3. Курс большевиков на социалистическую революцию. Обострение политической борьбы в России
3.1 Апрельские тезисы
3 апреля 1917 г. в Петроград из эмиграции возвратился лидер большевиков В.И. Ленин. Он подверг критике партийную установку на "завершение буржуазно – демократической революции",[14] объявил ее догматической и не соответствующей данному моменту в России, и потребовал немедленно взять курс на социалистическую революцию.
Однако несмотря на это партия большевиков "во многом проявила немало колебаний. Их партия переживала период свободной организации и неограниченного роста. В условиях стремительного развития событий сама грань, отделявшая большевиков от меньшевиков, стала более расплывчатой: некоторые организации, особенно на периферии, вернулись в своему легальному положению в качестве единой партии. Хотя с самого начала большевики находились в оппозиции к Временному правительству, позже они – главным образом под влиянием двух таких авторитетов как И. Сталин и Л. Каменев, - не исключали возможности простого контроля за деятельностью правительства".[15]
В. Ленин понимал, что Россия в материальном плане не готова к введению социализма. Разрабатывая свой курс, В.И. Ленин явно вдохновлялся известным принципом Наполеона – "Сначала надо ввязаться в серьезный бой, а там уже видно будет"[16]. При этом определяющее для В. Ленина значение имели два исходных момента:
твердая убежденность в том, что Россия не останется одна, что ее прорыв в сторону социализма вызовет ответную реакцию в странах Запада. Уже в 1917 г. лидер большевиков развил смелую теорию о достижении мировым капитализмом высшей, "империалистической" стадии – стадии "паразитизма", неотвратимо ведущим к войнам и международной социальной революции пролетариата. Растущие в западных странах антиправительственные выступления, обострения общественных противоречий, вызванных изнурительной мировой войной, подтверждали в глазах В. Ленина правоту его прогноза;
не менее твердая уверенность, что "своеобразие текучего момента в России" как раз и позволяет большевикам ввязаться в бой – с отечественным капиталом и попытаться взять государственную власть в свои руки, а затем использовать ее при непосредственной помощи революционного Запада для проведения страны до культурного и экономического уровня, при котором возможно утверждение социализма.
В. Ленин не мог потерпеть никаких уступок капиталистам, находящимся у власти, ибо война продолжала быть империалистической и могла стать революционной только со свержением власти капитала. Никакого воссоединения кроме как с наиболее непреклонными интернационалистами. Для более четкого размежевания В. Ленин предлагал изменить само название партии и приступить не медля к созданию нового Интернационала. Что касается крестьян, то требовалась конфискация без выкупа помещичьих владений и национализация всех земель. Тем более, что как уже отмечалось выше, коренным вопросом всякой революции стоял вопрос о власти, а так как двоевластие не может долго сохраняться, то вся власть должна, по мнению В. Ленина, перейти к Советам.
Однако своеобразие политической ситуации в послефевральской России заключалось не только в двоевластии. Еще более заметную роль здесь играла позиция, занятая ведущими политическими силами страны. Анализ уже первых недель деятельности буржуазных и социалистических партий позволил сделать лидеру большевиков вывод, полностью оправдавшийся в дальнейшем, ибо их неготовности быстро и кардинально решить самые жгучие вопросы российской жизни:
земля – крестьянам
хлеб – голодным
свобода – угнетенным народам
окончание войны
Объяснялось это обстоятельство - особо важное для понимания дальнейшей судьбы России – многими причинами. В частности:
общий невысокий уровень политического развития отечественной буржуазии, ее заметное отставание от буржуазии западноевропейской, успевшей к тому времени пройти большую школу государственной деятельности, социальных компромиссов и лавирования. Это проявлялось прежде всего в неумении отделить свои стратегические интересы от интересов тактических, переходящих. К последним относилась нескрываемая заинтересованность российской буржуазии в сохранении крупного частного землевладения, , в продолжении войны, которая приносила ее огромные прибыли и сулила в случае победы территориальные приобретения, новые торговые и экономические привилегии;
во многом обусловленный этим фатальный просчет правящих кругов послереволюционной России в оценки степени остроты и взрывоопасности аграрного, рабочего, национального вопросов, непонимание всей важности их спешного разрешения через реформы сверху, затяжка в выводом страны из обескровившей народ мировой войны;
сознательная скованность и самоограничение социал – реформистского крыла властвующего в стране политического блока как следствие занятой российскими умеренными социалистами позиции по отношению к буржуазии.
