1.1 История развития законодательства о половых преступлениях
До середины XIX века отечественное уголовное законодательство не было систематизировано, а поэтому статьи об ответственности за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности содержались в разных нормативных актах, например, в Соборном Уложении 1469г. шла речь о наказаниях смертной казнью рабочих людей (военнослужащих), которые при следовании на службу или со службы "учинят... женскому полу насильство", в законодательстве Петра I говорилось о наказуемости обольщения незамужней женщины обещанием жениться на ней, некоторых видов добровольного и недобровольного полового сношения, его противоестественных форм. Однако большей частью вопрос об ответственности за половое преступление решался не светским, а церковным законодательством.
Положения о наказаниях уголовных и исправительных, впервые кодифицировавшее различные уголовно правовые акты выделило специальный раздел "О преступлениях против чести и целомудрия женщин".
Его статьи устанавливали за:
- растление девицы, не достигшей четырнадцатилетнего возраста;
- изнасилования лица женского пола, "имеющего более четырнадцати лет от роду;
- похищение;
- обольщение женщины или девицы.
Применительно к каждому из этих действий устанавливались соответствующие квалифицирующие обстоятельства. Растление признавалось квалифицированным если оно было совершено с применением насилия или лицом, от которого потерпевшая находилась в зависимости.
При вменении изнасилования требовалось принять во внимание не только признаки, характеризующие виновного и его взаимоотношения с потерпевшей, но и факт замужества потерпевшей, сопряженность изнасилования с похищением, нанесение побоев или истязанием, использовании "ее состояния беспамятства или неестественного сна", возникшей опасности для жизни потерпевшей.
Особо выделялись составы изнасилования, повлекшие за собой смерть или растление. При похищении вменялось в обязанность учитывать его цель, а так же замужество потерпевшей. Отягчение наказания предусматривалось в случаях, когда эти действия совершены лицом, от которого она, так или иначе, зависит.
Уголовное Уложение 1903 года пошло по несколько иному пути. Его разработчики отказались от наказуемости скотоложства, ответственность за которое в то время стало восприниматься как анахронизм, значительно расширили круг преступных посягательств, включив в него две группы преступлений:
- непосредственно связанные с удовлетворением сексуальных потребностей самим виновным (любострастие, любодеяние, мужеложство);
- непосредственно связанные: сводничество, потворство, склонение к непотребству, притоносодержании.
Тяжесть санкции основного состава ставились в зависимость и от возраста потерпевшего, и от его согласия на совершенное "любодеяние", и от сопряженности "любодеяния" с обольщением девицы в возрасте от четырнадцати лет до двадцати одного года, и от многого другого.
Ясно, что такая позиция законодателя диктовалась его стремлением обеспечить повышенную защищенность детей, несовершеннолетних, причем обоего пола от посягательств, совершаемых на сексуальной почве, и применительного к существовавшему тогда уровню развития законодательной техники была, вполне обоснованной.
УК РСФСР - 1922 года, выделив в главе "Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности" раздел, именуемый "Преступления в области половых отношений", так же исходил из обоснованности включения в него посягательств, связанных и несвязанных с удовлетворением сексуальных потребностей самим виновным.
При этом первую разновидность образовывали составы ненасильственного (половое сношение с лицом не достигшем половой зрелости, развращение малолетних или несовершеннолетних, совершенное путем развратных действий) и насильственное удовлетворение половой страсти (изнасилование, основные признаки которого понимались как "половое сношение с применением физического или психического насилия или путем использования беспомощного состояния потерпевшего лица", а квалифицированные – "если изнасилование имело своим последствием самоубийство потерпевшего лица").
Что касается второй разновидности посягательства, то в их числе выделялось: принуждение к занятию проституцией, совершенное путем физического или психического воздействия сводничество, содержание притонов разврата, а так же вербовка женщин для занятия проституцией.
