2.2 Психологические механизмы работы с дезадаптированными детьми и подростками

Как мы уже упоминали ранее, дезадаптация – это неспособность или невозможность индивида приспосабливаться к условиям и требованиям социального окружения. Она обусловлена тем, что в наиболее значимые периоды личностного развития ребенок не сумел использовать механизмы адаптации, соответствующие характеру социальных влияний и отношений. Механизмами адаптации можно назвать: идентификацию, интериоризацию, эмпатию, уподобление, приемы обратной связи.

Идентификация – тип социального воздействия, обусловленный желанием человека быть похожим на других людей или стать членом отдельной общественной группы. При этом происходит копирование поведения, установок и других характеристик в надежде на какие-то выгоды в будущем, но из-за привлекательности самого процесса идентификации. Термин эмпатия обозначает наше осознание эмоционального состояния другого человека и способность разделить его опыт[34].

Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности[35].

Результат дезадаптации – нарушение равновесия в отношениях с социумом, искажение содержания целей, мотивов, ценностных ориентаций, принятие социальных ролей, которые позволяют бесконфликтно решать проблемы, удовлетворять свои потребности («хулиган», «бродяга» и пр.). Социальная роль – это совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе индивидов, заданных социальным статусом или позицией человека в системе общественных или межличностных отношений[36]. Именно принятие на себя той или иной социальной роли является показателем адаптации или дезадаптации роли.

Отметим еще раз тот факт, что на возникновение дезадаптации оказывает влияние два основных фактора – семейный и врожденная патология. На основании этих факторов, которые со временем порождают и другие факторы у ребенка возникают внутренние противоречия. Неразрешимость внутренних противоречий с близкими людьми, учителями, друзьями трансформируется сначала в отчуждение, затем в конфронтацию и, наконец, в постоянную готовность к столкновению (диспозицию), которые различаются способами взаимодействия с окружающими, формами своего выражения, степенью интенсивности, длительности и открытости противостояния. Поэтому социальный работник, стремящийся преодолеть всякого рода отклонения в поведении ребенка, должен избрать главным объектом внимания вовсе не правонарушения и даже не дезадаптацию, а причины их возникновения, в том числе социально-психологические, уводящие ребенка из мира нормальных взаимоотношений с людьми в мир иллюзорный, часто примитивный, криминальный, а значит, и асоциальный.

При этом главное внимание надо уделять тому периоду жизни ребенка, в течение которого формируется его личность, круг нравственных интересов, сфера межличностных отношений.

Иначе говоря, начинать следует с определения психологических, педагогических, социальных причин как факторов деформации личности, обусловливающих дальнейшую дезадаптацию, а не сосредотачивать все внимание на борьбе с ее многочисленными последствиями (перекрывая, например, пути распространения алкогольной продукции и т.д.).

Психологи Л. С. Алексеева и Л. П. Кругликова считают, что непродуктивно строить приюты для бездомных и колонии для малолетних преступников, забывая, что корни зла – отсутствие у них представлений о родительской любви и добре, наличие у них комплекса проблем, оставшихся неразрешенными и ищущих выхода в стремлении к суррогатной и легкой жизни[37].

Из сказанного следует, что включение любого дезадаптированного ребенка или подростка в традиционную воспитательную и образовательную систему в полном объеме невозможно без специальной помощи в области коррекции и восстановления психических ресурсов и потенциальных возможностей ребенка. Эффективность такого варианта работы с дезадаптированными детьми во многом зависит от наличия комплексной инфраструктуры учреждений, осуществляющих работу с детьми и подростками.

Учреждения социального обслуживания должны быть частью ближайшего окружения ребенка, в том числе дезадаптированного. Если проанализировать систему работы с детьми, то станет ясно, например, что школа и другие воспитательно-образовательные учреждения – обязательный, но не единственный элемент жизнедеятельности ребенка. Поэтому задача социальных служб на территории проживания ребенка – использовать возможности «сети», сделать так, чтобы все ее «ячейки» функционировали для его блага.

