1.1 История возникновения, развития и правовая природа института наследования
История наследственного права России застает славян в период, переходный от родового быта к государственному устройству. Происходит неустойчивость наследственных начал, неопределенность характера наследования, колебание и борьба между исконным славянским порядком и византийскими положениями. Некоторые ученые считают, что началу законодательства на Руси дали именно договоры с Византией X в[1]. Один из первых Договоров Руссов с греками (Олега 911 г.) содержал положения о наследовании, закрепив возможность руссов, находящихся на службе у византийского императора распорядиться своим имуществом на случай смерти. Этот договор впервые в истории русского права провел различие между наследованием по закону и по завещанию. При наследовании по закону различали своих нисходящих родственников и боковых. О завещании говорилось как о письменном акте. По мнению Г. Ф. Шершеневича более ранние указания договоров с греками, отражая в себе иноземные взгляды, не могут служить выразителем чисто русского порядка наследовани. Для древнейшего периода наследственного права были указания Русской Правды, которая является одним из крупных памятников Древнерусского права. Русская Правда различала наследование по закону и по завещанию. Но наследование по завещанию не различается от наследования по закону. В завещании указывались только те лица, которые и без того вступили бы в наследство. Целью завещания, «ряд», было не изменить обычного порядка, а распределить имущество между законными наследниками. Оно выражалось в словесной форме — «ежели без языка умрет». Завещание могли составлять только отец и мать в отношении детей и мужу на выделе жене. Сыновья имели преимущественное право на получение наследства, которое делилось между ними поровну, а дочери вступали в наследство только за отсутствием первых[2].
Младший сын пользовался привилегией, в его долю всегда входил дом с двором.
Наследниками по закону согласно Русской Правде могли быть члены семьи в «самом тесном смысле, то есть как союз супружеский или союз родителей и детей». Князь наследовал только в том случае, если у умершего не оставалось ни сыновей, ни дочерей. Доля жены, выделенная из имущества ужа, была незначительна и не могла обеспечить ее существование. Сын илиочь брали на себя ее содержание и получали оставшееся после нее имущество в виде вознаграждения.
Из этого следует, что в период действия Русской Правды наследование ограничивалось тесным кругом семьи — боковые родственники не имели никаких прав на наследство. Но постепенно происходит изменение этого принципа, и в расширении круга родственников, призываемых к наследству. Г.Ф. Шершеневич видел сущность исторического развития наследственного права, в том, что этот процесс происходит параллельно с ростом индивидуализма и постепенным ослаблением связи между членами родственного союза[3].
Следующим этапом развития института наследования являются соответствующие положения Псковской Судной Грамоты, согласно которой проводится ясное различие между наследием по закону («отморщина») и наследованием по завещанию («приказное»). Разница заключалась не только в правах, но и в ответственности как наследников по закону, так и по завещанию[4].
При наследовании по закону наследники полностью воспринимают имущественную личность наследодателя, тогда как наследники по завещанию продолжают ее лишь в той мере, в какой она определена наследодателем в завещании. Завещание составлялось в письменной форме, называемое «рукописанием» или «порядной» и передавалось в архив Св. Троицы - центральной церкви Пскова. Такой порядок при составлении завещания был необходим в случае, если имущество отказывалось стороннему лицу, а не наследнику по закону.
В Псковской Судной Грамоте в отличие от Русской Правды значительно расширены возможности по реализации завещателем своей воли. Любой член; семьи мог составить завещание («у кого умрет жена без рукописания, а после нее останется недвижимое имущество, то ее мужу пожизненно пользоваться этим имуществом»). Но, несмотря на свободу воли при распоряжении имуществом, наследование по завещанию еще стоит в тесной близости к наследованию по закону, так как воля завещателя по-прежнему склоняется следовать указаниям порядка законного наследования. Вместе с рукописаниями допускалось словесное совершение завещаний, в виде предсмертного дара, который проходил в присутствии священника или сторонних лиц, завещатель передавал лично наследнику отказываемую вещь или акты на вотчину.
Наследниками по закону являлись: отец, мать, сын, брат, сестра или кто «ближнего племени», под которыми, вероятно, надо понимать племянников[5]
Сыновья наследовали лишь те, которые остались в доме, а не вышли в особое хозяйство при жизни отца и матери. Способ наследования сыновей как и в Русской Правде, так и в Псковской Судной Грамоте остается тот же, то есть равное участие в правах для братьев, только с разницей в том, что последнее законодательство устанавливает, что управление принадлежит старшему брату, который платит долги отца из общего имущества, а не из своей доли.
