1.4 Риторический подход в прагмалингвистике
Западноевропейское Возрождение положило конец средневековью и к началу XVI в. ознаменовало новую эпоху в истории. Бурный рост культуры, развитие светского мировоззрения привело к началу эпохи Просвещения. Заметный вклад в развитие риторики этого периода внесли европейские писатели и мыслители: Б. Паскаль, М. Монтень, Ж. Лабрюйер, Ф. Бэкон, И. Гете, Г. Лихтенберг и др. На первый план выдвигается действенность речи, способность оратора увлечь аудиторию, мобилизовать ее на конкретное действие (Толмачев 1973: 49 – 50).
В 17 в. идеи риторики проникают в Россию и отражаются в трудах Феофана Прокоповского, М.В. Ломоносова, Н.Ф. Кошанского и др. Учебник М.В. Ломоносова «Краткое руководство к красноречию» положил начало русской риторике. Ученый дает советы оратору, предвосхитив закономерности, которые будут сформулированы социальной психологией, теорией управления и другими науками (Толмачев 1973: 91).
Во второй половине 19 в. достигло высокого совершенства русское судебное красноречие. Его расцвет связан с судебной реформой 60-х годов и введением суда присяжных. Производство в суде присяжных основывается на принципе состязательности. Этот принцип предусматривает обязательное участие в суде обвинителя и защитника (Громов 2001: 487). Прения сторон в открытых судебных процессах обязывали к тому, чтобы и прокурор и адвокат и представитель суда выступали убедительно, доходчиво, ярко. Судебные ораторы осваивали и развивали речевую культуру, стремились говорить красочно и остроумно. Выдающимися ораторами были Н.П. Карабчевский, Ф.Н. Плевако, П.А. Александров, С.А. Андреевский, В.Д. Спасович и др.
В 60-х годах 20 в. начинается расцвет риторики нового типа. Она становится одной из наиболее быстро и продуктивно развивающихся дисциплин филологического цикла. Риторика передает некоторые свои функции (например, нормативную функцию) новой дисциплине – лингвистке текста. В то же время лингвистические факторы такие, как лингвистическая связанность (единство) текста, грамматическая структура предложения, выделение сверхфразовых единств, предполагают зависимость риторических структур от языковых структур (Топоров 1998: 417).
Передача отдельных функций другим дисциплинам привела риторику к потере ее универсального характера и ограничила ее интересы изучением речи, созданной с определенной целью и адресованной конкретной аудитории. Цель риторической деятельности – создание публичного высказывания, призванного воздействовать на аудиторию (Анисимова, Гимпельсон 2002:7). Назначение защитительной речи – переквалифицировать преступление после речи обвинителя и обосновать аргументы об изменении меры наказания (Ивакина 1999). Следовательно, основная функция судебной защитительной речи – воздействие на аудиторию.
Реализуя открытые намерения, судебный оратор опирается на правила риторики. В юридической практике применяются следующие правила: правило ясности и точности, правило полноты высказывания и правило фактологической обоснованности (Франк 1986: 371). Каждому правилу риторики соответствует одна из четырех категорий основного принципа речевой коммуникации в прагмалингвистике: Количества, Качества, Отношения и Способа (Грайс 1985). Правилу ясности и точности употребляемых слов и рассуждений соответствуют категории Способа (Выражайся ясно) и Отношения (Не отклоняйся от темы). Правило обоснованной полноты высказывания связывают с категорией Количества (Говори не больше и не меньше, чем требуется). Правило фактологической обоснованности совпадает с категорией Качества (Старайся, чтобы высказывание было истинным).
Риторика признается предтечей прагматики (Булыгина 1981: 333; Варзонин 1998: @; Степанов 1981: 325). Под прагматикой в широком смысле понимается направление исследования языка, выделяющее и изучающее его единицы в их отношениях к тому лицу или лицам, которые пользуются языком (Ахманова 1996: 344). Одно из направлений прагматики – прагмалингвистика. В центре внимания лингвистической прагматики находится широкий круг вопросов, связанных с пониманием речевого общения и верной оценкой его целевой направленности. Эти вопросы фокусируются на говорящем субъекте, адресате, их взаимодействии и ситуации общения.
Изучая языковую личность, прагмалингвистика взаимодействует с другими дисциплинами: стилистикой, социолингвистикой, психолингвистикой и т.д. Языковая личность – есть личность, выраженная в языке (текстах и через язык). Она несет в своих проявлениях опыт развития поколений, в том числе и опыт мастеров слова, опыт страны, среды и свой собственный (Демьянков 2003: @). Представляется существенным отметить два наиболее интересных направления прагмалингвистики: функциональную прагмалингвистику и скрытую прагмалингвистику.
Функциональная прагмалингвистика исследует функционирование языка в дискурсе, вплетенном в совместную практическую деятельность людей в процессе межличностного взаимодействия людей. При этом под дискурсом понимают речь как компонент взаимодействия людей, влияющий на когнитивные процессы (Арутюнова 1998: 136).
Скрытая прагмалингвистика изучает речь говорящего субъекта с целью диагностирования личностных черт по его речи (Матвеева 1993: 4). Проведение такой диагностики возможно благодаря наличию индивидуальных авторских речевых особенностей, актуализируемых в виде тонких нюансов смысла (Матвеева 1998: 28).