Не менее весомым был внешне политический фактор: энергично е давление Антанты на правящие круги России с целью удержать русских солдат на фронте. Это серьезно затрудняло саму возможность политического маневрирования властей вокруг вопроса войны и мира – важнейшего из тех, что после февраля 1917 г. начали со всевозрастающей силой формировать и радикализировать массовые настроения.
В.И. Ленин хорошо понимал, что безынициативность и вялость действий кадетских и эсеро – меньшевистских политиков, расходящаяся с социальными ожиданиями и запросами народа, неизбежно будет дестабилизировать ситуацию в стране.. а это в свою очередь давало левым силам немалый шанс на успех в борьбе за массы, открывало путь к власти. Важно было лишь верно избрать тактику борьбы, что было сформулировано в "Апрельских тезисах".
После публикации в "Правде" и других большевистских газетах тезисы подверглись резкой критике со стороны умеренных социалистических партий. Г.В. Плеханов публично назвал их "бредом". Большинство голосов тезисы В. Ленина отклонили и члены Петроградского комитета РСДРП (б). Л. Каменев заявил в "Правде", что тезис – это "личное мнение" их автора. Л. Каменев упрекал В. Ленина как раз за то, что он "не предлагал ничего кроме партийной агитации".[17] Но наиболее существенным для В. Ленина было именно это: определить и утвердить пролетарскую линию, отмежеваться от расплывчатой революционной демократии, в которой он видел политическое выражение интересов мелкой буржуазии, преобладающей в России, но колеблющейся и неспособной осуществить собственную гегемонию. Он был убежден, что противоположные классовые интересы – прежде всего в связи с войной – не замедлят прийти в жестокое столкновение, несмотря на видимую гармонию и риторику первых недель нового режима.
Начиная с марта русская революция переживала во все ускоряющемся темпе смену быстротечных и драматически острых ситуаций. Политические столкновения приобрели такую напряженность и четкость характерных особенностей, что сделались своего рода символом конфликтов, которые в последующие десятилетия классовой борьбы будут возникать в самых различных частях мира. В апреле февральский режим пережил свой первый глубокий кризис. Его причиной на этот раз была именно война.
18 апреля министр иностранных дел кадет П.Н. Милюков обратился с нотой к союзникам россии. В ней подчеркивалось намерение Временного правительства "довести мировую войну до решительного конца" и "добиваться гарантии и санкции" для "предупреждения кровавых столкновений в будущем". Против этого официального заявления выступили рабочие и солдаты в Петрограде, Москве и ряде других центров, где состоялись массовые демонстрации под лозунгами "Долой министров – капиталистов!", "Долой Милюкова!"; отмечались стихийные выступления на фронтах. Разразился первый Временного правительства.
Весенние месяцы были временем наивысшего влияния двух партий "революционной демократии". Их представители вошли в правительство, что пробудило много надежд и одновременно вызвал о немало опасностей. Обе они в мае провели свои ассамблеи: конференцию – меньшевики, съезд – эсеры. На первых муниципальных выборах проводившихся на основе всеобщего избирательного права, они намного опередили все другие партии. Решительно преобладающим было их влияние на состоявшемся в июне первого съезде Советов и в избранном на нем Исполнительном комитете.
