2. Меры по предупреждению терроризма
Мощным катализатором освободительного движения в России стали преобразования 60-х гг. XIX века. Это время характеризуется исследователями как время раскрепощения общественной жизни в России: было отменено крепостное право, проведены глубокие буржуазные реформы, введено земское самоуправление в сельской местности и в городах.
В этот период студенты получили большую свободу, либеральнее стало законодательство о печати. Военная реформа положила начало массовой всесословной армии на основе обязательной воинской повинности. Россия становилась капиталистической страной. В то же время наиболее радикальные и оппозиционные элементы в стране были недовольны происходившими преобразованиями. Тем, что значительная часть земли осталась за помещиками, сохранилась абсолютная монархия, по-прежнему велик был полицейский произвол. Отсутствовала конституция. Выросшая численно и образовавшая свою касту разночинская интеллигенция создала тайные революционные кружки и организации. В 80-е годы начали создаваться первые марксистские кружки и группы, ставившие своей целью свержение не только самодержавия, но и капиталистического строя.
Для политической полиции это беспокойное время обернулось серьёзными проблемами. Когда народу дают свободу, пусть и постепенно, государство, то есть, тот самый народ, нуждается в специальном органе, который будет защищать его от него самого. Когда в России народу была предоставлена самая серьезная свобода за всю его нелегкую историю, появился орган, который сегодня считается первой серьезной спецслужбой страны - Третье отделение императорской канцелярии.
Отношение к III отделению и корпусу жандармов в стране было неоднозначное. В целом авторитет этих служб постепенно падал. Хотя формально их власть значительно выросла. Это объяснялось тем, что крепостническая система, которую главным образом защищало ведомство, полностью изжила себя, а надежды на реформы и установление в стране законности с помощью жандармов не оправдывались. Не смогли жандармы покончить и с коррупцией, лихоимством, произволом чиновников и помещиков. В 60-70-е годы наступил кризис политического розыска, что выразилось в неспособности III отделения противостоять революционному движению народничества, их террористическим актам, в ходе которых погибло немало сановников, в т.ч. жандармские генералы, а позднее и сам Александр II.
С самого начала царствования Александра II политический сыск в России находился в состоянии упадка. Органы III отделения как в центре, так и на местах пребывали в большом кризисе. Поэтому новый царь вынужден был принимать меры по его укреплению.
28 апреля 1866 года П.А. Шувалов, принявший пост главного управляющего III отделением и шефа Корпуса жандармов, подал на Высочайшее имя докладную записку о мерах к восстановлению порядка в империи, которая предусматривала, прежде всего, реформирование системы политического розыска. Чтобы защитить страну от «разрушительного действия вредных элементов», следовало «устроить полицию так, чтобы она была в состоянии обнаруживать то, что совершается в среде общества».
Должное внимание было уделено агентурной работе. В III отделении появился секретный архив, где сосредоточивались политические дела и материалы перлюстрации, систематически пополнялась фототека и «Алфавит лиц, политически неблагонадёжных». В подчинение III отделению поступила «Охранная стража», создание которой было вызвано необходимостью оберегать священную особу Государя Императора. Персонал этого подразделения принимал участие и в работе политического сыска.
При канцелярии Петербургского градоначальника возникло, в свою очередь, ещё одно новое учреждение - Отделение по охране общественного порядка и спокойствия, ставшее прообразом позднейшей «охранки», неотъемлемой части структуры политического сыска Российской империи.
При Корпусе появилась особая школа для подготовки к «сознательному использованию обязанностей службы по наблюдательной части».
Покушение А.К. Соловьева на Александра II (2 апреля 1879) вызвало к жизни Высочайший указ 5 апреля 1879 года - Европейская Россия была разделена на 6 временных генерал-губернаторств, население которых попадало в полнейшую зависимость от произвола местных властей. Политическая полиция продолжала действовать по старинке, усиливая наружное наблюдение, проводя опросы дворников «о подозрительных личностях, в их домах проживающих», повальные обыски и аресты среди этих личностей.