Нюансы смысла можно определить как различные содержания речевых стратегий скрытого воздействия отправителя текста на его получателя. В конкретном речевом акте эти нюансы представляют собой актуализацию одного из вариантов каждой речевой стратегии. Актуализируясь говорящим мгновенно и неосознанно, эти многочисленные и разнообразные сигналы смысла так же неосознанно воспринимаются и накапливаются слушающим. Нюансы смысла – это дополнительные содержательные элементы, которые добавляет говорящий к уже имеющимся грамматическим и лексическим значениям, используемым в конкретной типичной речевой ситуации общения. Такой типичной речевой ситуацией является любая совокупность элементов высказывания (Матвеева 2001: 91).
Для непосредственного анализа и в риторике и в прагмалингвистике используют один и тот же материал – речь. Основной объект исследований обеих наук – выбор языковых средств для наилучшего воздействия на слушающего или читающего. Экстралингвистический контекст, под которым понимают объемное сочетание таких факторов как место, время речевого взаимодействия, настроение коммуникантов, степень их знакомства и т.д., является объектом пристального внимания прагмалингвистики (Солнцев 1971: 143). В риторике учет экстралингвистического контекста позволяет добиться максимально эффективного воздействия (Danes 1999: 4–5).
Риторический подход в прагмалингвистике предпочитает изучение эффективного использования языка в повседневном общении и в социально значимых ситуациях. Прагматика, как и риторика, изучает значение в его отношении к речевой ситуации. Кроме коммуникантов, высказывания, времени и места, в понятие речевой ситуации включается цель речи и иллокутивный акт как один из этапов речевого акта (Leech 1983: 123).
Принципы прагматики не конвенционны, а мотивированы целями коммуникации; прагматика оперирует межличностными отношениями и текстом, вводит шкалу градуированных и неопределенных оценок (Безменова 1991: 60). Набор признаков, характеризующих прагмалингвистику, может быть отнесен к риторике. Сходство риторики и прагмалингвистики выражается в факте существования риторических и прагматических фигур. Классические риторические фигуры – анафора, удвоение, повтор, подтверждение и другие речевые приемы могут быть соотнесены с прагматическими фигурами – встряхиванием, сокращением, уступкой, призывом и др. В этом случае подразумевается владение говорящим коммуникативной ситуацией. Прагматическая тактика состоит в том, чтобы, пользуясь прагматическими фигурами, произвести хорошее впечатление на собеседника (Haft 1999: 119).
Изучение сходства прагмалингвистики и риторики, основанное на внимании этих двух наук к речи, дает возможность выделить различия, которые располагаются на глубинном уровне. Принципиальная разница между прагмалингвистикой и риторикой заключается в том, что для прагмалингвистики важен результат, для риторики – его предвосхищение (Варзонин 1998: @). Предметом риторики является прозаическая «украшенная» речь и правила ее построения. Предмет прагмалингвистики – это вопросы выбора «языковых средств из наличного репертуара для наилучшего воздействия» (Степанов 1981: 325).
Описывая и предписывая процедуры конструирования коммуникативных форм и ситуаций, риторика накладывает на автора обязательство строить высказывание эффективно (Лахманн 2001: 20–21). Это требование тесно связано с вопросом расположения материала, или композицией судебной речи.
Для судебного выступления характерно трехчастное деление: вступление, основная часть, заключение. Большое значение имеет подбор и распределение аргументов, использование изобразительных средств, логики изложения (Хазагеров, Ширина 1994: 123). Осознавая свою задачу, оратор строит свою речь в соответствии с этими требованиями. Придавая своему высказыванию ясность, логичность и употребляя риторические фигуры говорящий оказывает прямое воздействие на слушающего (Матвеева, Варнавских 2002).
Под прямым воздействием в прагмалингвистике понимают осознанное преднамеренное речевое действие отправителя. Прямое воздействие эксплицировано на уровне семантики коммуникативного высказывания. Вместе с тем, в речи отправителя накапливаются скрытые лингвистические сигналы, актуализируемые им на неосознаваемом уровне. Эти речевые сигналы также оказывают на получателя воздействие, которое является скрытым (Горло 2004: 116).
... и ее словесного выражения ведет к такому качеству речи, как точность. Точность, то есть соответствие высказывания замыслу оратора и явлениям действительности, является необходимым качеством судебной речи. Это предметная точность. Судебный оратор должен хорошо знать материалы уголовного дела, о которых говорит. Речевые неточности, вызванные слабым знанием предмета речи, приводят к негативному ...
... но о средствах, ведущих к цели, а такими средствами бывает то, что полезно при данном положении дел, полезное же есть благо...". Даже из приведенного отрывка очевидно, что в риторическом учении Аристотеля нравственность, которая по Сократу и есть высшее благо, является важнейшей категорией. Определяя риторику как вспомогательную дисциплину, тесно связанную с политикой, Аристотель установил общие ...
... суда присяжных, с учреждением присяжной адвокатуры. Появилась целая плеяда талантливых судебных ораторов: А.Ф. Кони, В.Д. Спасович, К.К. Арсеньев, Н.П. Карабчевский, Ф.Н. Плевако, С. А. Андреевский и другие не менее выдающиеся красноречивые ораторы, чьи речи привлекали пристальное внимание. Основателем судебной этики как науки о нравственных принципах судопроизводства по праву можно считать ...
... , но пока этот институт трудового права существует, необходимо осуществлять четкое и правильное оформление, ведение, заполнение и хранение трудовых книжек, что будет залогом соблюдения ряда прав и свобод работника. 3. Проблемы правового характера, возникающие при приеме на работу 3.1 Необходимость медицинского освидетельствования при приеме на работу Основным нормативным правовым актом, ...
0 комментариев