8. Высотная поясность
Климатические и геолого-геоморфологические особенности отражаются в различиях почвенно-растительного покрова и ландшафтов отдельных частей Большого Кавказа. Различия эти наиболее существенны в нижних высотных зонах. В среднегорье и высокогорье они несколько сглаживаются, однако и верхние части спектров высотных зон и поясов неодинаковы.
В среднегорье господствуют буковые леса (из бука восточного) с горными буроземами. С увеличением высоты на Западном и Центральном Кавказе к буку начинают примешиваться хвойные деревья, образуя смешанный лес, который выше 1200— 1500 м переходит в хвойный из кавказских пихты и ели. Западный Кавказ и южный склон Центрального до р. Лиахви на этих высотах покрыты пихтовыми, елово-пихтовыми и еловыми лесами. Здесь также господствуют Горные буроземы, под ельниками развиваются горные
Западный Кавказ Центральный Кавказ подзолистые почвы. В долинах северного склона Центрального и Восточного Кавказа произрастают более сухолюбивые сосновые леса, сменяющие темнохвойные там, где повышается загораживающий эти долины передовой барьер Скалистого хребта, который перехватывает приносимую с северо-запада атмосферную влагу. У верхней опушки леса (выс. 2000— 2200 м) распространены буковое и березовое криволесье и редколесье из клена Траутфеттера. На полянах близ верхней границы леса развито высокотравье из зонтичных, колокольчиков, девясила и пр., часто выше роста человека.
В горно-луговой зоне выделяются субальпийский, альпийский и субнивальный пояса. Субальпийские луга отличаются высоким и густым травостоем, обилием красиво цветущих трав. На Западном и Центральном Кавказе распространены заросли кавказского рододендрона с сильно торфянистыми почвами. Почвенно-растительный покров альпийского пояса разорван голыми скалами и осыпями. Почвы маломощные, часто скелетные, богатые перегноем, торфянистые. Здесь развиты низкотравные плотнодерновые луга из злаков и осок, альпийские ковры из красочного разнотравного мелкотравья (колокольчики, незабудка, вероника, высокогорный одуванчик, лапчатка, манжетка, мытник, лютики и пр.), в которых злаки и осоки играют второстепенную роль, и растительность скал и осыпей с камнеломкой, крупкой и т. п. Субнивальный пояс характеризуется угнетенной, приземистой травяной растительностью и крайней фрагментарностью почвенно-растительного покрова. Выше субнивального пояса располагается нивально-гляциальная зона, лишенная почвенно-растительного покрова как такового (на скалах и осыпях здесь поселяются лишь низшие растения). Большой Кавказ населен высокогорными и лесными животными, представителями собственно кавказской фауны, имеющей смешанный характер. Из эндемичных форм можно отметить западнокавказского и дагестанского туров, прометееву. полевку, кавказских тетерева и улара. К видам, общим с Западной Европой, относятся серна, благородный олень, снежная полевка, соня-полчок. Заяц-русак, еж обыкновенный, колхидский фазан и кавказская черепаха — животные, типичные и для Куринской провинции. Бурый медведь, рысь, лисица, кабан вообще широко распространенные животные. Из названных животных туры, серна, полевки, улар, тетерев распространены в высокогорье, олени летом часты у верхней границы леса, медведь, рысь, кабан, соня-полчок — обитатели лесов.
В горах Большого Кавказа выделяются пять основных типов структуры высотной зональности ландшафтов. Западной части северного склона свойствен западнокавказский тип. Здесь нижнюю высотную зону составляют луговые степи с участками дубовых лесов (из дуба черешчатого) с серыми горно-лесными почвами, занимающие подножие склона с мягким рельефом в неогеновых и палеогеновых породах наиболее низкой куэстовой ступени (к востоку верхняя граница степей повышается, и они захватывают более высокие куэсты). Горно-лесная зона начинается поясами широколиственных лесов (дубовых — из скального дуба, буковых) с колхидскими элементами в составе растительности. Почвы горные буроземы, на известняках перегнойно-карбонатные. Здесь куэстовый рельеф; в меловых и верхнеюрских известняках и гипсах развиты карстовые явления. Следующие пояса — смешанных и хвойных лесов (пихтовых, еловых, сосновых). В пихтовых лесах также есть колхидские элементы. Например, распространены пихтарники с подлеском из понтийского рододендрона. Горно-луговая зона (с субальпийским, альпийским и субнивальным поясами) выражена типично, но занимает сравнительно неширокое пространство по вертикали. В ней рельефны горно-ледниковые формы в кристаллических породах, много каровых озер. Характерно низкое положение нивально-гляциальной зоны.