Новая тактика антиправительственной борьбы вызывала в верхах панику, новые организационные формы революционного движения загоняли политическую полицию в тупик. С каждым дерзким покушением террористов очевидней становилась беспомощность органов сыска перед лицом сплочённой, строго законспирированной партии.
Политическая полиция всё более утрачивала контроль над ситуацией. Попытки распутать клубок противоречий, создающих столь бесперспективную ситуацию, предприняла «Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия» под руководством графа М.Т. Лорис-Меликова, которая была учреждена в г. Санкт-Петербурге именным указом императора Александра II 12 февраля 1880 года после очередного теракта (взрыв в Зимнем дворце 5 февраля 1880) «в твёрдом решении положить предел беспрерывно повторяющимся в последнее время покушениям дерзких злоумышленников поколебать в России государственный и общественный порядок».
Главному начальнику были даны для достижения возложенной на него задачи чрезвычайные полномочия. Кроме прав главноначальствующего в Санкт-Петербурге и непосредственного ведения дел о государственных преступлениях в столице и местном военном округе, ему предоставлено было верховное направление этих дел во всех прочих местах империи, а также право делать все распоряжения и принимать все меры, которые он признает необходимыми для охранения государственного порядка и общественного спокойствия, определяя вместе с тем взыскания и порядок ответственности за неисполнение своих распоряжений и мер.
Эти распоряжения и меры подлежали безусловному исполнению и соблюдению всеми и каждым и могли быть отменяемы только государем и самим главным начальником. Все ведомства обязаны были оказывать главному начальнику полное содействие и немедленно исполнять все его требования. Наконец, главному начальнику предоставлено было непосредственно испрашивать, когда признает нужным, повеления и указания государя. Двуединой задачей Верховной распорядительной комиссии было уничтожить крамолу средствами охраны, и «выяснить причины, породившие и поддерживающие столь упорную болезнь и на основании этого выяснения указать способы коренного оздоровления русской государственной и общественной жизни».
В подчинение этому органу переходило и III отделение. Первоочередной задачей Комиссии её главный начальник объявлял «принятие решительных мер к подавлению возмутительных действий анархистов». Орган этот задумывался в качестве чрезвычайно-административного, поскольку ему поручались и контроль, и непосредственное ведение всех уголовных дел по государственным преступлениям, находящимся в производстве по всей Империи, а также принятие мер обеспечения государственной безопасности, обязательных к исполнению всеми губернаторами и ведомствами.
Главный Начальник Комиссии подчинялся непосредственно императору. 1 августа 1880 г. Лорис-Меликов подал на Высочайшее имя докладную записку о преобразовании полиции. 6 августа Указом о закрытии Верховной распорядительной комиссии упразднялось и III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии «с передачей дел оного в ведение Министерства внутренних дел». В составе последнего был создан Департамент государственной полиции (в 1883 году переименован в Департамент полиции), призванный сосредоточить все нити «политического розыска и наблюдения». Согласованность работы полиции тайной и явной должна была достигаться тем, что товарищ министра внутренних дел, на которого было возложено (с 1882) руководство Департаментом, являлся также командиром Отдельного корпуса жандармов (шефом жандармов был сам министр). Организационно Департамент Полиции состоял из семи делопроизводств, двух отделов и агентурной части.
Распорядительное делопроизводство вело кадровую работу.
Законодательное - ведало строительством полицейских органов по всей территории страны, предупреждением антиобщественного поведения обывателей (пьянства, нищенства, «разврата»).
Третье - занималось негласным сбором информации о гражданах, желающих поступить на государственную службу, а также о ведущих активную общественную деятельность. Кроме того, на него возлагался контроль за розыском преступников.
Четвертое - контролировало проведение дознаний по делам о государственных преступлениях.
Пятое - наблюдало за исполнением решений, принятых в отношении государственных преступников.
Шестое - наблюдало за производством и хранением взрывчатых веществ, контролировало соблюдение законов о винной монополии и евреях, регулировало отношения между предпринимателями и рабочими.
Седьмое - руководило деятельностью сыскных отделений Иванова Е.А. «Правовые основы организации и деятельности общей полиции России (XVIII - начало XX вв.)».