В обеих партиях господствующей была идея, что "революция не может выйти за определенные пределы. Так думали – в силу своих теоретических положений и тактических установок - меньшевики, которые видели в Советах организацию трудящихся, способную оказывать влияние, может быть даже навязывать некоторые решения, но не орган власти. Однако они опасались, что чрезмерные социальные притязания могут изолировать рабочий класс иди ввергнуть страну в гражданскую войну"[18]. Аналогичная позиция эсеров опиралась не столько на теоретические рассуждения, сколько на соображения непосредственной целесообразности. Самым насущным для них, учитывая характер их партии и ее сторонников, был вопрос о земле. Программа эсеров предусматривала радикальное перераспределение земли на основе эгалитарных принципов. Но и эсеры предпочитали выжить – их предложения наталкивались на сопротивления справа - и откладывать решение до Учредительного собрания, где они рассчитывали получить большинство голосов. Наконец, обе партии, как и раньше, объединяло общее отношение к войне.
Временное правительство стало коалиционным. Что, однако, ни как не сказалось на характере и направленности его политики, к тому же А.Ф. Керенский, военный и морской министр в новом кабинете, приступил к подготовке наступления русской армии на фронте. Поглощая огромные суммы из государственного бюджета, в том числе предназначенные на социальные программы, она давала подчас плачевные результаты. В Ставку из разных мест потоком стекались сообщения о "полном упадке военного духа среди значительной части солдатских масс, их ярко выраженном желании скорейшего заключения мира".[19]
Большевизм в подобных условиях набирал силу, особенно в промышленных регионах, в воинских частях. Если на I Всероссийском съезд крестьянских депутатов (мая 1917 г.) было несколько большевиков, то на I Всероссийском съезде советов рабочих и солдатских депутатов, собравшимся в июне РСДРП (б) представляли 105 человек (из 1090 делегатов). Выступая на нем, В. Ленин подверг резкой критике эсеров и меньшевиков за соглашательство с буржуазией и открыто заявил, что его партия готова взять власть целиком. Но пока что это был лишь политической декларацией, которой съезд не придал особого значения. Он в своих резолюциях высказался за сотрудничество с Временным правительством, за политику компромисса и консолидации общества. Был избран высший общероссийский советский орган – Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК), где большевики составляли немногим более 10% от общего состава.
Но ленинские слова, прозвучавшие в зале съезда, услышала народная масса. Об этом позаботился мощный агитационно – пропагандистский аппарат, созданный РСДРП (б).
В то т же день русская армия перешла в наступление на Юго – Западном фронте. С боями были освобождены города Галич, Станислав и Калуш. Но в июля австро – германские войска нанесли мощный контрудар в районе Тернополя, и русские войска, теряя и без того невысокую боевую устойчивость, с большими потерями откатились назад, оставив неприятелю обширные территории, которые они удерживали до июньского отступления. Всего на полях сражения было убито и ранено свыше 150 тыс. русских солдат и офицеров.
Кровавый итог военной авантюры, затеянной Временным правительством, еще более накалил обстановку в стране.
... , права которого — если не на существование, то на возможность быть выраженным — Белый хотел утвердить в российском социокультурном пространстве и русском языке. Метель как символ революции и как мазохистский симптом В отношениях Белого и Блока имеет место еще и другая «революционная интрига. Даже Шпет в конце концов нашел «обнадеживающие» строки в «Двенадцати»: Трах-тах-тах! — И только эхо ...
... 1905— 1907 гг. оказала огромное влияние на сплочение трудящихся различных национальностей. После поражения революции царское правительство, стремясь воспрепятствовать сближению народов России в их освободителыной борьбе, усилило политику великодержавного шовинизма и разжигания вражды между национальными меньшинствами. Так, с целью укрепления самодержавного аппарата в западных губерниях и ...
... правящая федеральная бюрократия, реализуя свою политику, ориентируется на перекладывание ответственности за возможные её негативные последствия на плечи региональных руководителей. Михаил Делягин в своей книге «Революция в России…» пишет о финансовом контроле центра над регионами: «Стремление к повышению степени финансовой самостоятельности является одним из важнейших мотивов региональных элит. ...
... режимами остальных европейских стран. Они всего лишь подорвали доверие к либералам и усилили конфронтацию между представителями крайних течений. Заключение Революция 1905-1907 гг. в России - первая народная революция эпохи империализма, открывшая период бурных политических потрясений и революционных битв трудящихся масс XX в. Ее историческая неизбежность была обусловлена всем ходом ...
0 комментариев