15 декабря 1989 года Ассамблея приняла второй Факультативный протокол, направленный на отмену смертной казни.
Все эти пять документов образуют Международный Билль о правах человека.
В настоящее время большинство государств – многонациональны, а согласно Пактам народы имеют право на самоопределение, но механизмы регулирования отношений государств с меньшинствами в международном сообществе на практике не отработаны и история дает несколько примеров нарушения прав этнических, языковых, религиозных меньшинств, приводящих к геноциду, дискриминации (нарушения прав арабского населения в Израиле, геноцид курдов в Ираке, Турции, Сирии, геноцид албанцев в бывшей Югославии, дискриминация русских в Прибалтике), поэтому в 1992 году была принята Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (резолюция ГА 47/135).
Декларация призвана содействовать мирному урегулированию межнациональных, межэтнических конфликтов внутри государств и между государствами, если в них существуют этносы, связанные единством исторического, языкового и другого происхождения. Декларация не противоречит первоначальным принципам Всеобщей декларации прав человека.
Одним из структурных элементов системы прав человека является региональный уровень развития идеи прав человека. Не остался в стороне от правотворчества и мусульманский мир. «Исламская» группа государств – членов ООН (Ирак, Иран, Пакистан, Египет и др.) принимали участие в обсуждении Всеобщей декларации. В конечном итоге лишь два государства не проголосовали за принятие этого документа – Северный Йемен участия в голосовании не принял, а Саудовская Аравия воздержалась. Таким образом, исламским государствам стало ясно, что для преодоления изоляции необходима интеграция в мировое сообщество, одной из форм которых должна стать разработка механизма защиты прав человека в исламе. Таким шагом на пути интеграции стала Всеобщая исламская декларация прав человека, увидевшая свет в Париже в сентябре 1981 года.
Всеобщая исламская декларация охватила все три поколения прав человека.
Преамбулу Всеобщей исламской декларации прав человека пронизывает мысль о богоданности всех человеческих прав и свобод, поэтому они не могут быть упразднены или ограничены. Дискриминация недопустима «из-за различий по расе, цвету кожи, полу, происхождению или языку».[46]
Важно чтобы эта декларация нашла отклик у международного сообщества и стала нормативно-правовым документом, отражающим региональную специфику прав человека.
Всеобщая исламская декларация была принята в рамках ЮНЕСКО, поэтому у нее нет такой юридической силы как у аналогичных документов, принятых Генеральной Ассамблеей.
Еще один шаг к закреплению концепции прав человека в исламском регионе – принятие Арабской хартии прав человека в рамках Лиги арабских государств (ЛАГ). Работа над проектом хартии началась в Комиссии по правам человека ЛАГ в 1970 году, к 1985 году проект был подготовлен, но его рассмотрение и принятие неоднократно откладывалось. Наконец, в январе 1993 г. Комиссия по правам человека ЛАГ на своей 11-й сессии утвердила подготовленный проект. Хартия базируется на принятой в1990 году Каирской декларации. Некоторые положения Каирской декларации являются прямыми заимствованиями из шариата. Основные права и свободы человека в исламе рассматриваются как часть мусульманской религии, они дарованы человеку Богом в виде откровений Священного писания или переданы пророком в виде действий и изречений. С учетом божественного происхождения основные права и свободы не подлежат нарушению людьми или изменениям их действиями.
Также в тексте Хартии упоминаются Всеобщая декларация прав человека, Пакт об экономических, социальных и культурных правах и Пакт о гражданских и политических правах.
Содержание Хартии, а вернее перечень прав и свобод, защищаемых Хартией, в основном совпадает с содержанием других международных документов по правам человека (и универсальных, и региональных).[47]
Указанные документы носят лишь рекомендательный характер и поэтому возникают большие трудности в реализации принципов, заложенных в них.