Младшие не должны присваивать себе общее имущество в частное обладание во вред старшему брату.
Дальнейшее развитие наследственного права приходится на период сословно-представительной монархии и законодательно закреплено в Судебниках 1497, 1550, 1649 годов. Положения о наследовании содержащиеся в Судебниках указывали на то, что не всякая духовная грамота, является завещанием. Одни духовные грамоты содержали только советы и приказы морального характера и никаких частноправовых распоряжений; другие заключали в себе лишь запись о какой-то сделке.
В статье 60 Судебника 1497 г. и в ст. 92 Судебника 1550 г. был определен порядок наследования при отсутствии завещания, сохранен характерный для феодальной собственности принцип, согласно которому сыновья при наследовании исключают дочерей[6]. Некоторые статьи Судебника 1649 г. содержит аналогичное правило с некоторыми дополнениями[7]. Несколько расширен список возможных наследников в ст. 4 Судебника 1649 г., которая регулирует право наследования родовых и выслуженных вотчин.
Наследниками вотчин после дочерей становятся их дети и внуки, а бездетныевдовы исключались из числа наследников. Они получали 1/4 имущества мужа и им возвращалось их приданое.
Этот период времени интересен тем, что право тогда допускало составление завещания от имени нескольких лиц, что совершенно неприемлемо для римского тестамента, но было близко к древнему «ряду»[8].
Перестроить институт наследственного права пытался Петр I, им был издан указ «О наследовании имений» 1714 г. Объединив единым термином «недвижимость» вотчины и поместья, указом был установлен переход всего имущества к одному сыну в порядке единонаследия. Различалось наследование по закону и по завещанию. Воля наследодателя была существенно ограничена при завещании недвижимого имущества. Он имел право завещать недвижимое имущество только одному из сыновей по выбору, остальные дети получали часть движимого имущества. При отсутствии сыновей недвижимое имущество завещалось одной из дочерей, но с условием, что муж замужней наследницы должен принять фамилию наследодателя для сохранения фамилии. При наследовании по закону действовал майоратный порядок, по которому недвижимое имущество передавалось старшему сыну, а движимое имущество делилось поровну между остальными наследниками. Установив такой порядок наследования, законодатель объяснил тем, что с крупного поместья легче собирать налоги; дробление недвижимого имущества вело к объединению рода имущества, должны служить и приносить пользу государству. Таким образом, наследование по завещанию, успевшее значительно развиться, возвратилось к исходному пункту — свобода завещателя состояла только в выборе члена семьи; завещание в пользу посторонних лиц не допускалось[9].
Проведение этого Указа в жизнь встретило сопротивление со стороны дворянства, которое было недовольно предусмотренными в нем значительными ограничениями в праве распоряжения поместьями, и в 1731 г. этот указ о единонаследии был отменен Анной Иоановной. По ее мнению, он затрагивал и стремился изменить самые близкие интересы общества. Теперь при отсутствии завещания имущество переходило к сыновьям, причем дочери получали 1/14 часть недвижимого и 1/8 часть движимого имущества, а жена — 1/7 часть недвижимого и 1/8 часть движимого имущества.
При Екатерине П. было установлено, что наследодатель имеет право завещать свое родовое недвижимое имущество только наследникам по закону, а благоприобретенное имущество — любым лицам.
Весь этот период, начиная со времен Петра I, делались попытки систематизации законодательства в целом и правил о наследовании в частности. И только 19 января 1833 г. на заседании Государственного Совета был принят Свод Законов, том X которых составляли законы Гражданские[10].
Нормы Свода содержали и наследование по закону, и наеледзвание по завещанию. Духовное завещание должно было составляться «в здравом уме и твердой памяти» лицами не моложе 21 года, «имеющими по законам право отчуждать свое имущество»[11].
Право наследования по закону принадлежало лицам, состоящим с владельцем имущества в родстве, за исключением лишенных всех прав состояния и постригшихся в монахи. Наследниками умершего были его дети, а в случаи их смерти до открытия наследства - в порядке представления — внуки, правнуки, то есть по праву представления наследство делилось не по числу лиц, (наследников), а по числу колен.
