7. Иван Мартос
Родился на Украине, в местечке Ичня Черниговской губернии, в семье обедневшего помещика, отставного корнета. В возрасте 10 лет был отправлен в Петербургскую академию художеств. Первоначально учился в классе орнаментальной скульптуры у Л.Роллана. Затем его воспитанием занялся Н.Ф.Жилле. В 1773-1779 гг. стажировался в Риме. Это сыграло огромную роль в формировании творческой индивидуальности скульптора. Автор многих надгробий в некрополях Петербурга, в том числе С.С.Волконской, М.П.Собакиной, Е.С.Куракиной, Е.И.Гагариной и др. Выполнял скульптурные работы для Казанского собора. Автор памятников Минину и Пожарскому в Москве, Э.Ришелье в Одессе, Александру I в Таганроге, М.В.Ломоносову в Архангельске и др. В 1779-1835 гг. преподавал в Академии художеств, с 1814 г. был ее ректором.
В 1799 г. Академия художеств направила в Петергоф для осмотра обветшавшей свинцовой скульптуры Большого каскада скульпторов М.И.Козловского, Ф.Г.Гордеева и Мартоса, который дал техническое объяснение причин ее изменения. Для Большого каскада Мартос выполнил статую Актеона, которая стоит особняком в его творчестве, хотя отточенная классичность его пластики явственно проявилась и в этом произведении. Заданность образа, связанного с общим аллегорическим замыслом каскада, и место у последней водопадной ступени западной лестницы, где особенно мощен ниспадающий поток, диктовали необходимость неординарной динамичной композиции. Юноша Актеон похвастался пред страстной охотницей богиней Артемидой, что он более искусный охотник, нежели она. Разгневанная Артемида превратила Актеона в оленя, и его растерзали собаки. Мартос представил Актеона остановившимся на бегу в тот момент, когда охотник почувствовал, что превращается в оленя. Он тревожно оглядывается, левая рука его тянется за спину к колчану со стрелами, но на голове уже появились маленькие рожки. Еще мгновение – и он станет беззащитным животным. В движении правой руки чувствуются растерянность и подступающий страх; невозмутимое лицо отмечено печатью обреченности. Сила дарования Мартоса проявилась в мастерской передаче чисто пластическими средствами целой гаммы противоречивых чувств, в широкой обобщенной лепке. Сложный ракурс статуи сочетается с ясностью силуэта и формы, которые отчетливо читаются на живописном фоне водопадных потоков и рассыпающихся брызгами струй. В начале XVIII в. миф об Актеоне получил в России иной смысл: Актеон – это наказанный за самонадеянность и хвастовство король Швеции Карл XII,спасающийся бегством от своих бывших союзников, перешедших после Полтавской битвы на сторону России. По модели Мартоса были отлиты бронзовые маскароны Римских фонтанов, заменившие прежний свинцовый декор. Поврежденные во время Великой Отечественной войны Римские фонтаны в 1949 г. были реставрированы. Спустя 5 лет скульптор А.Гуржий по сохранившемуся образцу выполнил маскароны и воссоздал все бронзовые декоративные детали.
8. Иван Прокофьев
Сын «закройного мастера по конюшенной части», родился в Петербурге.
В 1771 г. из воспитательного училища при Академии художеств перешел в скульптурный класс, руководимый Н.Ф.Жилле. Подобно другим одаренным ученикам этого педагога, Прокофьев быстро овладел художественными знаниями и был удостоен различных академических наград. В 1776 г. его перевели в класс исторической скульптуры, где преподавал Ф.Г.Гордеев. В 1779-1784 гг. Прокофьев стажировался во Франции. Вскоре по возвращении в Россию его возвели в академики за статую «Морфей» (1785).
Значительная часть из 400 работ Прокофьева приходится на государственные заказы: работы для Казанского собора, дворцов в Павловске и Гатчине, Академии художеств, Публичной библиотеки.
Прокофьев был одним из авторов пластического комплекса петергофских фонтанов. Он исполнил для Большого каскада статую «Акид», аллегорическую фигуру «Волхов» и группу «Тритоны».
