1.2 Осуществление государственного финансового контроля в условиях социального государства
Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:
1) строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;
2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.
Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.
Контроль выступает как кульминационный момент управленческого цикла на той его стадии, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений, а при выявлении отрицательных отклонений устанавливаются их причины и виновники, принимаются меры к улучшению положения дел. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции, а взаимопроникает в них, оказывая активное воздействие на эффективность их использования.
Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Его роль при переходе к рынку многократно возрастает.[4]
Финансовый контроль осуществляется путем применения научно обоснованных методов установления степени соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики. Институт финансового контроля представляет собой составной элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем выступает как важнейший составной элемент финансовой системы.
Государственный финансовый контроль — это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:
· ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;
· несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;
· недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или особо с ним связанных.
В общем и целом цель ГФК — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению — включая стадии планирования, формирования, распределения и использования — государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.
Поскольку финансовый контроль является одной из функций управления, то ему присущи общие принципы управления, на которых базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительно к функции контроля.
В этой связи можно выделить следующие принципы.
Принцип плановости – он предопределяется природой организации управления и необходимостью целеполагания. В этой связи субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий.
Принцип системности означает, что при проведении контрольных мероприятий должны рассматриваться все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры управления.
Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля (управляемая система) подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности. Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений (условий).[5]
Принцип законности обусловлен Конституцией Российской Федерации, предусматривающей, что государство, все его органы (в том числе и контрольные) действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан. Органы финансового контроля, их должностные лица при исполнении своих обязанностей должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и российские законы.[6]
Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении.
Принцип независимости устанавливает недопустимость какого-либо силового, материального или морального воздействия на субъект контроля.
Принцип гласности вытекает из сущности контроля, осуществляемого в интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях - до средств массовой информации. Гласность результатов контроля и принятых по ним решений мобилизует на устранение выявленных отрицательных факторов и обеспечение успешного выполнения возложенных на них обязанностей, воспитывает их в духе соблюдения действующих законов и положений.
Принцип эффективности (действенности) контроля проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба.
Наличие терминологического хаоса и неоднозначности использования в законодательстве того или иного понятия можно попытаться объяснить недостаточной теоретической проработанностью новых для российской правовой системы институтов. Система финансового контроля, сложившаяся еще в советское время, не могла органично воспринять постепенно претендовавшие на все более строго определенное место в ее структуре такие институты, как независимый государственный аудит и независимый негосударственный аудиторский финансовый контроль.
Рассмотрим подробнее следующие понятия: "финансовый контроль", "государственный финансовый контроль", "государственный аудит", "негосударственный аудиторский финансовый контроль".
В системе финансового контроля во многих странах наряду с государственным финансовым контролем (ГФК) существуют государственный аудит и негосударственный независимый финансовый контроль за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью организаций, учреждений, осуществляемые аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. При подготовке проекта закона об аудиторской деятельности российские законодатели ориентировались на сложившуюся в Великобритании практику осуществления аудиторских проверок. Такое внимание к родоначальникам аудита представляется оправданным, однако следует учитывать особенности российской правовой системы, близость ее к романо-германской правовой семье, а также федеративное устройство России. Итак, исходным и в то же время наиболее широким понятием, но только в российской правовой действительности (в ФРГ, например, явления "финансовый контроль" и "аудит" исследуются в разных плоскостях, когда аудит или хозяйственный контроль, как правило, не изучается в системе финансового контроля, под которой понимается осуществление контрольных мероприятий органами публичной власти, является термин "финансовый контроль", который включает в себя не только подсистемы государственного финансового контроля, государственного аудита, но и негосударственный независимый аудиторский контроль.