Свод законов несколько расширил права восходящих родственников.
Имущество детей, умерших бездетными, к их родителям переходило по двум сложившимся системам: по отношению к безвозмездно переданному наследодателю имуществу родители (иные восходящие) имеют право на возврат дара и благоприобретенное имущество в случае отсутствия завещания поступает к родителям в пожизненное владение и пользование[12].
По завещанию: по усмотрению наследодателя допускалось завещать благоприобретенного имущество как движимое, так и недвижимое. Родовое имущество можно было завещать одному из близких или дальних родственников в том случае, если владелец родового имения был бездетным.
С появлением советского государства, которое пыталось уравнять все слои населения и чтоб не появилось паразитической прослойки в обществе, возникает и советское право. «Советское наследственное право - это весьма полно разработанный институт, имеющий в своей основе лучшие традиции римского права».
К. Маркс характеризовал законы о наследовании как юридический вывод из существующей экономической организации общества. Наследственное право «... оставляет за наследником то право, которым покойный обладал при жизни, а именно право при помощи своей собственности присваивать продукты чужого труда»[13]. Советскому гражданскому праву было чуждо наследственное право, ибо социалистическое правосознание не уживалось с правосознанием о безвозмездном переходе имущества после смерти лица к его потомкам. Так, Декретом ВЦИК «Об отмене наследования» от 27 апреля 1918 г[14]. было отменено наследование капиталистической собственности и заложены основы наследования трудовой собственности. Этот декрет резко ограничил возможность перехода имущества по наследству и свел функции наследования к социально - обеспеченным. После смерти владельца имущество, ему принадлежавшее, как движимое, так и недвижимое, становилось государственным достоянием РСФСР. Однако нуждавшиеся и нетрудоспособные родственники умершего могли получить имущество умершего впредь до издания декрета о всеобщем социальном обеспечении, а имущество, не превышавшее 10 тыс. руб., переходило пережившему супругу или ближайшим родственникам независимо от трудоспособности и нуждаемости.
Декрет ВЦИК «Об отмене наследования» и постановление Народного комиссариата РСФСР от 21 мая 1919 г[15]. по сути «уничтожили наследование частной собственности и заложили основы для дальнейшего развития наследственного права личной собственности, качественно отличного от прежнего права наследования»[16].
Восстановление института наследование по завещанию было признано декретом ВЦИК РСФСР «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР»[17] от 22 мая 1922 г. и получил дальнейшее развитие в Гражданском Кодексе 1922 г. Кодекс, устанавливал одновременное призвание к принятию» наследства всех наследников, но и устанавливал предельный размер стоимости наследуемого имущества (10 тыс. руб.), узкий круг наследников (супруг, нисходящие родственники и лица, находившиеся в течение последнего года жизни наследодателя на его иждивении). Издание ГК РСФСР было вызвано введением новой экономической политики и связанным с ней расширением имущественного оборота в стране.
Наследование в условиях социализма служило укреплению личной собственности граждан как одного из средств удовлетворения их материальных и культурных потребностей, материального обеспечения семьи.
В связи с упрочнением социалистических отношений и повышением жизненного уровня Постановлением ВЦИК и СНК СССР от 29 января 1926 г., было отменено ограничение стоимости имущества, переходившего по наследству, расширился круг наследников, как по закону, так и по завещанию[18].
Первое Конституционное закрепление советское наследственное право получило в ст. 10 Конституции СССР 1936 г., в которой говорилось, что наследование личной собственности охраняется законом. Немаловажную роль в истории развития наследственного права сыграл Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г[19]. «О наследовании по закону и по завещанию». Указ расширил круг наследников по закону и свободу завещания. Это было связано с массовой гибелью людей во время Великой отечественной войны 1941-1945 гг. Круг наследников по закону подразделялся на три очереди: дети, в том числе усыновленные, супруг, нетрудоспособные лица, находившиеся на иждивении покойного;
• трудоспособные родители; братья и естры следодателя. Наследство делилось между наследниками соответствующей очереди на равные доли. При отсутствии наследников по закону, можно было завещать имущество любым лицам, этим самым как бы расширилась свобода завещания. Но если у завещателя были несоверщеннолетние дети или другие нетрудоспособные наследники он не мог их лишить доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону Дальнейшие развитие наследственного права нашло свое отражение в принятии Верховным Советом СССР 8 декабря 1961 г. Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик. Законодатель внес ряд изменений в части определения круга наследников по закону и еще более расширил свободу завещания. В соответствии с основами и в их развитие союзные республики в 1963-1964 годах утвердили на Сессиях Верховных Советов республик Гражданские кодексы, включившие раздел «Наследственное право». В Российской Федерации Гражданский кодекс РСФСР был утвержден 11 июня 1964 г. и введен в действие с 1 октября 1964 г.