Мощные, стремительные, возвещающие военную славу России «Тритоны» венчают композицию петергофского каскада. В их полных жизни и экспрессии телах чувствуется безупречное знание анатомии и истинно барочное умение заставить бронзу подчеркнуть каждый мускул в светотеневой игре.
Величав и суров, как сама северная природа, старец «Волхов», сидящий у стены ковша. Он напоминает сказочного водяного и в то же время удивительно реален в трактовке могучей фигуры, в самой позе человека, с удивлением и интересом смотрящего в воду.
Погруженный в грезы любви пастушок «Акид», - пожалуй, самый нежный и проникновенный образ фонтанной сюиты. Его стройный, тонкий силуэт привлекает античной чистотой пропорций, одухотворенной сдержанностью жестов. Если «Тритоны» определяют собой победные мажорные интонации, в симфоническом звучании ансамбля, то «Акид», напротив, воплощение мелодичной По модели Прокофьева были отлиты бронзовые львы, установленные в 1801 г. на парапете основного водоема «Львиного каскада».
Во время Великой Отечественной войны скульптура «Волхов» и группа «Тритоны», которых не удалось эвакуировать, были похищены немецко-фашистскими захватчиками.
В 1948-1950 гг. И.Крестовским был воссоздан «Волхов», Н.Дыдыкиным – «Тритоны».
Среди замыслов Прокофьева видное место занимал проект петергофских фонтанов, названный «Триумф Нептуна». Он остался в стадии вполне разработанной модели.
Мастеру удалось без надуманного аллегоризма олицетворить грозную силу бурной стихии. «Триумф Нептуна» - наглядная иллюстрация к тому положению, что скульптурная группа не составляется из отдельных кусков, но должна быть заранее задумана как нечто целое и неделимое.
Профессорское звание Прокофьев получил только в 1800 г., а звание старшего профессора – лишь в 1819 г. и дальше не пошел. Скорее всего скульптор не сумел поладить с академическими верхами. Одновременно с настоящей творческой работой ему приходилось брать много заказов полуремесленного характера. В 1821 г.
Прокофьева постигло большое несчастье. Во время занятий в Академии с ним случился удар, правая рука и нога были наполовину парализованы. Несмотря на это, он продолжал работать. В последние годы жизни Прокофьев не был совсем забыт.
Академия художеств, как бы там ни было, продолжала высоко ценить художника, в частности как педагога. Именно ему передали осиротевший класс самого М.И. Козловского. Прокофьев состоял руководителем медальерного класса и преподавал рубку в мраморе.
Список литературы
1. Карпова Е.В Русская и западноевропейская скульптура 18 - начала 20 века
2. Доронина Людмила Мастера русской скульптуры. Том 1. Скульптура XVIII-XIX
3. Мария Бурганова "Русская скульптура"
... Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение одну добродетельную душу»./64, с. 63/ Государственное и частное служение очень показательно в русской культуре второй половины XVIII века. Главным проводником политики Екатерины в области образования и государственного служения стал И. И. Бецкой, сам получивший неплохое образование за границей. Анисимов ...
... присущи самой русской культуре на разных этапах ее истории. Именно эти разлады и противоречия и создавали разнообразие национално-духовной жизни России. 3. Современный взгляд на особенности социодинамики русской культуры История России - совокупность культурно-исторических парадигм. Бердяев был прав, когда выделял в российской истории чередование "разных Россий", понимаемых как смену разительно ...
... или легкомыслия. Истинная же просвещенность должна сочетать в себе развитие разума и нравственного чувства, согласовывать европейскую образованность с пониманием русской национальной самобытности. Русская художественная культура в XVIII столетии развивалась аналогично западноевропейской; в ней впервые четко определяются направления, характерные для европейского искусства и литературы. Начало ...
... , а также политического и экономического состояния России того времени будет посвящена третья глава работы. В заключении подводятся итоги всей дипломной работы, делаются выводы. ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В XVIII ВЕКЕ В РОССИИ музейный экспонат коллекция искусство культура Важнейшее значение для понимания музея имеет изучение причин и механизмов его появления и развития. Возникновение ...
0 комментариев