3. Менее трети ...
0 комментариев