1.1.     Екатерина I (1725-1727)

28 января 1725 года, в день кончины Петра Великого, под бой барабанов двух гвардейских полков, подошедших к императорскому дворцу, на российский престол взошла супруга Петра I Екатерина Алексеевна. Ей присягнули первые лица государства – члены сената, Синода, вельможи, высшие военные чины.

Так в 1725 году бывшая прачка стала государыней могущественной Российской империи. Вместе с ней к власти пришли сподвижники Петра I во главе с фаворитом Екатерины Меншиковым. К этому времени в его руках была сконцентрирована огромная власть. Он был президентом Военной коллегии, генерал-фельдмаршалом, вице-адмиралом, подполковником Преображенского полка, генерал-губернатором Петербурга. А.С. Пушкин писал: «Полудержавный властелин стал властелином полным».

В начале 1726 года с целью поддержки императрицы был учрежден новый высший орган управления страной – Верховный тайный совет. Его создание стало заключением своеобразного компромисса между родовитой знатью и новыми людьми, выдвинувшимися при Петре I. Они на равных принимали участие в работе Совета. Председательствовать в нем должна была императрица. Ни одно решение без общего ведома и обсуждения не утверждалось. Изначально в Верховный тайный совет входили шесть человек: светлейший князь Александр Меншиков, граф Федор Апраксин, барон Андрей Остерман, граф Петр Толстой, граф Гавриил Головкин, князь Дмитрий Голицын. Впоследствии состав Совета расширился. Ему были подчинены сенат и коллегии.

Однако вскоре все вернулось на круги своя. Меншиков фактически стал главой Тайного совета. Сначала он отстоял себе право лично докладывать императрице о делах Военной коллегии, которой руководил, а затем – и о всех делах, рассматриваемых в Совете. В дни работы «верховников» аудиенция у Екатерины II давалась светлейшему дважды: до начала заседания и после него. Сначала Меншиков совещался с государыней о том, какие вопросы и каким образом решать, а потом давал ей отчет о том, как прошло совещание.

Нельзя сказать, что Александр Данилович преднамеренно изолировал императрицу от работы в Верховном тайном совете. Без сомнения, светлейшему князю было выгодно, что Екатерина Алексеевна смотрит на все его, Меншикова, глазами. Но в то же время – разве смог бы он препятствовать императрице, если бы она высказала желание председательствовать на заседаниях верховников? Видимо, и Екатерину такой ход событий устраивал. Оказалось, что государственными делами ей заниматься было неинтересно. Как писал об этой государыне историк С.М. Соловьев, «знаменитая ливонская пленница принадлежала к числу тех людей, которые кажутся способными к правлению, пока не принимают правления. При Петре она светила не собственным светом, но заимствованным от великого человека, которого она была спутницей… Но у нее не было должного внимания к делам, особенно внутренним, и их подробностям, ни способности почина и правления».

Когда траур по мужу окончился, Екатерина устроила себе нескончаемый праздник. Балы, маскарады, смотры полков, поездки по Неве с пальбой из пушек, спуск на воду галер, торжества по случаю вручения наград, снова балы… Развлечения императрицы порой длились до утра. День и ночь для Екатерины поменялись местами. Меншиков иногда часами ждал ее пробуждения, чтобы заняться государственными делами. Французский посол Кампредон в своих донесениях писал: «Царица продолжает с некоторым излишеством предаваться удовольствиям до такой степени, что это отзывается на ее здоровье». Действительно, Екатерина Алексеевна вскоре стала часто болеть.

А между тем внутреннее положение страны требовало от правительства особого внимания. Более чем 20-летняя война, череда неурожайных лет привели Россию к тому, что финансовая система страны оказалась в довольно сложной ситуации. Не хватало средств на самые неотложные государственные нужды – например, на поддержание в боеспособном состоянии флота. Недоимки, накопившиеся за годы недорода и войны, отсутствие учета убыли населения, распространение обязанности выплаты подушной подати на младенцев и стариков, не способных трудиться, довели крестьянство до полного обнищания. Отчаявшиеся люди, чтобы спастись от государственных поборов, наказаний за недоимки и, наконец, от голодной смерти, бежали «за рубеж польский и в башкиры». Деревни безлюдели, увеличивался дефицит казны.