Восточной части северного склона свойствен восточнокавказский (дагестанский) тип. Он отличается от предыдущего появлением внизу сухих степей и у самого подножия полупустынь; резким сужением лесной зоны (на внешних склонах хребтов горного Дагестана) и развитием у ее нижней границы ксерофитных кустарниковых зарослей типа шибляка на горных коричневых почвах; отсутствием четкого пояса хвойных лесов (в долинах Внутреннего Дагестана есть лишь разобщенные массивы сосновых); довольно слабым и неполным развитием карста; появлением в среднегорье горных степей и лугостепей; расширением зоны горных лугов и их частичной ксерофитизацией; меньшей четкостью горно-ледниковых форм рельефа в сланцах; высоким расположением нивально-гляциальной зоны.
На южном склоне, на самом западном его отрезке, природа своеобразна и имеет восточносредиземноморский характер. Господствуют ксерофитные кустарниковые заросли типа шибляка и выше по склонам гор леса крымского типа (из нескольких видов дуба и др.). Почвы перегнойно-карбонатные и горные коричневые. Из-за небольшой высоты гор спектр высотной зональности сужен (нет верхних зон и поясов). Он может быть отнесен к восточно-средиземноморскому типу в качестве северного черноморско-кавказского варианта.
Основная часть западной половины южного склона имеет западно-закавказский (колхидский) тип структуры высотной зональности. Нижняя зона (до 600 м абс. выс..) здесь представлена субтропическими реликтовыми колхидскими лесами из широколиственных пород деревьев с вечнозеленым подлеском и лианами. Почвы желтоземные (на северо-западе) и красноземные (на юге). Основу колхидского леса составляют каштан, дубы иберийский и Гартвисса, бук, граб, ольха бородатая. Для подлеска характерны понтийский рододендрон, лавровишня, падуб, самшит, из хвойных- тис. Среди лиан также есть вечнозеленые- плющи обыкновенный и колхидский и пр. Расположенная выше горно-лесная зона с поясами буковых, смешанных и елово-пихтовых лесов тоже имеет вечнозеленые колхидские кустарники и лианы. Как и в первом типе, горно-луговая зона занимает неширокое пространство по вертикали. Очень низко опущена нивально-гляциальная зона. В пределах данного типа выделяются два варианта: 1 — абхазский, с несколько укороченным сверху спектром (здесь лишь фрагменты нивально-гляциальной зоны), с широким распространением известняков, определяющих своеобразие рельефа (карстового), стока и почвенно-растительного покрова; 2 — сванетский, с ярким развитием нивально-гляциальной зоны и горно-ледниковых форм рельефа в кристаллических и других некарстующихся породах. Восточная часть южного склона характеризуется восточно-закавказским типом структуры высотной зональности (кахети-шекинский вариант). Нижнюю зону здесь составляют субтропические аридное редколесье и вторичные степи, на крайнем востоке — полупустыни. Велика роль вторичных шибляковых зарослей у нижней границы субтропической зоны низкоствольных ксерофитных лесов с горными коричневыми почвами. Горно-лесная зона, занимающая большую часть крутого сланцевого склона с селеносными долинами, состоит из поясов: нижнего — дубовых (из дуба иберийского) и дубово-грабовых лесов, среднего — буковых лесов и верхнего — парковых лесов из относительно ксерофитного восточного дуба и клена Траутфеттера (пояс хвойных лесов отсутствует, и лишь на западе встречается сосна). На востоке, в нижнем поясе широколиственных лесов, появляются гирканские элементы, свойственные Талышским горам. Горно-луговая зона сходна с таковой второго типа. Как и там, нивально-гляциальная зона поднята высоко.
В нижнегорной зоне Месхетского хребта, как и на противолежащем склоне Б.Кавказа до высоты около 600 м господствуют реликтовые субтропические колхидские леса на красноземных почвах. По своему составу они примерно такие же, как и на склоне Большого Кавказа. В некоторой мере здесь и в более высоких зонах, включая горно-луговую, сказывается отсутствие известнякового субстрата. На расчищенных от леса местах раскинулись чайные плантации. На побережье разбросаны курорты, украшенные разнообразными субтропическими и тропическими растениями. Окультуренный ландшафт поражает роскошью природы. Прижившаяся тут иноземная растительность находится в удивительном соответствии с местными почвенными и климатическими условиями. Создается впечатление, что здесь образовался новый природный ландшафт.