В этот период институт наследственного права, исходил из существовавшей в то время экономической системы, в которой преобладала государственная собственность.
С началом экономических преобразований в 1990-е гг. и переходом к рыночной экономике появились новые формы собственности и различные организационно-правовые виды юридических лиц, которые не могли не отразиться на сфере правового регулирования в целом и наследственного права в частности. Нормы наследственного права, сформировавшиеся в период советской власти, не отражали уже современные реалии экономической жизни страны: расширение института частной собственности, числа участников гражданских правоотношений, большое внимание уделяется к загците имущественных и личных неимущественных прав граждан.
В этот период получило конституционное закрепление право наследования имущества, составляющего частную собственность гражданина в п. 4 ст. 35 Конституции РФ, которым право наследования имущества гарантируется.
Конституционный Суд РФ, в одном из своих определений, так охарактеризовал приоритетную задачу Российского государства на современном этапе развития: «государство, объявившее своей целью создание рыночной экономики, основанной на приоритете частного предпринимательства и частной собственности, должно обеспечить в числе прочего и такую регламентацию права наследования, которая способствовала бы укреплению и наибольшему развитию частной собственности, исключала бы ее необоснованный переход к государству»[20].
В совершенствовании законодательства и приведения норм права в соответствии с требованиями нового времени на протяжении нескольких лет велись обсуждения по вопросу, каким быть наследственному праву в новых условиях. Так, 19 июня 2001 г. Президентом РФ на рассмотрение Государственной Думы РФ были внесены проект части третьей ГК РФ включавший раздел V «Наследственное право» и Закон «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса РФ». 1 ноября 2001 г. был принят законопроект Государственной Думой, 14 ноября был одобрен Советом Федерации, а 26 ноября - подписан Президентам РФ. 1 марта 2002 г. вступила в действие третья часть ГК РФ[21].
Полагаем, что новые положения ГК, регулирующие наследственные отношения, призваны привести их в соответствие с действующей правовой системой и, в частности, обеспечить конституционное положения о гарантированности права наследования. Они исходит из таких принципов регулирования наследственных отношений как: универсальность наследственного правопреемства. Это означает, что наследник вступает на место наследодателя не только в его правах, но и в его обязанностях (ч. 1 ст. 1112 ГК РФ);
свобода завещания, воплощающая применительно к наследственному законодательств общегражданский принцип диспозитивности правового регулирования;
предоставление наследникам права выбора - принять наследство либо отказаться от его принятия, а также ряд других принципов.
... но не принять наследство по закону. Заключение Право на наследование закреплено в основном законе нашей страны (п.4 ст. 35) только это уже говорит о значимости и важности данного института в правовом государстве. Институт наследования является одним из наиболее изученных, в то же время достаточно спорным явлением в гражданском праве. Переход имущества от одного владельца к другому – процедура, ...
... наследники (ст. 1117). На требования о признании завещания недействительным распространяется общий трехлетний срок исковой давности (ст. 196 ГК). Глава III Проблемы правового регулирования института наследования по завещанию и перспективы развития. §1 Некоторые новеллы и проблемы правового регулирования института наследования по завещанию. Увеличилось ...
... наследников, сделанное в предусмотренной законом форме. 6. Нотариусы принимают меры охраны наследственного имущества, когда это необходимо в интересах наследников, отказополучателей, кредиторов, государства. Институт наследования в настоящее время в России приобретает все большее значение. В последнее время все больше наследование происходит в порядке завещания. Поэтому наиболее острая проблема ...
... к наследованию в порядке очередности. Если же опять провести теоретический анализ наследственного законодательства, то ГК РСФСР до 17.05.01г предусматривал две очереди призвания наследников к наследованию по закону, а в связи с внесением в ст. 532 ГК РСФСР изменения и дополнения, круг родственников наследодателя, имеющих право наследования при отсутствии завещания, был значительно расширен: ...
0 комментариев