В определении финансового контроля как деятельности специально уполномоченных на то государственных органов не отражается такой его немаловажный структурный элемент, как негосударственный аудиторский контроль, не подчеркивается его специфика как системного явления, либо он зачастую сводится к проверке финансовой документации, соблюдения законов и иных нормативных актов.[7]
Поэтому финансовый контроль можно определить не только как составную часть единого механизма контроля, но и как экономико-правовое явление - реализацию контрольной функции финансов, представляющее собой систему взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, которые являются по сути своей различными аспектами деятельности, направленной на достижение единой цели. Они разграничиваются как по поставленным перед ними задачам, так и по субъектному составу, объекту воздействия и сферам приложения усилий, приоритетности публичных или частных интересов.
Во-первых, к таким составным частям-элементам относятся государственный финансовый контроль, государственный аудит и негосударственный независимый аудиторский финансовый контроль.
Во-вторых, говоря о субъектном составе, необходимо отметить, что финансовый контроль осуществляется в нашей стране не только государственными органами, представляющими ГФК и государственный аудит, но и аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, т.е. разграничение по субъектному составу отражает и правовую природу вида финансового контроля.
В-третьих, именно при системном анализе финансового контроля выявляется такая специфика рассматриваемого явления, которая позволяет утверждать, что его сущностная характеристика - тесная взаимосвязь и взаимопроникновение публичных и частных интересов, поэтому разграничение внутри указанной системы может также осуществляться в зависимости от их приоритетности на разных этапах проводимой контрольной деятельности, например:
· ГФК и государственный аудит - приоритет публичных интересов;
· негосударственный аудиторский финансовый контроль - приоритет частных интересов хозяйствующих субъектов.
Считается, что понятия "финансовый контроль" и "аудит" следует разграничить таким образом, чтобы исключить возможность выделения первого в качестве понятия более общего по отношению ко второму, что приводит к сужению содержательной сферы финансового контроля и нарушению системообразующих связей между входящими в него структурными элементами. Однако это неверно, также как и необоснованное разграничение понятий "ГФК" и "государственный аудит" в зависимости от некой принадлежности к той или иной ветви власти в свете теории разделения властей, т.к., вводя конституционный орган, призванный осуществлять государственный аудит, в систему государственных органов публичной власти, определяющим фактором правового статуса контрольного органа не считается его строгая привязка к парламентской форме контроля. В противном случае существующая во многих государствах, в том числе и в России, система подотчетности в совокупности с законодательно установленным механизмом формирования может плавно перерасти в отношения власти и подчинения (вертикальные, субординационные отношения), что грозит полной потерей статуса независимого государственного органа и исключает возможность эффективного осуществления контрольных мероприятий. Кроме того, вызывает некоторое сомнение одноаспектность применения понятий "внешний контроль" и "внутренний контроль". Ведь трудно согласиться с тем, что государственный финансовый контроль (его разновидность - налоговый контроль), осуществляемый в соответствии с нормами НК РФ налоговыми органами, является внутренним по отношению к объекту контроля.[8]
Поэтому государственный финансовый контроль следует определить как структурный элемент единой системы финансового контроля, представляющий собой подсистему взаимосвязанных единством поставленных для решения задач и используемых методов контрольных мероприятий, осуществляемых различными по своему правовому статусу государственными органами (как общей, так и специальной компетенции) и их подразделениями, наделенными при этом исполнительной властью.
При этом государственный аудит обособлен от подсистемы ГФК и не связан напрямую в организационно-правовом, финансовом и функциональном планах с негосударственным аудиторским финансовым контролем. Это, вид финансового контроля, который представляет собой специфическое комплексное явление, отвечающее в то же время всем принципам контрольной деятельности, которые присущи ГФК и негосударственному аудиторскому финансовому контролю (независимость, законность, объективность, эффективность, оперативность, гласность), и осуществляемое с использованием в ходе проводимых контрольных мероприятий как методов и приемов ГФК, так и негосударственного аудиторского финансового контроля. Государственный аудит наделен особым правовым статусом конституционным и политически нейтральным органом государственной власти - Счетной палатой для установления соблюдения законности финансовых операций подконтрольными субъектами, их достоверности, выявления целесообразности и экономической эффективности осуществляемой ими финансово-хозяйственной деятельности, определения потенциала повышения результативности использования бюджетных средств, государственной собственности, анализа государственных инвестиционных проектов.