Выше по горным склонам красноземы сменяются горными буроземами, а реликтовый колхидский лес переходит в горные, преимущественно буковые, леса, которые выше сменяются елово-пихтовыми (виды деревьев те же, что и на Большом Кавказе) с примесью бука, клена Траутфеттера и др. И здесь, в горных лесах, как и на противолежащем склоне Большого Кавказа, развит богатый вечнозеленый подлесок. У верхней опушки леса (около 1800 м) распространены густые заросли кустарников, особенно понтийского рододендрона и кавказской черники. Гребни хребтов покрыты альпийскими и субальпийскими лугами с горно-луговыми почвами.
На южном склоне Месхетского хребта колхидские леса разрежены либо замещены лесами из грузинского дуба и сосны, зарослями кустарников (сумах, ладанник и др.).
В восточном направлении происходит обеднение колхидского леса. Вечнозеленый подлесок редеет, выклиниваются красноземные и желтоземные почвы. Начиная от подножия Триалетского хребта, в нижней высотной зоне появляются горные коричневые почвы и кустарниковые заросли типа шибляка из держидерева, грабинника и пр.
В средней и восточной частях Малого Кавказа в нижнегорной субтропической зоне господствуют кустарники и ксерофильные леса из невысоких (до 8—9 м) кривоствольных деревьев на горных коричневых почвах. В среднегорье северные склоны покрыты широколиственными лесами на горных буроземах, а склоны южной экспозиции за краевыми барьерными гребнями — разреженными шибляковыми зарослями и горными степями, которые сливаются с высокими степями Джавахетско-Армянского нагорья.
В целом состав растительности и характер горных лесов Малого Кавказа отражают увеличение сухости климата, связанное с юго-восточным простиранием хребтов и отмеченным выше положением их внешних склонов в барьерной полутени по отношению к западным влажным потокам воздуха. Это доказывает, например, постепенное уменьшение к востоку в составе широколиственных лесов бука и его полное исчезновение в пределах Карабахского хребта. На востоке появляются некоторые гирканские элементы. Субальпийские и альпийские луга Малого Кавказа также отражают влияние уменьшающейся к востоку влажности климата. На востоке в их составе возрастает роль ксерофильных злаков.
Для Малого Кавказа характерна обычная горно-лесная и высокогорная кавказская фауна, на Карабахском хребте обедненная.
Месхетскому хребту свойствен аджарский вариант западно-закавказского (колхидского) типа структуры высотной зональности. От абхазского варианта этого типа его отличает отсутствие влияния известнякового субстрата, а от сванетского — невыраженность нивально-гляциальной зоны, В средней и восточной частях Малого Кавказа могут быть выделены сомхетский и карабахский варианты восточно-закавказского типа структуры. Обоих их отличает от кахети-шекинского варианта отсутствие нивально-гляциальной зоны (даже в фрагментарном развитии). Для карабахского варианта характерно выклинивание в горно-лесной зоне пояса буковых лесов, появление в среднегорье горных степей и черноземных почв.
В соответствии с особенностями рельефа и климата в основной части Джавахетско-Армянского нагорья выделяются два главных типа территорий: лавовые плато и равнины с горно-степными ландшафтами и высокие хребты и массивы с горно-луговыми ландшафтами.
На плато и равнинах выше 1400 м на севере и примерно 2000 м на юге на карбонатной коре выветривания лавовых покровов распространены карбонатные и выщелоченные горные черноземы. Прежде здесь господствовала горно-степная растительность, сохранившаяся сейчас только на склонах и каменистых участках. Степи большей частью ковыльные, с типчаком и тонконогом, напоминающие степи Русской равнины. Местами к злакам и разнотравью примешиваются нагорные ксерофиты в виде колючих подушек - астрагалы, акантолимоны и пр. Степи плато, равнин и некаменистых пологих склонов распаханы. На склоне, опускающемся к днищу Среднеараксинской котловины, горные черноземы сменяются горными каштановыми почвами, а растительность — сухой каменистой степью из типчака, полыни и нагорных ксерофитов.
Леса на Джавахетско-Армянском нагорье редки. Они представляют собой как бы переход от лесных сообществ к степным. Парковые сосновые леса имеют степные растения и нагорные ксерофиты На юго-восточном склоне Арагаца и склонах некоторых хребтов распространено ксерофитное редколесье из восточного дуба, со степными полянами. Местами в горах встречаются разреженные заросли древовидного можжевельника. Участки леса есть на восточных отрогах Зангезурского хребта.