В рамках системы прав человека и подсистемы – нормативно-правовое обеспечение в исламском регионе – следует рассмотреть еще один документ, который непосредственно касается прав иракских курдов – проект Конституции Иракского Курдистана. Данный документ разрабатывается при сотрудничестве региональных курдских властей и администрации Д. Буша. В связи с известными событиями в Ираке, связанные со свержением С. Хусейна, появилась возможность изменить структуру власти и административное деление страны, создав из Ирака федеративное государство, и, следовательно, реализовать идеи полной и истинной автономии для Курдистана и других прав и свобод человека, которые в открытую попирались режимом Хусейна. Автономия считается первым шагом на пути к независимости. Данный документ вызывает к жизни много проблем, связанных с вопросом о территориальной целостности и вмешательством третьих держав. Необходимость рассмотрения курдской конституции объясняется тем, что она в концентрированной форме отражает историю проблемы, ее суть (описывается в Преамбуле), а также обрисовывает проблемы, которые необходимо разрешить международному сообществу.
Анализируя курдскую проблему необходимо обратиться к документам, предполагающим наказание за явное попирание человеческих прав - Конвенция по предупреждению преступлений геноцида и наказании за него (Ирак присоединился к ней в 1959 году), Международная Конвенция по ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.), четвертая Женевская конвенция 1949 года (Ирак присоединился к ней в 1956 году), а также непосредственно к документам, защищающим права курдов в Ираке (резолюция СБ ООН № 688 1991 г.).
Вторая мировая война и последовавшие за ней войны и вооруженные конфликты во многих регионах мира сопровождались огромными потерями среди гражданского населения, десятки миллионов были уничтожены в концлагерях, подвергнуты геноциду, депортации, умерли от голода и болезней. Вопрос о защите гражданского населения стал крайне актуальным, а создание системы гарантий защиты и установления принципов их соблюдения и ответственности – совершенно необходимыми.
Существенный вклад в решение данной проблемы на правовом уровне внесла четвертая Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г., которая предусмотрела нормы общей защиты гражданского населения. Эти нормы относятся ко всем лицам, затронутым вооруженным конфликтом: они касаются как граждан стран, участвующих в конфликте, так и граждан других стран, граждан нейтральных государств и граждан государств, не подписавших конвенции и протоколы.
Четвертая Женевская конвенция гарантирует оказание различных видов помощи, необходимой для выживания гражданского населения. Дополнительный протокол, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (ДП I), принятый через 28 лет в 1977 г., значительно расширяет сферу оказания гуманитарной помощи, которая должна осуществляться без какой-либо дискриминации.
Обязанность государств соблюдать ряд основных прав человека в любых ситуациях, включая периоды вооруженных конфликтов, неоднократно подтверждалась в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН.
Гуманитарное право является частью системы норм, касающихся прав человека в целом. Генеральная Ассамблея ООН и Комиссия по правам человека рассматривают как общие вопросы прав человека, так и специальные, относящиеся, в частности, к защите прав человека в период вооруженных конфликтов. Эти же органы обсуждают и вопросы ответственности за преступное нарушение прав человека.
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 2106 А (ХХ) от 21 декабря 1965 года. Ей предшествовали Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 года, Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 20 ноября 1963 года. Данная конвенция лишь подтвердила положения, обозначенные в упомянутых документах. Под «расовой дискриминацией» понимается любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни.[48] Конвенция предполагает создание специального Комитета, который рассматривает преступления, связанные с расовой дискриминацией и назначает ответственность за эти преступления.
Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него принята резолюцией 260 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1948 г. Конвенция рассматривает различные формы геноцида и классифицирует его как политическое преступление, обозначая соответствующие нормы наказаний для любого лица, осуществляющего противоправные деяния.
Комитеты, созданные в результате принятия Конвенций в настоящее время занимаются рассмотрением и курдской проблемы.