Осенью 1726 года Меншиков предложил собственную программу улучшения положения в стране. Но светлейшему князю недоставало ни масштабности, ни глубины государственного мышления, свойственных Петру Великому. Поэтому решению важнейших государственных проблем нередко предшествовал весьма поверхностный анализ состояния дел. Главным пунктом его программы было облегчение страданий трудового населения. Но справиться с этой сложнейшей задачей Меншиков предложил необычным способом.

Основываясь на наблюдениях, сделанных буквально «из окна кареты» во время одного из своих путешествий по России еще при Петре I, Александр Данилович пришел к выводу, что беда податного сословия состоит не в чрезмерных подушных сборах, а в избытке «крапивного семени» (т.е. мелких чиновников), заполнившего учреждения на местах. По мнению светлейшего князя, благоденствие на селе могло наступить завтра же, если сегодня «уменьшить число подьячих и рассыльщиков всякого рода, налетавших, подобно саранче, на деревни, ликвидировать в уездах полковые дворы, взимавшие подушную подать, и разместить солдат в казармах городов».

По программе Меншикова для уменьшения казенных расходов предлагалось уменьшить затраты на содержание административного аппарата, отменив выплату жалованья мелким чиновникам Вотчинной коллегии, Юстиц-коллегии и провинциальных учреждений. Теперь такие чиновники должны были существовать за счет акциденций, т.е. взяток, даваемых просителями за рассмотрение дел.

Воплощение этой программы не улучшило положения городского и сельского населения, так как осталась самая обременительная, непосильная для него повинность – подушная подать. Взимали ее по-прежнему беспощадно, хотя и в несколько раз уменьшенном размере.

Система акциденций привела к невиданному до тех пор в России расцвету в среде чиновников взяточничества, вымогательства и волокиты при рассмотрении дел. Чиновники смотрели в руки просителям – кто больше даст, тому и внимания больше.

В конце концов сбор подушной подати был возложен на воевод, от чего в свое время отказался Петр I. Это было проще и выгоднее государству: воевода не получал от него жалованья, а жил за счет населения. Воевод за их произвол в народе прозвали волками.

Между тем болезнь императрицы Екатерины I принимала все более опасное течение. 6 мая 1727 года Екатерина Алексеевна скончалась, назвав своим преемником единственного оставшегося в живых по мужской линии Романова, 11-летнего Петра Алексеевича, который взошел на трон под именем Петра II.


Информация о работе «Внутренняя политика в период дворцовых переворотов и в правление Екатерины II»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 70952
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
14809
0
0

... недавно А.Д. Меньшиков в сентябре 1727 г. был арестован, смещен со всех постов и отправлен в сибирскую ссылку в г. Березовск вместе со своей семьей. Падение Меньшикова означало фактически дворцовый переворот. Правление и смерть Петра II Двенадцатилетний император Петр II вскоре объявил себя полноправным правителем. Этим был положен конец регентству Верховного совета. При дворе большое влияние ...

Скачать
32523
0
0

... удачу и "всесильный случай", открывающий дорогу к власти и богатству. С легкой руки В. О. Ключевского многие историки оценивали 1720 - 1750-е гг. как время ослабления русского абсолютизма. Н.Я. Эйдельман вообще рассматривал дворцовые перевороты как своеобразную реакцию дворянства на резкое усиление самостоятельности государства при Петре I, как исторический опыт показал, - пишет он, имея в виду « ...

Скачать
18199
0
0

... (от лат. absolutus – «неограниченный», «безусловный»), или абсолютная монархия, как тип государства, в котором власть безраздельно принадлежит государю, существовал в России с конца XVII столетия до февраля 1917 г. Периоды абсолютизма пережили многие европейские страны в XVI–XVII вв., переходя в своём развитии от средневекового государства, в котором верховная власть принадлежала монарху, а ...

Скачать
99226
0
0

... и от имени синода и генералитета, о воцарении Екатерины. Так возник важнейший в российской истории прецедент – участия гвардии в передаче престола. Без гвардии в  XVIII в. не обошелся ни один дворцовый переворот. После внезапной смерти великого реформатора правительства многих стран не сомневались в том, что государственное здание, столь быстро возведенное «гением Петра», окажется непрочным и ...

0 комментариев


Наверх