Фауна нагорных плато, включающая многочисленных грызунов, курдистанскую разновидность лисицы, степных птиц и пресмыкающихся, связана с фауной зарубежных Переднеазиатских нагорий, в частности Анатолийского.
Высотная зона с горно-луговыми ландшафтами начинается на севере нагорья с высоты 1900—2000 м, на юге — с 2400 м. Альпийские луга и ковры используются в качестве летних пастбищ, а субальпийские и как сенокосы. Местами в субальпийском поясе производится подсев трав для повышения продуктивности лугов. В верхней высотной зоне обитают горный баран (арменийский муфлон), снежная полевка, каспийский улар. до меньших высот поднимаются серны, безоаровый козел, кавказский тетерев.
В Среднеараксинской котловине господствовали полынная и солянковая полупустыни. Первая сохранилась главным образом на грубоскелетных почвах лавовых бортов котловины (равнинные пространства распаханы). Растительность солянковой полупустыни представлена зарослями каргана, вересковидной солянки и пр.
Основной части Джавахетско-Армянского нагорья свойствен переднеазиатский тип структуры высотной зональности ландшафтов с зонами полупустынь; горных степей, нагорных ксерофитов и аридных редколесий (горно-лесная зона отсутствует); горных лугов — субальпийских (на южных склонах, часто остепненных), альпийских и их фрагментов в субнивальном поясе; нивально-гляциальной (очень слабо выражена). В этом типе выделяются два варианта: вулканический (на большей части территории) — джавахетско-армянский и невулканический (на юге), испытывающий заметное влияние Иранского нагорья,— нахичеванский.
В Талышских горах сформировался особый талышский (ленкоранский) тип структуры высотной зональности.
Низкогорье до высоты 500—600 м занято реликтовыми субтропическими талышскими лесами со слабооподзоленными горно-лесными почвами на желтоцветной коре выветривания — типа оподзоленных желтоземов. Основу талышских лесов составляют каштанолистный дуб с железным деревом во втором ярусе. К ним примешиваются шелковая акация (с розовыми соцветиями), дзелква, граб, в приречных лесах влажных горных ущелий — лапина, ольха сердцелистная, клен величественный. В подлеске местами встречаются вечнозеленые растения (иглица, даная). Среди лиан тоже есть вечнозеленые (плющ Пастухова и др.). В среднегорье талышские леса сменяются горными широколиственными обычного кавказского типа, преимущественно буковыми с грабом, на горных буроземах. В верхнем поясе горно-лесной зоны растут более ксерофитные деревья — восточный дуб, грабинник; почвы — горные коричневые.
В пригребневой части Талыша, на склонах главного хребта и в засушливых котловинах господствуют кустарниковые заросли (шибляк) тоже на горных коричневых почвах, а выше распространены горные луговые степи и нагорные ксерофиты на горно-луговых дерновых и горных каштановых почвах.
... Иногда отмечают[2], что к Северному Кавказу относятся также южная часть Ростовской области и западная окраина Калмыкии. 1.2. История развития туризма на Северном Кавказе Существенную роль в развитии туризма на Северном Кавказе сыграло возникшее в 1902 году Кавказское горное общество города Пятигорска (основатель Р.Р. Лейцингер) Оно было менее известно в России, чем Русское горное общество, ...
... умеренно мягкая, влажная зима. Пятигорск постоянно растет и благоустраивается, меняется его облик. На бывших пустырях возникли крупные жилые массивы — «Белая Ромашка» и «Бештау». 3.3 Перспективы развития региона Кавказские Минеральные Воды Нестабильность экономической ситуации в России, криминогенная обстановка во многих регионах, в том числе в соседних с Ставропольским краем – все это не ...
... дорогостоящего сварочного оборудования для лучевых и, в первую очередь, лазерных технологий, а также сварочных роботов. На начало века ведущие позиции на мировом сварочном рынке устойчиво занимают страны Западной Европы, США и Япония. Эти страны также составляют ведущую тройку важнейших экономических регионов мира, которые играют определяющую роль в глобализации мировой экономики. Среди них ...
... чего подписью и приложением герба моей печати свидетельствую, гор. Пятигорск, июня 15-го 1841 года. Пятигорского военного госпиталя ординатор, лекарь, титулярный советник Барклай-де-Толли». Не утихает у поэта Лермонтова тревога за свою судьбу. Проходит еще три дня, и он решается прибегнуть к помощи добрейшего старика коменданта Ильяшенкова, облекая свою просьбу опять таки в форму рапорта. И ...
0 комментариев