2.2 ОСНОВАНИЕ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
В Санкт – Петербурге, в Эрмитаже, хранится старинная рукопись, свидетельствующая об одном знамении, связанном с основанием Северной столицы. Озаглавлена она так: «О зачатии и здании царствующего града С.- Петербурга в лето от перваго дня Адама 7211 и Рождества Иисуса Христа 1703». Вот сокращённый текст этой рукописи.
«Май 14 – го Царское Величество изволил осматривать на взморье устья Невы реки и островов и усмотрел удобный остров к строению города (оный остров тогда был пуст, обросши, был лесом)…
Когда вышел на середину того острова, почувствовал шум в воздухе – усмотрел орла парящего, и шум от парения крыл его был слышен; взяв у солдата багинет, вырезал два дёрна, положил дерно на дерно крестообразно и сделал крест из дерева и, водружая в писанныя дерны, изволил говорить: «Во имя Иисуса Христа на сем месте будет церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла».
…по прошествии протока и шествия на остров, который ныне именуется С.- Петербургом, изволил шествовать по берег увверх Невы реки и, взяв топор, ссёк куст ракитовый…и мало отшед ссек второй куст (ныне на оном месте первый дворец, т.е. домик Петра Великаго), и, сев в шлюбку, шествовал вверх Невою рекою к Канецкой крепости.
15 – го изволил послать несколько рот солдат, повелевая берега онаго острова очистить, кусты вырубя, скласть в кучу. При оной высечке усмотрели гнездо орлово того острова на дереве.
16 – го, т.е. в день Пятидесятницы, по Божественной литургии, с ликом святительским, генералитетом и статскими чины, от Канец изволил шествовать на судах рекою Невою и по прибытии на остров…и по освящении воды, и по прочтении молитвы на основание города, и по окроплении святою водою, взял заступ и первый начал копать ров; тогда орёл с великим парением крыл от высоты спустился и парил над оным островом.
Царское величество отошед мало вырезал три дёрна и изволил принести к означенному месту; в то время зачатого рва выкопано было земли около двух аршин глубиною, и в нём был поставлен четырёхугольный ящик, высеченный из камня, и по окроплению того ящика святою водою, изволил поставить в тот ящик ковчег золотой, в нём мощи святого апостола Андрея Первозванного и покрыл каменною покрышею, на которой вырезано было: «От воплощения Иисуса Христа 1703 мая 16 – го, основан царствующий град С. – Петербург великим государем царём и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем всероссийским»; и изволил на покрышку того ящика полагать реченья три дерна с глаголем: «Во имя Отца, И Сына, И Святаго Духа, аминь. Основал царствую град С.- Петербург».
Орёл виден был над оным островом парящий…
Царское Величество отшед к протоку, между С.- Петербургом и Кронверком, по отслужении литургии и окроплении того места святою водою, изволил размерить где быть воротам, велел пробить в земле две диры и вырубил две берёзы тонкия, но длинныя, и вершины тех берёз свертел, а низы поставил в пробитыя диры в землю на подобие ворот, и когда первую берёзу в землю утвердил, а другую поставил, тогда орёл спустясь от вышины, сел на оных воротах, ефрейтором Одинцовым оный орёл с ворот был снят.
Царское Величество о сём добром предзнаменовании весьма был обрадован; у орла перевязав ноги платком и надев на руку перчатку, изволил посадить у себя на руку и повелел петь литургию.
Оный орёл был во дворце по построении на Котлине острове крепости св. Александра, и от Его Царскаго Величества в оной Александровской крепости отдан на гауптвахту с назначением орлу комендантскаго жалования…»
Считается, что Петр Великий не особенно верил в приметы и знаки судьбы, не очень доверял предсказаниям. Но всё же любил наблюдать за «своим орлом» и отмечал нечто необычное в его поведении. А потом старался по – своему это «необычное» истолковать.
По старинному петербургскому преданию, когда Пётр осматривал местность для строительства первой в новом городе верфи, его орел парил над южным побережьем Берёзового острова. Налетел сильный ветер. Птица распластала во всю ширь крылья, и на какое – то время зависла почти неподвижно, ветровой поток словно держал её на одном месте.