Несмотря на то, что Ирак признал данные документы, тем не менее наблюдались неоднократные попытки нарушения их со стороны Ирака, поэтому в целях обезопасить курдов от вымирания в результате террористической политики иракского режима Совет Безопасности ООН подписал резолюцию № 688, осудив репрессии багдадского режима против гражданского населения. Данная резолюция дала толчок политическому развитию Иракского Курдистана, цель которого достигнуть идей правового государства, при котором права человека являются жизненным кредо.
Таким образом, права человека – отрасль современного международного права, состоящая из совокупности норм и принципов, определяющих обязанности государств по обеспечению и соблюдению основных прав и свобод человека без всякой дискриминации как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов, а также устанавливается ответственность за преступное нарушение этих прав.
Методология
Методологической основой работы является системно-структурный подход, позволяющий рассматривать отношения в системе прав человека как устойчивую и закономерную взаимосвязь, существующую в течение длительного времени.
В рамках этого подхода были использованы следующие методы:
Общенаучные методы: исторический, историко-системный.
Специально-исторические методы: историко-генетический.
Междисциплинарные методы: метод правового анализа.
В рамках психолого-педагогического исследования использовались преимущественно общенаучные методы: анализ литературы, изучение и использование передового педагогического опыта, констатирующий эксперимент.
Исторический метод соответствует принципу историзма и позволяет рассматривать проблему прав человека как изменяющуюся и развивающуюся во времени и с точки зрения развития позволяет оценить современное состояние проблемы (права человека как международный институт формировался в рамках идей либерализма, которые постепенно эволюционировали и затем были закреплены в нормативно-правовых актах международного и регионального характера).
Историко-системный метод синтезирует все элементы, содержащиеся в системе прав человека, т.к. все ее аспекты имеют свою причину появления и функционально взаимосвязаны. Через анализ основных аспектов института прав человека раскрывается внутренний механизм политико-правового регулирования этого процесса. При декомпозиции системы прав человека выявляются системообразующие признаки в их взаимосвязи, которые определяют и структуру данной системы, т.е. выражают ее целостность и устойчивость.
При декомпозиции системы осуществляется структурный и функциональный анализ.
Система прав человека является органичной, т.к. в процессе ее развития формируются новые части и структуры. Система прав человека складывается из нескольких компонентов (подсистем): из общих теоретических основ (идеи либерализма), нормативно-правовой базы (механизм гарантий), регулирующей все три поколения прав человека, имплементация норм на международном и региональном уровнях – все это интегральные свойства системы. Структурный анализ позволяет выявить отношения между данными элементами системы, т.е. выявить связь международного аспекта прав человека с региональным, политического с гуманитарным (с точки зрения противоречий между гуманными целями и «правом вмешательства»), юридического с историческим (взаимосвязь правового регулирования отношений, возникающих по поводу прав человека, с историческими традициями региона), исторического с геополитическим (отношения между государством, решающим территориальный вопрос и историческими факторами развития региона)
Задача функционального анализа – раскрыть взаимодействие исследуемой системы с системами более высокого уровня. В данном случае выявляются функциональные связи системы прав человека с окружающим миром (с другими системами (например, политическими)) и организациями иного уровня.
Системный анализ применяется и для характеристики национальных и этнических общностей, и для политической истории. Политические системы оказывают непосредственное влияние на этнические процессы.
Историко-генетический метод относится к специально-историческим и направлен на анализ динамики процесса становления прав человека как отрасли международного права, ее развития и наличного состояния, а через развитие механизма соблюдения и защиты прав человека на международном и региональном уровнях можно увидеть реальное состояние проблемы и сделать вывод об эффективности функционирования этого механизма.
Метод правового анализа, относящийся к категории междисциплинарных методов, направлен на анализ нормативно-правовых документов по проблеме прав человека, выявления противоречивых моментов в практике их использования.
В исследовании по методике важную роль играет анализ литературы. Изучение литературы научного и методического характера является важной составляющей подготовительного этапа работы и позволяет выделить факты, характеризующие историю и современное состояние проблемы содержания исторического образования, методики обучения истории и обнаружить недостатки, «белые пятна» в разработке вопроса, что актуализирует выбранную тематику и дает возможность для внесения корректив, новых идей, подходов в решение проблемы.