Связь между учреждениями социального обслуживания и социальной средой, а значит, и детьми должен осуществлять социальный работник, предоставляемый центром социальный работник, предоставляемый центром социальной помощи и детям, - специалист, который постоянно взаимодействует с конкретными детьми и подростками. Социальный работник выполняет мобилизующую роль. Он старается актуализировать и использовать все, что может помочь ребенку, выступая в качестве социального работника при общении с теми, кто привлекается для помощи детям (родители, соседи, друзья или официальные лица и их добровольные помощники) и одновременно в качестве социального педагога при общении непосредственно с несовершеннолетним.

Одна из важнейших функций социального работника на этом поприще – объединительная, идет ли речь о тех, кто составляет ближайшее окружение, и о самих подростках или о представителях социальных служб, а также тех ведомств и организаций, которые по долгу службы могут и обязаны участвовать в решение судеб несовершеннолетних.

Главное направление работы этого специалиста – непосредственное общение с дезадаптированными детьми и подростками.

Методика социальной работы определяет необходимую канву, последовательность действий социального работника, контактирующего с детьми, наличие у него соответствующего опыта, индивидуальности. Работая с «трудными» детьми, социальный работник должен ориентироваться на прагматизм современной жизни. Это помогает воспринимать ребенка в конкретном жизненном пространстве – в месте, где он живет, семье, где его поведение, связи, личностные особенности поддаются наблюдению, а условия жизни, взаимосвязь психологических, материальных, социальных факторов и проблем становятся гораздо понятнее, так как его целостность бытия не замыкается только на личности данного ребенка.

Основное содержание работы социального работника с дезадаптированными детьми и подростками – это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними. В одинаковой мере применимы и принцип добровольного обращения их за помощью (поиска помощи адресатом), и принцип предложения помощи (движения помощи к адресату). Приступая к работе с «трудными» подростками, нельзя проявлять прямолинейность. В отличие от детей младшего возраста «трудные» подростки – отнюдь не пассивный объект социальной работы. Их дезорганизующая активность весьма велика и заставляет с собой считаться. Предложение любой помощи со стороны социального работника должно «перевесить» негативное и недоверчивое отношение к нему подростка и обязательно содержать в себе не какие-то абстрактные схемы, а атрибуты подростковой субкультуры (часто отвергаемые взрослыми) – лишь после этого можно переходить к решению более глубинных вопросов. Следовательно, социальному работнику приходится не ориентироваться на официальные ценности и постулаты, а учитывать состояние ребенка, продуцируя и реализуя те потребности, которые обусловлены его сегодняшними пристрастиями и предпочтениями.

Социальные работники только в том случае добиваются успеха, если не игнорируют эти обстоятельства и создают вначале своеобразный костяк своих единомышленников среди дезадаптированных подростков, и вовлекая всех остальных в общую деятельность. Эти две разные задачи – формирование ядра своих единомышленников и влияние на наименее поддающихся – приходится решать одновременно.

Но этим задачи социального работника не исчерпываются; он обязан постоянно поддерживать доверительные отношения с «трудными» подростками, расширяя арсенал своих средств воздействия. Социальный работник снимает целый комплекс проблем подростков, имеющих оттенок экстремальности. Соответствующим образом организуя среду их обитания и создавая адекватные условия для удовлетворения их основных возрастных потребностей, он помогает им разобраться в себе, сделать соответствующий выбор в жизни, а главное, почувствовать себя нужным и защищенным, уверенным в том, что в трудной жизненной ситуации ему есть на кого положиться. Социальный работник может не только инициировать многие социальные начинания, но и пробудить инициативу самого подростка, направленную на изменения в самом себе, желание работать над этим – в союзе ли с социальным работником или, используя тот потенциал, который имеется на той территории, где проживает подросток.

Традиционная работа с трудноадаптируемыми детьми, часто предусматривающая их изоляцию от семьи и помещение в закрытые учреждения, продемонстрировала свою неэффективность, и даже вред – по отношению к детям, имеющим нервно-психические расстройства. Новая технология основывается на следующих положениях:

·  Личностно-ориентированный индивидуальный подход с оценкой ключевых семейных проблем ребенка, обучения, общения, сферы интересов, потребностей;

·  Разработка дифференцированных программ помощи и поддержки, коррекционных и реабилитационных программ, адекватных индивидуально-психологическим и возрастным особенностям детей и подростков;

·  Организация работы с ними в аспекте социальной педагогики, коррекционной и реабилитационной деятельности;

·  Разработка и создание целостной системы оказания помощи, исключающей изоляцию детей и подростков, в режиме комплексности[38].