Кто-то из царской свиты указал на орла и заметил:
- Ишь, как парусит…
Петр кивнул в ответ:
- И впрямь крылья, как парус, налились ветром… - И тут же добавил: - А ведь завис – то орел над подходящим местом для строительства верфи. Вот и поднимутся здесь настоящие паруса!..
Прошло немного времени, и со стапелей новой Кронверкской верфи начали сходить бригантины, галеры, яхты. И поднялись над Невой «настоящие паруса».
29 июня 1703 года, в день апостолов Петра и Павла, была заложена первая в новом городе – крепости церковь. Говорят, и здесь не обошлось без «царева орла». В то утро, когда царь советовался с приближёнными, где строить церковь, высоко над островом кружило несколько воронов. Вдруг откуда ни возьмись, появился в небе орел. Стремительно врезался он в чёрную стаю и погнал воронов прочь. Лишь два перышка обронил в этой атаке. Перышки долго кружили, пока не опустились прямо к ногам царя. Поднял он их и обратился к свите:
-Разогнал наш орёл черные силы, а заодно подсказал, где возводить церковь…
Город без слухов, легенд сплетен, анекдотов и преданий – еще не настоящий город, а лишь селение без своей истории, души и колорита. Но в Петербурге всё шло стремительно: и появление новых зданий и улиц, и возникновение своих легенд и преданий.
И гуляла таинственным шепотом молва среди первых новостроек: будто обменялись своими «жизненными силами» царь и орёл. Убьёшь орла – не станет царя. Погибнет государь – умрет и его птица.
И пытались враги Петра Великого через орла погубить его. Подбрасывали птице отравленное мясо, да мудрый орёл не принимал смертельных подношений. Не раз пробовали подстрелить пернатого царя, да пули и стрелы пролетали мимо. Зато после каждого покушения летели с плеч головы человеческие, да рябь шла по Топь – озерцу от криков, поднятых на дыбу и исхлестанных кнутами. И шептали в страхе люди: «То вещий орёл указал государю на смертельных недругов…»
К маю 1704 г., т.е. через год после закладки крепости на Неве, самые срочные и важные мероприятия по защите Невы и очищению от неприятеля окрестностей были закончены. За этот год на берегах Невы успел вырасти город.В 1706 г. началось сооружение каменных бастионов Петропавловской крепости (закончено оно было лишь в 1740 г.), а в следующем году приступили к постройке кронверка по другую сторону протока, отделяющего крепость от Березового острова. Одновременно шли работы по укреплению Котлина. На нем были возведены постоянные сооружения, заменившие собой существовавшие до того временные.
С первых же лет после основания Петропавловской крепости Петербург стал развиваться необыкновенными темпами. Уже в том же 1703 г. строительство перебросилось на Петербургскую сторону и на Васильевский остров. В 1704 г. на левом берегу возникает Главное Адмиралтейство. Вокруг него разбивается эспланада (Адмиралтейский луг), за которым вырастает Адмиралтейская слобода. На Березовом острове (Фомин остров), где еще вчера шумел дремучий лес, на прорубленных просеках возникли первые улицы. Их заселение шло по сословным и профессиональным признакам, что получило отражение в названиях многих улиц. Вблизи Троицкой площади появились Большая Дворянская и Малая Дворянская улицы, где поселились дворяне. По соседству образовались Посадские улицы. Далее в глубь острова - Ружейная, Монетная, Пушкарская, Гребецкая и другие улицы.
Вдоль самого берега реки были возведены дома "именных людей". Кроме царской резиденции здесь стояли добротные дома виднейших сановников - А.Д.Меншикова, Г.И.Головкина, П.П.Шафирова, И.М.Зотова, М.П.Гагарина и других. От того далекого времени сохранился лишь Домик Петра I. Он был срублен из обтесанных сосновых бревен солдатами-плотниками за три дня - с 24 по 26 мая 1703 г. А 28 мая под пушечную пальбу основатель города поселился в своем новопостроенном дворце.