Анализ литературы тесно связан с методом изучения и использования передового опыта. Передовой опыт реализует прогрессивные тенденции развития воспитания и социальной помощи, опирающийся на научные достижения, создающий нечто новое в содержании, средствах, способах социально-педагогического процесса и в силу этого позволяющий достигать оптимально возможных в конкретных условиях и ситуациях результатов. В данной работе был обобщен опыт творчески работающих коллективов, отдельных учителей и их новаторские идеи были внесены в проект реализации политико-правовых аспектов в содержании школьного исторического образования в первом концентре.
В соответствии с поставленной задачей выявления уровня политико-правовых знаний и умений учащихся был проведен констатирующий эксперимент («метод срезов»). Констатирующий эксперимент позволил констатировать исходные параметры объектов проверки и зафиксировать реалии, что способствовало определению слабых сторон политико-правовой культуры учащихся и практически доказало необходимость обновления гуманитарного образования за счет расширения в нем политико-правовых аспектов.
Для обоснования методологической базы использовались работы И.Д. Ковальченко[49], Сидорцова[50]и В.И. Загвязинского.[51]
Данная работа состоит из трех глав. В первой главе «Теоретический базис системы прав человека» рассматривается три аспекта – формирование концепции прав человека в мировой политико-правовой мысли, где раскрывается эволюция либеральной доктрины, в частности становление трех поколений прав человека; нормативно-правовое обеспечение системы прав человека, где анализируются международные и региональные нормы по правам человека; право наций на самоопределение в контексте современного развития, где рассматриваются противоречивые моменты в реализации права наций на самоопределение, но изучение данного аспекта необходимо для актуализации вопроса о самоопределении курдов.
Во второй главе «Иракский Курдистан: проблемы развития», содержащей два параграфа – «Курдский вопрос в геополитике» и «Курды и права человека»- рассматриваются примеры нарушения естественных прав человека в процессе самоопределения и политико-правовые механизмы регулирования курдского вопроса.
Третья глава – «Политико-правовые аспекты в содержании школьного исторического образования» включает три параграфа. В первом параграфе раскрываются теоретико-методологические основы правового воспитания, во втором - определяется уровень развития политико-правовых знаний и умений учащихся в результате проведения констатирующего эксперимента с целью актуализации предмета исследования, в третьем представлена модель реализации политико-правовых аспектов в содержании школьного исторического образования в первом концентре.
Глава 1. Теоретический базис системы прав человека
... за национальное самоопределение. 2. Медленные темпы социального, экономического и политического развития восточных провинций Турции, двойственность политики правительства в регионе, низкий жизненный уровень курдского населения предопределили курдское сопротивление в стране. 3. Освободительная борьба курдского народа и жесточайшие методы подавления сопротивления свидетельствовали о нарушении прав ...
... жизнь, не возведенная в ранг "грамматики", систематически разрушалась. Она отождествлялась с невежеством, отсталостью, "закостенелостью". 51. Понятие и виды источников права В теории государства и права источник права рассматривается в нескольких смысловых значениях. Во-первых, в качестве источников права выступают общественные отношения, требующие регулятивно-охранительного воздействия со ...
... меншин 1992 року. Держави зобов'язані охороняти «на їхніх відповідних територіях існування і самобутність» таких меншин і заохочувати створення умов для розвитку цієї самобутності. Висновки Підводячи підсумок цього дослідження присвяченого праву націй на самовизначення, на мою думку є сенс сформулювати декілька важливих тез: 1. Нації є етно-політичними або політичними спільнотами, що ...
... , с множественным гражданством, равно как и граждане данной страны, обязаны знать и соблюдать законы страны своего пребывания. Незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение. 39 . В конституционном праве зарубежных стран традиционно используются несколько понятий, характеризующих с разных сторон форму государства. Это форма правления, форма государственного (территориально- ...
0 комментариев