УК РСФСР – 1926 года, базируясь на тех же принципах построения системы рассматриваемых преступлений, изменил формулировку определения состава изнасилования, которое стало пониматься как "половое сношение с применением физического насилия, угроз, запугивания или с использованием путем обмана, беспомощного состояния потерпевшего лица", расширил перечень отягощающих обстоятельств за счет признания таковыми изнасилование лица, не достигшего половой зрелости, или изнасилования несколькими лицами; предусмотрена ответственность за понуждения женщины к вступлению в половую связь или удовлетворению половой страсти в иной форме лицом, в отношении коего женщина является материально или по службе зависимой".
УК МССР - 1961 года, отказавшись от наказуемости вербовки женщин для занятия проституцией, впервые отнес сводничество с корыстной целью и содержания притонов разврата к деяниям, предусмотренной главой "Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения" в результате чего в качестве разновидности посягательств против личности ограничился выделением группы преступлений лишь из пяти составов: изнасилования, понуждения женщины к вступлению в половую связь, полового сношения с лицом, не достигшим половой зрелости, развратных действий и мужеложства.
В рамках такого законодательного решения вопроса о системе сексуальных преступлений их в юридической литературе чаще всего подразделяли на три разновидности:
- посягательство на половую свободу взрослых;
- посягательство на половую неприкосновенность несовершеннолетних и лиц, не достигших половой зрелости;
- иные половые преступления.
Несомненно, по сравнению с ранее действующими уголовными законами УК ПМР 2002 года является более удачным. И не только в смысле четкости, последовательности и полноты описания основных и квалифицированных признаков каждого состава преступления сексуального характера, но и с точки зрения использованных законодательных принципов конструирования всей системы такого рода деяния.
Следуя логике УК 2002г., в качестве отправного, системообразующего признака в данном случае нужно рассматривать: насильственный и ненасильственный характер посягательства. В УК ПМР было декриминализировано добровольное мужеложство и криминализированно насильственное лесбиянство.
Именно это послужило для законодателя исходным пунктом конструирования основного различия между группами посягательств на половую неприкосновенность и половую свободу личности, в связи с чем, на первое место были помещены три состава насильственных действий (изнасилование, насильственные действия сексуального характера и понуждение к действиям сексуального характера), а на второе - два ненасильственных (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, и развратные действия).
Таким образом, сравнительный анализ отношения к половым преступлениям (извращениям) общества, государства и церкви, на различных этапах развития человечества, позволяет нам сделать вывод, что удовлетворение половой страсти с применением насилия и половые извращения (хотя они понимались по-разному) осуждались церковью, государством и наиболее широко – общественной моралью. Это полностью относится и к отечественному уголовному законодательству. Уголовное законодательство дореволюционной России, уголовный кодексы союзных республик, МССР, предусматривают ответственность за половые преступления, в том числе за насильственные действия сексуального характера, хотя они не всегда отражались в законе как токовые. В ряде случаев при их квалификации фактически применялась аналогия. В период от 60-х годов до настоящего времени последовательно осуществляется гуманный подход в правовой оценке добровольного и насильственного мужеложства и лесбиянства, что и нашло отражение в УК ПМР.
... в достаточной мере учитываются данные о добровольном отказе подозреваемого от изнасилования, хотя ничего не мешало ему довести преступление до конца. Глава 2. Квалификация преступных посягательств на половую свободу и неприкосновенность личности. 2.1.Изнасилование и его квалифицирующие признаки. Изнасилование (статья 131 УК РФ) – половое сношение с применением насилия или угрозы его применения к ...
... выделяет отдельную главу, озаглавленную "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина" (гл. 19). Расположение названной главы в системе преступлений против личности свидетельствует о том, что личность как объект преступлений, ответственность за которые предусмотрена в разд. VII "Преступления против личности", трактуется законодателем в Уголовном кодексе 1996 г. более ...
... соответствующим составам изнасилования, рассмотренным ранее. Изнасилование, как и насильственные действия сексуального характера, является одним из самых опасных преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Насильственные действия сексуального характера хотя и отличается по своим признакам от изнасилования, но также затрагивает интимную сферу жизни человека, а ...
... могут оказать постоянное слежение за ситуацией в области правоприменения (мониторинг), а также криминологическое и уголовно-правовое прогнозирование. В работе освещены такие вопросы как: уголовно-правовая и криминологическая характеристики преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, в частности история развития уголовного законодательства о преступлениях против ...
0 комментариев