Таким образом, с учетом приведенного определения государственного аудита должен быть пересмотрен и усовершенствован правовой статус государственного органа, его осуществляющего, определены механизмы повышения его авторитетности в системе органов и организаций, проводящих финансовый контроль в Российской Федерации.
В пункте 1 ст. 1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изм. и доп. от 14, 30 декабря 2001 г., 30 декабря 2004 г., 2 февраля 2006 г.) закреплено легальное определение понятий аудиторской деятельности, аудита как "предпринимательской деятельности по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей". Наиболее важным признаком аудиторского контроля является его независимость, что повышает его эффективность и необходимость для хозяйствующих субъектов. К целям аудита п. 3 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности относит выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. При этом данное положение существенным образом отличается от формулировки Временных правил об аудиторской деятельности (утратили силу), в которых закреплялось, что "основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ." Разграничивая виды финансового контроля в зависимости от субъектного состава, т.е. субъектов, осуществляющих тот или иной вид финансового контроля, а также в зависимости от правовой природы этих субъектов, выделяем государственный аудит наряду с ГФК как самостоятельный вид подсистемы государственного контроля, относя при этом негосударственный аудиторский финансовый контроль, осуществляемый аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, к подсистеме контроля негосударственного. Положив в основу деления финансового контроля на виды критерий отношения субъекта, проводящего контрольные мероприятия, к объекту контроля, следует выделять внешний и внутренний финансовый контроль, определяя при этом государственный аудит как внешний финансовый контроль. Это, в свою очередь, позволяет четко отграничить его от ГФК и негосударственного аудиторского финансового контроля, способных выступать по отношению в объекту контрольной деятельности в виде внешнего или внутреннего контроля (в частности, вневедомственный и внутриведомственный ГФК)
Государственный аудит представляется видом финансового контроля, развивающимся в русле становления рыночной экономики в Российской Федерации в направлении достижения единой цели осуществления финансового контроля и вобравшим в себя сущностные проявления как государственного финансового контроля, так и нового для нашего государства независимого негосударственного аудиторского финансового контроля. На сегодняшний день мы имеем несовершенный понятийный аппарат, отсутствие должной теоретической базы осуществления финансового контроля в новых экономических условиях, недостаточную практическую деятельность по осуществлению контрольных мероприятий, не реализованный объем полномочий, предоставленных Счетной палате как органу, призванному проводить государственный аудит в России.[9]
... и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др. Глава 2. Цели, задачи и сущность финансового менеджмента в условиях рыночной экономики. 2.1. Эволюция финансового менеджмента. В отличие от бухгалтерского учета, история которого насчитывает не одно тысячелетие, финансовый менеджмент как самостоятельная наука ...
... организации высокоэффективного управления его финансами. Такое управление финансами отдельных хозяйствующих субъектов выделилось в странах с развитой рыночной экономикой в начале XX в. в специальную область знаний, которая получила название «Финансовый менеджмент». Именно финансовый менеджмент отвечает на вопросы: сколько требуется денежных средств, где их изыскать, как управлять ими рационально ...
... переориентации процессов регулирования учета и отчетности на демократические формы. 3. Цель и задачи финансовой отчетности в условиях развитого рынка Бухгалтерский учет и отчетность в условиях развитого рынка рассматриваются как информационная система, формируемая исходя из потребностей рыночной инфраструктуры и выступающая основой при принятии решений как в рамках экономического субъекта, ...
... и другие. Перестроена структура Министерства финансов России, изменились его функции. Возник аудиторский контроль. Новые формы приобрёл общественный финансовый контроль. Разгосударствление банковской системы и появление коммерческих банков и других кредитных организаций вызвали к жизни новые методы финансового контроля, как со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий- ...
0 комментариев