2.3 Теоретик классицизма А. Сумароков
Талантливый поэт и теоретик классицизма А. Сумароков пытался самостоятельно разработать теорию классицизма применительно к отечественной литературе, сформулировав её основные положения в своих стихотворных «Епистолах»
Поэтическое творчество Сумарокова очень разнообразно по жанрам – это и торжественные оды, и духовные, стихотворные сатиры, элегии, идиллии.
Особенно много написал он басен и песен. Сумароков стал одним из первых русских драматургов, автором стихотворных трагедий «Хореев», «Синав и Трувор».
3. Литература последней трети XVIII века.
В последней трети XVIII века в литературе развернулась острая политическая борьба. Классицизм по-прежнему занимает видное место, но переживает глубокий кризис. В новой общественно-политической обстановке писатели этого направления не могли ограничиться «высокой» тематикой. Мир обездоленных людей властно напоминал о себе, заставляя художников слова размышлять о страданиях народа, о путях решения наболевших социальных вопросов. В литературе начали складываться реалистические тенденции.
Весьма мрачный, жестокий мир изображён в комедиях Д.И Фонвизина «Бригадир», «Недоросль» – принёсший ему бессмертную славу. Уроки, преподанные Фонвизиным Екатерине II в этих комедиях, свидетельствуют о большом гражданском мужестве писателя.
Письма, написанные во время путешествия Фонвизина во Францию, в которых он подробно описывал свои впечатления, являются замечательным образцом русской публицистики и важным этапом в развитии жанра литературного «путешествия».
Г.Р. Державин свёл поэзию с заоблачных высот, приблизил её к жизни. Его произведения насыщены реальными приметами времени, конкретными подробностями, в которых запечатлён быт эпохи. В этом легко убедиться, читая «Фелицу». Державин сыграл великую роль в подготовке русской реалистической поэзии. С классицизмом поэзию Державина сближали попытки создания образа идеального монарха, высокий гражданский пафос обличения зла («Властителям и судьям»), воспевание «славы героев» в победных «громозвучных одах», использование античной мифологии, многочисленных олицетворений, торжественный тон и величественные образы философских од «Бог» и «Водопад».
По словам Белинского, Державин «заплатил слишком большую дань классицизму», но в тоже время стремился «к верности изображения картин русской жизни».
Резкое осуждение существующих в России социальных порядках содержится в целом ряде произведений А.Н. Радищева. «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена, стала», это горькое признание писателя-гражданина не могло не призывать, не побуждать к действиям по преобразованию общества на разумных началах. Нарисовав в «Путешествии из Петербурга в Москву» множество картин бедственного положения крестьян, писатель предупреждает о грядущей опасности: «…Колокола ударят…. Мы узрим окрест нас меч и отраву. Смерть и пожигание нам будет посул за нашу суровость и бесчеловечность».
Форма путевого дневника позволила автору широко охватить русскую действительность, глубоко раскрыть мысли, чувства, страдания, переживания народа, передать свои впечатления от увиденного.
В «Путешествии…» Радищев уделяет значительное внимание «волнениям сердца». Эта особенность нашла отражение и в языке книги, во внутренних монологах путешественника, в риторических вопросах, обращениях и восклицаниях.
Писатель сделал именно народ центральным героем. Пользуясь приёмами ораторского красноречия, характерными для его времени, Радищев вводил в текст славянизмы именно там, где хотел достигнуть возвышенного, торжественного звучания художественного слова. И всё же в «Путешествии…» преобладает живой русский язык. Народный язык позволил писателю воспроизвести стиль крестьянской речи, точной и выразительной: «Небось, барин, не захочешь в мою кожу». Порой эта речь близка к песне, печальной и заунывной.
Радищев ясно осознавал новаторское значение своих творческих изысканий. Не только в области общественной мысли, но и в художественной литературе ему пришлось
Дорогу проложить, где не бывало следу,
Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах.
Заключение.
«XVIII век в России есть век секуляризации». В это время возникает светская культура, уже не имеющая связи с церковным сознанием», – с сожалением констатировал известный религиозный философ В. Зеньковский.
Немалое место в творчестве прогрессивных писателей XVIII века отводится нравственным изысканиям. Продолжая традиции древнерусской литературы, писатели остро ставили проблему справедливости, добра и зла, совести и долга, подлинно нравственных качеств человеческой личности, открывали новые источники художественного образа.
Лучшие произведения русской литературы, созданные в XVIII веке, не устарели и для современного вдумчивого читателя. Знакомясь с этими произведениями, можно почувствовать величавую красоту ломоносовских или державинских строк. Многому может научить мудрый и горький смех Фонвизина. Сочинения Карамзина заставят задуматься о человеческой доброте. Пример гражданского мужества и любви к своему отечеству подаёт «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. Многие литературные традиции, созданные писателями XVIII века, были восприняты писателями новых поколений. Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский и другие классики неоднократно обращались к наследию своих предшественников – писателей XVIII века.
Литература
1. Н.И. Громов /Русская Литература/ М. Просвещение 1979
2. Ред. Кол. / Г.И. Беленький, П.А. Николаев, А.И. Пузиков, В.Р, Щербина/Русская литература XI – XVIII вв. М. Худ. Лит. 1988
3. Л.А. Попов / Атеистический потенциал русской литературы / М. Просвещение, 1988
4. Т.И. Балакина- “История русской культуры» М 1995
5. Советский энциклопедический словарь - М 1982
... классовой ненависти. Мы имеем конечно только фрагменты вероятно обширного «Пугачевского цикла»; но и они составляют достаточно красноречивый и исторически ценный материал, меняющий облик русской литературы XVIII в., созданный некогда буржуазными исследователями. Революционное брожение среди крестьянства, непосредственно не нашедшее своего отражения в письменной литературе, все же своеобразно ...
... самому себе, в представлениях о природности зла в человеке и концепции «прекрасной души», выдвинутой сентименталистами- РАЗДЕЛ 2. РУССКАЯ ПРОЗА НАЧАЛА XX ВЕКА В КОНТЕКСТЕ ИММОРАЛИЗМА 2.1 Русские интерпретации ницшеанской морали Имморализм – явление многогранное, и, как отмечает Д. Соловьев, «большинство философских систем несёт в себе потенциальную предрасположенность к имморализму, но ...
... гнезда", "Войны и мира", "Вишневого сада". Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею "лишних людей" в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов. Анализируя роман "Евгений Онегин", Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, "в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества", и что в "Онегине" Пушкин "решился ...
... в литературоведении склонна отождествлять сказку и миф. Однако взаимоотношения сказки и мифа играют важную роль, поскольку именно мифологические представления об устройстве мира находят свое отражение в фольклорной сказке. Литературная сказка возникла в эпоху романтизма. Главной отличительной чертой литературной сказки осознанное авторство, когда писатель сам создает свое произведение, пусть ...
0 комментариев