3. Законодательная реакция на терроризм

а) терроризм в международных документах.

Международное понимание терроризма дано в многочисленных конвекциях и протокол ООН и других авторитетных международных организаций. Так, приняты и ратифицированы Россией, например, Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (Страгсбург 16 мая 2005 г) , Международная конвекция борьбе с финансированием терроризма (Нью-Йорк, 9 декабря 1999 г.) Международная конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 10 марта 1988г.), Европейская конвенция о пресечении терроризма (Страгсбург, 27 января 1997 г.) и др.

Заметим, что в этих и других международных документах нет определения терроризм; речь идет, в основном , о некоторых принципах противодействия ему или о понятии отдельных террористических преступлений, и то, последнее является редкостью.

Так, в Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма (Страсбург, 16 мая 2005 г) подписанной Российской Федерацией Федеральным законом от 20 апреля 2006 г. № 56-ФЗ "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма", говорится: "Для целей настоящей Конвенции террористическое преступление означает любое из преступлений в рамках положения и определений, содержащихся в одном из договоров, перечисленных в Приложении" (п1. ст.1). В Конвенции содержится лишь несколько понятий, относящихся к конкретным преступлениям: "публичное подстрекательство к совершению террористического преступления" - распространение или иное представление какого-либо обращения к общественности в целях побуждения к совершению террорстического преступления, когда такое поведение, независимо от того, пропагандирует оно или нет непосредственно террористическое преступление, создает опасность совершения одного или нескольких таких преступлений (ст. 5); "вербовка террористов" - привлечении другого лица к совершению или участию в совершении террористических преступлений или к какому-либо соединению или группе с целью содействия совершению этим объединением или группой одного или нескольких террористических преступлений. (ст. 6 ); "подготовка террористов" - инструктирование по вопросам изготовления или использования взрывчатых веществ, огнестрельного или иного оружия, или ядовитых или вредных веществ, или по вопросам других или других конкретных методов или приемов в целях совершения или содействия совершению террористического акта, когда заведомо известно, что переданные навыки предназначаются для использования в этих целях.

Причины того, почему на международном уровне нет общепринятого понятия "терроризм", были сформулированы в Мерах по борьбе с международным терроризмом, принятых Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушениями (Гавана, 27 августа – 7 сентября 1990 г.) , и до сих пор актуальным: "Начиная с первого исследования международного терроризма, проведенного Организацией Объеденных Наций в 1972 году, международное сообщество до сих пор не может достигнуть согласия в общении общеприемлемого содержания термина "международный терроризм". Не удалось достичь полного общего согласия и в отношении мер, необходимых для предотвращения пагубных последствий актов террористического насилия, а также для борьбы с ними.

Без ущерба для обсуждения этого вопроса в Генеральной Ассамблее Организации Объеденных Наций и до согласования общеприемлемого определения международного терроризма было бы целесообразно прилагать усилия для определения поведения, которое международное сообщество считает неприемлемым и которое требует применения эффективных превентивных мер принуждения, которые соответствуют признанным принципам международного права".

б) Российское антитеррористическое законодательство.

Российское законодательство по борьбе с терроризмом представлено несколькими видами нормативных актов.

Прежде всего, это законы России о ратификации различных международных документов (напрмер, Федеральные законы от 7 августа 2000 г. № 121-ФЗ " О ратификации Европейской конвенции о присичении терроризма", от 10 июля 2002 г. № 88-ФЗ "О ратификации международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма", от 10 января 2003 г. № 3 – ФЗ "О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом", от 28 декабря 2004 г. " 176-ФЗ "О ратификации договора о сотрудничестве государств – участников содружества независимых государств в борьбе с терроризмом", от 20 апреля Протокол о внесении изменений в Европейскую конвенцию о присечении терроризма" и др.)

Далее. Базовый федеральный закон – это Закон о противодействии терроризму. Этот закон – второй по счету, он пришел на смену ранее действующему Федеральному закону от 25 июля 1998 г. № 130 – ФЗ "О борьбе с терроризмом", вызвавшему много нареканий как со стороны теоретиков, так и со стороны практиков (отдельные его недостатки были отмечены выше). На сегодняшний день этот закон не одни раз изменялся.

Основные понятия, сформулированные в современном российском Законе о противодействии терроризму, сводятся к следующим.

Терроризм представляет собой идеологию насилия и практику воздействия на принятие решений органами государственной власти., органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий (п 1. ст. 3). Это принципиально новый подход государства к определению терроризма.

Террористическая деятельность – это деятельность включающая в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансироваие и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие а такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности (п. 2 ст.З)

Террористический акт определяется как совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях (п. 3 ст. 3). Это понятие претерпело изменений в июле 2006 г. и, на мой взгляд, стало четче.

Под противодействием терроризму закон понимает деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма) б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию акта; в) минимизация и(или) ликвидации последствий проявления терроризма (п.. 4 ст. 3). Закон о противодействии терроризму считает понятие "противодействие терроризму", включающим в себя понятия, существовавшие в прежнем законе,- "борьба с терроризмом", наряду с предупреждением терроризма и минимизацией (ликвидацией) последствий терроризма.

Наконец, контртеррористическая операция являет собой комплекс специальных оперативно – боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов,обеспечению безопасности физических лиц, организацией и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта (п. 5 ст. 3).

