3. Понятие права на самоопределение
Принцип самоопределения народов санкционирован статьями 1, параграф 2, 55 и 76 Устава ООН. Этот “принцип” стал “правами человека”, формально признаваемыми для всех народов, благодаря идентичной статье 1 в обоих Пактах о правах человека 1966 г. Право на самоопределение признано также ст.20 Африканский Хартии о правах человека и правах народов, которая вступила в силу в 1986 г. Это же право подтверждается в принципе 8 Хельсинского Заключительного Акта и в ст.1, параграф 2. Декларация о праве на развитие (“Право человека на развитие предполагает и полную реализацию права самоопределения”). Важный неправительственный документ, Всеобщая декларация прав народов (Алжирская хартия, 1976) также утверждает, что “каждый народ имеет неотъемлемое и неприкосновенное право на самоопределение”.
Право на самоопределение носит двоякий характер, внешний и внутренней. Внутреннее самоопределение - это право народа свободно, т.е. демократическими методами и без внешнего вмешательства, определять свой политический и экономический режим внутри государства. Внешнее самоопределение - это право народа свободно, т.е. демократически и без внешнего или внутреннего вмешательства того государства, частью которого он является, определять форму своей политической независимости в системе международных отношений: или создавать новое государство, или присоединиться, на федеративной или конфедеративной основе, к другому пред-существующему государству. За исключением случаев “не самоуправляемых народов и территорий”, самоопределение связано с изменением границ, что, согласно старому международному праву, есть нарушение территориальной целостности государства.
Требование самоопределения, в особенности внешнего, есть также причина для вооруженного конфликта. Обычно первым ответом - пред-существующего государства бывают репрессии по отношению к народному движению, а третьи государства занимают позицию невмешательства. Далее, в большинстве случаев, внутренний конфликт стремится стать интернациональным. А международная система, за исключением вышеупомянутых случаев деколонизации, пока не готова к мирному урегулированию процессов самоопределения. Фактически международное право признает право на самоопределение, но без должной разработки адекватной системы воздействия, аналогичной хотя бы той, что предусмотрена применительно к индивидуальным правам человека.
4. Мирное использование права на самоопределение
Право на самоопределение есть “революционное” право - как потому, что ведет к структурным геополитическим изменениям, так и потому что народ должен отстаивать свой правовой и политический статус субъекта, отличный от государства. Право на самоопределение имеет вечную потенциальность, и народ всегда имеет право на внешние и внутренние изменения. И тот факт, что в Заключительных Документах конференций СБСЕ по человеческому измерению в Мадриде, Копенгагене и Москве не дано каких-либо разъяснений относящихся к самоопределению принципа 7 СБСЕ, говорит и о революционном характере этого права, и о нежелании государств затрагивать эту ключевую проблему.
Сперва же зададимся вопросом: действительно ли полезны или даже желательны процессы самоопределения, если при нынешней международной системе они вначале приводят к вооруженным конфликтам, а в конце - к созданию новых суверенных вооруженных государств, что опять-таки приводит к возрастанию опасности новых вооруженных конфликтов. Несмотря на всю демократическую сложность проблемы, ответ должен быть утвердительным по четырем причинам:
1) право на самоопределение является международно признанным;
2) во всем мире усиливается поддержка этого права;
3) репрессии - ответ не приемлемый ни в правовом, ни в моральном плане;
4) применяемое в полном объеме новое международное право позволяет найти адекватные решения.
Необходимы особые средства поддержки этого права, чтобы оно осуществлялось мирным путем. Эта доработка не может ограничиваться средствами типа “коллективных обращений” в Комитеты ООН и в международный суд, а должно привести к созданию приемлемой системы международной безопасности. Совместно должны быть рассмотрены такие факторы, как политическая независимость, разоружение, интеграция, международная социальная и экономическая безопасность. Должны быть соблюдены следующие условия:
1) непосредственное и явное обращение к международному праву;
2) признание власти наднациональных органов ООН и соответствующих региональных институтов;
3) отказ от использования силы, применение исключительно инструментов демократии: соглашений, референдума, плебисцита, выборов;
4) уважение прав человека, в особенности, прав меньшинств;
5) демилитаризация потенциальной территориальной единицы;
6) демократическая конституция; признающая приоритет гуманистического международного права;
7) включение в систему международной интеграции.
Международное сообщество, настаивая на соблюдении этих условий, в свою очередь обязано:
1) на территории, где существует проблема самоопределения, должна быть оперативно размещена наднациональная структура, гарантирующая:
а) мониторинг,
б) наблюдение над процессом народного волеизъявления,
в) если необходимо, силы ненасильственного разъединения;
2) создание механизмов коллективной безопасности под контролем ООН и европейских институтов;
3) федеральная трансформация пред-существовавших региональных институтов интеграции, частью которых в скором времени может стать новая территориальная единица;
4) демократизация международных институтов (ООН, СБСЕ, Совет Европы и т.п.) посредством форм прямой легимитизации и народного политического представительства в международном процессе принятия решений.
На европейском уровне это требует от СБСЕ, Европейского Сообщества и Совета Европы скорейшего создания панъевропейского Агентства по делам самоопределения и национальных меньшинств. А независимые организации должны в рамках своих средств способствовать распространению подхода “права человека и демократия” также и на процессы самоопределения.
... , 2007. - 784с. – Т.2. 2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: Сашко, 2000. – 220с. 3. Авакьян С.А. Конституция Российской Федерации: Итоги развития // Констит. и муницип. право - 2008 - №23 – С.3-9. 4. Авакьян С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы // Журнал российского права ...
... автономных округов С нормативно-правовой точки зрения автономные округа являются «обычными» субъектами Российской Федерации, однако реальность или фиктивность их статуса определяется их финансово-экономической обеспеченностью. Экономикам Агинского Бурятского и Усть-Ордынского Бурятского автономных округов присущ доиндустриальный характер, когда ведущее место в экономике занимает аграрный сектор ...
... определены также основные направления возможных изменений Конституции: усиление гарантий прав человека, совершенствование системы разделения властей, развитие местного самоуправления, федерализма. Конституция Российской Федерации разрабатывалась в качестве сравнительно краткого правового акта. Предложения о том, чтобы значительно увеличить текст, уподобить в этом плане Конституцию традиционному ...
... ; б) принципы правовой системы Российской Федерации (в первую очередь принцип законности, а также справедливости, демократизма, гуманизма, ответственности за виновное деяние); в) субъекты правовой охраны Конституции Российской Федерации, которые, в свою очередь, представляют собой построенную на принципе разделения властей систему государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за ...
0 комментариев