Наплыв населения в Петербург был настолько велик, что в течение десяти с небольшим лет была застроена территория между Адмиралтейством и Марсовым полем, а также и весьма протяженное побережье Невы от Финского залива и до Выборгской стороны. В 1710 г. напротив впадения в Неву р. Охты, т.е. на расстоянии 5 км. от "исходного пункта" Петербурга - Петропавловской крепости, появились первые деревянные здания Александро-Невской Лавры, а через два года между Адмиралтейством и Лаврой началась прокладка главной магистрали столицы - Невского проспекта. Таким образом, несмотря на разбросанность застройки и наличие в черте города обширных "пустопорожних"[1] мест, Петербург петровского времени охватил громадную территорию, не уступавшую в размерах крупнейшим европейским столицам. Это территориальное распространение города, вызвавшее строительство больших прямолинейных проспектов, завершенных громадными шпилеобразными башнями, навсегда определила тот широкий размах, который свойственен Петербургу.
Место, где возводить Александро-Невскую лавру, Петр Алексеевич выбирал сам. После знакомства с летописями о деяниях и жизни Александра Невского, он указал участок на левом берегу Невы при впадении в нее Черной речки, где, как считал Петр 1, по преданию, великий полководец разбил шведское войско.
В 1710 году Петр лично водрузил крест на предполагаемом месте сражения и будущего монастыря.
В феврале 1712 года санкт – петербургский вице – губернатор Римский – Корсаков получил царский приказ: «…на реке Неве, на устье реки Черной построить монастырь во имя святого Александра Невского, а к тому монастырю приписать Иверский монастырь со всеми вотчины и доходы».
Спустя несколько месяцев земля была отмежевана будущему монастырю и началось строительство первой деревянной церкви Божьей Матери.
В 1715 году по проекту архитектора Доменико Трезини стал возводиться весь комплекс Александро-Невской лавры – четвёртой из существовавших в то время на Руси.
Через два года на северной стороне Черной речки, рядом с могилой сестры Петра 1 царевны Наталии Алексеевны, завершилось строительство небольшой каменной церкви Праведного Лазаря.
В 1721 году Пётр решает осуществить свои давний замысел: перевезти мощи Александра Невского в Петербург из Владимирского Рождественского монастыря. В августе 1724 года мощи были доставлены в село Усть – Ижоры. Петр Алексеевич своими руками перенёс их в специально построенную лодку. Затем святыню перенесли в Благовещенскую церковь Александро-Невского монастыря.
... Павла I Александр I. Он возвестил о своём намерении править «по закону и сердцу» своей бабки Екатерины II и вскоре отменил все запреты и нововведения Павла. Глава II. Архитектура Санкт-Петербурга 2.1 Регулярный город Строительство земляных укреплений Петропавловской крепости в основном было завершено к осени 1703 г. Следующей весной на противоположном левом берегу реки по наброску Петра I ...
... по ночному городу на полотнах Сарьяне. Артистическая богема с давних времен уподоблялась бродячим собакам. Но непосредственно в русский литературный быт этот образ мог проникнуть вместе с европейской поэзией и прозой, составляющими круг чтения образованной молодежи начала века. В стихотворении “Славные псы”, которое было напечатано в России в 1909 году, Бодлер прямо уподоблял артистическую ...
... проходит по берегу Финского залива. Одновременно с парками рос и формировался город Петергоф. Так в течении двух веков был создан Петергофский дворцово–парковый комплекс. 5. Стрельна Стрельна, один из старейших пригородов Санкт-Петербурга, расположена в 19 километрах от города, на южном побережье Финского залива. В годы шведского владычества на этом месте находилась баронская усадьба под ...
... , так и искусство рококо отделились от церкви, отодвинув религиозные темы далеко на задний план. Отныне и живопись, и архитектура должны были быть легкими и приятными. Галантное общество XVIII века устало от нравоучений и проповедей, люди желали наслаждаться жизнью, получая от нее максимум удовольствий. Крупнейшим мастером рококо был Франсуа Буше, который превратил свои картины в декоративное ...
0 комментариев