Преемником функций ведомства А.Х. Бенкендорфа стали поначалу «Отделения по охранению порядка и общественного спокойствия», существовавшие первоначально только в столицах и Варшаве (Санкт-Петербургское с 1866 и Московское с 1880 гг.).
Этим учреждениям суждено было сыграть роль своеобразных лабораторий политического сыска, в которых возникали и отрабатывались приемы и методы работы, позволявшие не отставать от развития антиправительственной борьбы. Именно благодаря этим нововведениям удалось на некоторое время обуздать революционный террор. Однако и это не смогло предотвратить насильственной смерти императора.
После смерти Александра II аналогичные отделения создаются во всех крупных городах. Главной целью, ставящейся перед ними, являлись предупреждение и пресечение государственных преступлений посредством проведения гласных и негласных розыскных мероприятий. Под пристальным вниманием указанных органов оказались рабочее движение, учебные заведения, клубы, центры общественной жизни, собрания и демонстрации подданных империи. Начальники отделений действовали под руководством градоначальника и Директора Департамента полиции. Первого они обязаны были информировать обо всех предпринимаемых действиях, пусть даже по указанию Департамента; второй руководил оперативной работой отделения. Все без исключения мероприятия осуществлялись от имени градоначальника, обладавшего также единоличным правом назначения и увольнения чинов отделения.
Секретная агентура находилась в исключительном ведении начальника отделения. Тогда же в составе отделений появляется наружная служба (охранная агентура), в обязанность которой вменялось наблюдение за подозрительными лицами во время их перемещения по городу. Если в результате оперативной деятельности отделение получало материалы, достаточные для проведения дознания, оно передавало их для дальнейшей разработки в губернские жандармские управления с обязательным продолжением самостоятельного розыска.
Данное разделение труда сохранялось и в будущем после трансформации «отделений по охранению...» (к тому времени революционеры уже закрепили за ними название «охранка») в розыскные отделения: жандармерия - дознание по политическим делам, розыскные отделения - розыск по делам, находящимся в производстве жандармерии, особый отдел обобщал результаты перлюстрации писем, а также вел агентурную работу за пределами Империи. С образованием в России политических партий его подразделяют на два самостоятельных подразделения: первый отдел (сбор сведений о деятельности партий) и второй отдел (сбор сведений, касающихся общественных организаций).
Таким образом, после убийства Александра II перед властью встала задача «прежде всего, искоренить смуту и восстановить государственный порядок». Менялась политическая обстановка, эволюционировало антиправительственное движение, трансформировались структура и методы работы органов сыска.
В целом задачи власти были обнародованы в Высочайшем манифесте от 29 апреля, в котором подданные империи призывались служить государству «...верой и правдой, к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, к утверждению веры и нравственности, к доброму воспитанию детей, к истреблению неправды и хищения - к водворению порядка и правды в действиях...».
Возникновение и создание политической полиции является законным следствием политической борьбы, происходившей в России (в первую очередь в Петербурге, как столице государства) на протяжении всего процесса развития самодержавия.
Необходимость проведения радикальной реформы политической полиции во второй половине XIX века была обусловлена усилением революционного движения и увеличением количества случаев совершения террористических актов.
Однако перемены в системе государственной безопасности происходили в период наибольшего напряжения ситуации в стране. И, несмотря на все меры, победить революционное движение не удалось.
Заключение
Таким образом, сделаем краткие выводы. В Российской империи к концу XIX века стали проявляться объективные процессы разрушения самодержавия, актуализировались проблемы перехода его к конституционной монархии. Император как носитель верховной власти, правящий дом, представители верховной власти, т.е. вся государственная и политическая элита государства, будучи структурой «управления подчиненного», стала притягательным объектом антигосударственного террора. В то же время она не смогла эффективно реализовать предоставленные ей организационно-правовые полномочия для защиты самодержавия. Министры, генерал-губернаторы, наделенные большими полномочиями, не смогли обеспечить надлежащее противодействие распространению экстремистских идей, созданию и деятельности террористических формирований. Более того, одна из ответвлений движения народников – «Народная воля» в 1881 году организовала убийство императора Александра II, которое стало высшей точкой народнического движения, за которым начался спад. Надежды на то, что покушение приведет к революции в стране или как минимум к окончательной деморализации правящих верхов не оправдались. В стране начались контрреформы. Одновременно охранные ведомства сумели нанести тяжелые удары по революционерам.