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1)  обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2)  законность;

3)  Приоритеты защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

4)  Неотвратимость наказания за осуществления террористической деятельности;

5)  Системность и комплексное использование политических, информационно – пропагандистских, социально – экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

6)  Сотрудничество государства с общественным и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

7)  Приоритет мер предупреждения терроризма;

8)  Единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9)  Сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

10)  Конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

11)  Недопустимость политических уступок террористам;

12)  Минимизация и (или ликвидация последствий проявлений терроризма;

13)  Соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности (ст. 2) .

Наконец, уголовно – правовое регулирование противодействия терроризму осуществляет в России на основании и в соответствии с Уголовным кодексом. Исторически именно уголовно – правовое понятие терроризма было в России первым его нормативным понятием – введено в уголовный закон в 1994 г.

Собственно, последнее из сказанного свидетельствует об определенном достижении российской уголовно – правовой политики. Она отреагировала на появление актов терроризма, уже не характеризовавшихся случайностью, современно и достаточно адекватно, введя уголовную ответственность за это деяние. Основанием для криминализации послужила общественная опасность отклоняющегося поведения новой разновидности; при криминализации, в основном, были соблюдены и ее принципы, в том числе такой, как неизбыточность уголовно – правового запрета.

В настоящее время составы, посвященные терроризму, действуют в УК РФ 1996 г., в редакции Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 153 – ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму".

Уголовно наказуемыми являются террористические акты, под которыми ст. 205 УК РФ понимает совершение взрыва, поджога или иных действия, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинение значительного имущественного ущерба ибо наступление иных тяжелых последствий, , в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий а тех же целях. В случае совершения указанных действий без отягчающих обстоятельств они могут быть наказаны лишением свободы на срок с восьми до двенадцати лет. Наказание увеличивается на срок лишений свободы от десяти до двадцати лет в том случае, если эти дея-ния осуществлены группой лиц по предварительному сговору или с применением огнестрельного оружия (ч. 2 ст. 205 УК РФ). И, наконец, если деяния совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, а равно сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ, они могут повлечь наказание в виде лишения свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненное лишение свободы (ч. З ст. 205 УК РФ).

К статье предусмотрено примечание, регламентирующее возможность освобождения виновного от уголовной ответственности"" при наличии определенных обстоятельств. Лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Признается самостоятельным уголовно-наказуемым деянием І содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ), которое определено в диспозиции статьи как склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст.: 205 (террористический акт), 206 (захват заложника), 208 (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем), 211 (угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава), 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), 278 (насильственный захват власти или насильственное удержание власти), 279 (вооруженный мятеж) и 360 (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой) УК РФ вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно финансирование терроризма. Наказание, предусмотренное за перечисленные деяния, совершенные без квалифицирующих признаков, заключается в лишении свободы на срок от четырех до восьми лет. В том случае, если они осуществлены лицом с использованием своего служебного положения, наказание увеличивается — лишение свободы на срок от семи ж пятнадцати лет со штрафом в размере до 1 млн руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового (ч. 2 ст. 205.1 УК РФ).

Ныне в примечании к статье законодательно определено и понятие финансирования терроризма. Под ним в уголовном законе понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых "слуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, "В, 279 и 360 УК РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

Виновное в содействии террористической деятельности лицо -еже может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, второе оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Июльское 2006 г. реформирование уголовного законодательства пополнило действующий уголовный закон новой антитеррористической статьей — ст. 205.2 УК РФ, карающей за публичные призывы по осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма. При этом, согласно примечанию к статье, -од публичным оправданием терроризма понимается публичное заиление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании. Подобные действия влекут наказание в виде штрафа в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо лишение свободы на срок до четырех лет. Если же публичные призывы совершены с использованием СМИ, они могут быть наказаны штрафом в размере от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до четырех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения всех вышеназванных террористических преступлений, а также любые доходы от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу (А); деньги, ценности и иное имущество, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы (Б); деньги, ценности и иное имущество, используемые или предназначенные для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации) (В); орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому (Г), могут быть конфискованы в Российской Федерации на основании решения суда и в соответствии со ст. 104.1 УК РФ.


Информация о работе «Терроризм и уголовная политика»
Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 104382
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
108667
0
1

... , что требует дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы с учетом зарубежного опыта законодательного регулирования противодействия терроризму. 1.2 Отграничение терроризма от смежных уголовно-правовых категорий Рассматривая проблему терроризма как уголовного преступления нельзя не остановиться на вопросах разграничения терроризма и смежных с ним преступлений. Наиболее важным ...

Скачать
79710
0
0

... безопасность. Ситуация в Чеченской Республике ярко показала, что бороться с террористической угрозой и актами международного терроризма, контрабандой оружия, бандитизмом в рамках "старой" уголовной политики весьма затруднительно. Российское Правительство, выполняя внутригосударственные и международные обязательства по обеспечению национального и международного правопорядка, пресечения преступности ...

Скачать
147864
0
0

... , например, терроризмом (ст. 205), угоном судна воздушного или водного транспорта либо железно-дорожного состава (ст. 211) и др. Предлагаемое изменение законодательства усилит эффективность уголовно-правовой борьбы с терроризмом. Библиографический список 1.Конституция Российской Федерации. Пpинята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием. // Российская газета. - 1993.- 25 декабря. 2. ...

Скачать
213502
4
0

... Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. М.: Добросвет-2000; Городец, 2000. 77.      Эфиров С.А. Терроризм: психологические корни и правовые оценки. // Государство и право. 1995. № 9. 78.      Яковец Ю. Взаимодействие цивилизаций Востока и Запада: осевая проблема XXI века. // Безопасность Евразии. 2001. №1. С.24. Практические материалы: 79.      Аналитические материалы правоохранительных ...

0 комментариев


Наверх