При определении целей и задач социальной работы с трудновоспитуемыми детьми и детьми, имеющими нервно-психические расстройства, в том числе невротиками, основными является понятие «особые социальные потребности». У таких детей как можно раньше должны быть выявлены и определены первичные нарушения развития (в настоящее время, например, создана система нейропсихологического выявления минимальных поражений мозга).

После диагностики начинается целенаправленное положительное воздействие, коррекция, обучение (независимо от возраста детей). Отсутствие целенаправленной психолого-педагогической помощи, пренебрежение ею может привести к необратимым последствиям – невозможности достичь определенного уровня реабилитационного потенциала ребенка.

Дети, имеющие различные отклонения в развитии, нуждаются в формировании у них механизмов сознательной регуляции поведения, взаимодействия с окружающими, коррекции эмоциональных состояний. Может проводиться их комплексное медико-психолого-социально-педагогическое обследование с использованием игровой диагностики и игровой терапии и с одновременной коррекцией. Положительно может оцениваться внедрение в учебно-воспитательный процесс любого образовательного учреждения доступных для освоения педагогическим персоналом диагностических и коррекционных приемов предупреждения хронической патологии.

Соответствие выбранной для данного ребенка программы развития его реальным достижениям регулярно контролируется. Кроме того, обеспечивается пространственная и временная организация реабилитационной среды.

К примеру, дети-невротики и дети-невропаты нуждаются в особом структурировании жизненного пространства, облегчающем понимание ими смысла происходящего, позволяющем предсказывать ход событий, планировать свое поведение.

Все окружающие детей взрослые подготовлены соответствующим образом и реально участвуют в решении задачи. Психолого-педагогические усилия должны быть скоординированными. Работа с детьми не заканчивается в центре социальной реабилитации. Практически они нуждаются в длительном патронаже и особом уходе, хотя с возрастом задачи и средства такого патронирования буду принципиально меняться. Процесс реабилитации, будь это в центре, школе или группах дневного пребывания или продленного дня, осуществляется квалифицированными специалистами, компетентными решать задачи данного контингента детей. Выбирая тип социального воздействия на такого ребенка, нужно определить, могут ли быть, таким образом, обеспечены его особые социальные потребности. Право выбора принадлежит родителям, если ребенок имеет семейное попечение. Обязанность же специалиста разъяснить родителям все особые социальные потребности ребенка, которые должны быть обеспечены в процессе социальной работы.

Наиболее адекватной технологией решения задач адаптации детей можно считать аналитико-преобразующий метод – перевоспитывающая корректировка личности ребенка, осуществляемая в следующей последовательности:

1.  Психологическая квалификация личности деформаций подростка. Выявление их внутренних механизмов. Определение уровней психических изменений (индивидуально-психологического, межличностного, личностного), мотивационно - потребностной и ценностно-смысловой сферы. В результате такой квалификации возможны новое восприятие некоторых практических проблем подростка и предложение своих подходов к решению проблем конкретного подростка.

2.  Установление на основе проведенного анализа конкретных задач и сфер, в отношении которых показаны профилактические, дидактические и коррекционные воздействия. Иногда нужны лишь простая смена обстановки, включение в новую систему отношений. Тем самым, данный этап работы – это определение того, какие особенности психики данного подростка будут соответствовать представлениям об эффективном влиянии извне;

3.  Нахождение, разработка и апробация тактических приемов диагностических и коррекционных методик, оптимальных условий, оптимальных условий, способствующих их реализации. Этот этап одновременно является проверкой предварительных гипотез и выводов, сделанных на первых двух этапах.

Начало профилактической работы с дезадаптированными детьми подразумевает изучение причин деформации личности и их истоков. Затем социальный работник сосредотачивает свои усилия на том, чтобы воспрепятствовать перерастанию многочисленных последствий дезадаптации в социально-психологические патологии.