По всей стране их разыскивали и преследовали за любое антиправительственное высказывание.
Но, устраняя недовольных, политическая полиция не устраняла причины недовольства.
Сохранялись и политико-экономические и социально-психологические факторы, вызывавшие постоянное воспроизведение такой формы политического протеста как терроризм, который оказался в России весьма живучим, каждое из «последовательных поколений» русских революционеров обращалось вновь к этому оружию, причем интенсивность и размах террористической борьбы оказывались с каждым разом все масштабнее.
Список использованной литературы
1. Демин В.А. Очерки истории органов внутренних дел Российского государства / В.А. Демин. - Екатеринбург: УЮИ МВД России, 2001. - 41 с.
2. Литвинов Н. Антигосударственный террор в Российской империи. Исторический очерк / Н. Литвинов, А. Литвинова // Новый Мир. - 2003. - №11. - С. 12.
3. Литвинов Н.Д. Самодержавная власть и антигосударственный террор в Российской Империи / Н.Д. Литвинов // История государства и права. - 2000. - №1. - С. 8-11.
4. Панова Н.Ю. Терроризм и террор в России XIX - начала XX века: Понятие и сущность / Н.Ю. Панова // История государства и права. - 2001. - № 1. - С. 4-8.
5. Смирнов М.А. Политическая полиция и политический терроризм в России. (Вторая половина XIX - начало XX веков) / М.А. Смирнов. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006. - С.26. 6. Хлобустов О.М. Из истории борьбы с терроризмом в России в XIX – начале XX веков. Историко-криминологический аспект борьбы с терроризмом / О.М. Хлобустов // Оперативник (сыщик). – 2006. - №1. - С.28-35.7. Цуканов В.Н. Некоторые причины, способствующие развитию терроризма в России / В.Н. Цуканов // Российская система противодействия терроризму: проблемы, механизмы реализации и перспективы развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 2 ч. - Челябинск: ЧЮИ МВД России, 2005. - Ч. 1. - С.20.
8. Щербакова Е.И. Политическая полиция и политический терроризм в России (вторая половина XIX - начало XX вв.) / Щербакова Е.И.- М.: АИРО-ХХ, 2001. - 144 с.
9. Яковлев Л.С. Историко-правовые аспекты борьбы с терроризмом в дореволюционной России: Учебное пособие / Л.С. Яковлев. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2005. - 47 с.
... ; транснациональный и международный характер[62]. Насколько общеуголовная политика современного государства затрагивает проблему борьбы с терроризмом и международным терроризмом. Специфика терроризма и международного терроризма как преступлений и одновременно социально-политических явлений не позволяет осуществлять внутригосударственный контроль над», ними в рамках только уголовной политики как ...
... на другие структурные элементы преступности. Терроризм влияет не только на политические, экономические, социальные, морально-психологические, социокультурные процессы в обществе. Современный терроризм обладает огромными финансовыми и экономическими возможностями, не контролируемыми ни государством, ни обществом. Он имеет собственную систему внутреннего управления и противодействия государству в ...
... участвовали в партии «Народная воля», а главной работой этой партии был политический террор», - писал Ю. Мартов. Таким образом, и в мартовском изложении истории революционного движения в России политическому терроризму отводилось весьма почетное место. Особенно язвительной для террористического подполья воспринималась критика его истории одной из первых российских террористок В.И. Засулич. Само ...
... терроризма. Это один из неизбежных путей оппозиции, которая не имеет иных путей достижения своих политических целей. ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ §1. «Исламский» терроризм Характеризуя исламский терроризм, главным источником распространения которого являются исламские общественно-религиозные организации Саудовской Аравии, Судана, Ирана, Пакистана и ...
0 комментариев