Особенно актуальна социально-психологическая помощь, оказываемая детям, находящимся в кризисной ситуации, особенно детям, пережившим насилие семье.

Проблема насилия в семье в современном обществе очень актуальна, и, несмотря на то, что этот вопрос сравнительно недавно стал объектом интереса социальных и психологических наук, существует довольно много исследований в этой области. Большинство их них выполнены западными специалистами, так как в результате ряда исторических причин проблема насилия ад личностью в России только начинает изучаться.

Существование феномена насилия по отношению к детям, а в особенности семейного насилия над детьми, в большинстве стран было признано только во второй половине XX века.

Различные формы жестокого обращения с ребенком в отечественной литературе определяются следующим образом:

-   Физическое жестокое обращение определяется как любое нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем или лицом, осуществляющим уход.

-   Сексуальное насилие над детьми – это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

-   Пренебрежение – это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите, присмотре.

-   Психологическое насилие делится на психологическое пренебрежение и психологическое жестокое обращение;

- психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимые поддержку, внимание, чувство надежной привязанности.

- психологическое жестокое обращение – хронические негативные паттерны поведения, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка[39].

Насилие имеет очень серьезные последствия в развитии личности ребенка, поэтому следует остановиться подробнее на оказании психологической помощи детям в кризисной ситуации.

2.3 Помощь детям в кризисной ситуации

Кризис можно определить как:

1.  резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние;

2.  острое затруднение с чем-либо (преимущественно о предметах, продуктах потребления, тяжелое положение[40].

В жизни ребенка существуют несколько факторов, которые могут породить кризисную ситуацию: развод родителей, психические отклонения, порождающие проблемы в осуществлении жизнедеятельности, насилие в семье.

Каждая из ситуаций требует помощи извне: со стороны учителей, психологов, социальных работников.

Дети, ставшие жертвами жестокого обращения в семье, особенно нуждаются в своевременной профессиональной помощи.

Не существует готового рецепта для оказания этим детям психологической помощи. Можно говорить лишь об основных принципах работы с детьми, пережившими насилие. Дж. Пирс обобщил эти принципы следующим образом:

1.  Вмешательство должно быть всесторонним: социальный работник и психолог должен быть способен работать с широким спектром проблемного поведения. Более того, при работе с детьми, пережившими насилие, психолог и социальный работник может быть вынужден вмешиваться в условия среды и окружения, чтобы предоставить ребенку всеобъемлющую помощь. Ребенка нельзя рассматривать в изоляции от семьи. Нельзя не принимать во внимание социальную ситуацию, в которой в данный момент находится ребенок.


Информация о работе «Социальная работа с детьми в кризисных ситуациях»
Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 146366
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
197473
7
16

... и реабилитации, с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня жизни. В – четвертых, изучение нормативно – правовой базы организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья показало ее несовершенство, неполноту, в особенности на региональном и местном уровнях, дублирование региональными нормативными документами аналогичных федеральных законов, ...

Скачать
72986
1
5

... , направленные на приведение механизма защиты прав ребенка в стране в соответствие с современными международными нормами и требованиями. Глава 2. Практика социальной работы КДН с детьми и семьями группы риска. В главе представлены основные направления совершенствования деятельности комиссий на всех уровнях системы КДН; раскрываются содержательные аспекты социально-защитной ...

Скачать
134840
0
0

... не станет одним из 25-30% детей алкоголиков, кто сами стали алкоголиками. Глава III. Отечественный и зарубежный опыт социальной работы с детьми алкоголиков 3.1 Работа с детьми алкоголиков на территории юго-западного административного округа г. Москвы. Реабилитационные программы   Сегодня накоплен значительный отечественный опыт организации помощи детям алкоголиков. Основная проблема ...

Скачать
115084
0
1

... программы. Заключение В ходе работы над дипломным исследованием были полностью реализованы поставленные цели и задачи. Так следует отметить, что анализ исследований по проблеме социальной работы с детьми группы риска в условиях современной школы позволил выявить характерные особенности детей группы риска. В качестве таковых можно назвать следующие: саморазрушающее поведение, склонность к ...

0 комментариев


Наверх