2. Отношение с внешним миром
Располагая внушительной армией, Август мог проводить успешную военную и дипломатическую политику в наиболее угрожаемых участках растянутой границы Римского государства. Таковыми стали участки вдоль Рейна и Дуная, где римским границам постоянно угрожали воинственные германские и другие варварские племена, восточные районы Малой Азии и Сирия, где соприкасались границы Империи и сильной Парфянской державы. Именно в этих регионах были сосредоточены наиболее сильные группы легионов в каждой. Такой мощный военный кулак мог быть использован и для завоевательных операций, и для успешной обороны римских провинций. В других провинциях регулярных войск было значительно меньше. Так, в Египте несли службу два легиона, один легион находился в провинции Африка, два легиона находились в Испании.
Август был осторожным политиком, старался избегать крупных войн, особенно с сильным противником. Так, с Парфянской державой он поддерживал сложные дипломатические отношения, направленные на охрану восточных провинций, хотя именно в Сирии было сосредоточено 4 легиона, к которым можно было присоединить и египетские легионы. Вместе с тем Август зорко следил за борьбой внутри парфянского царствующего рода, умело используя разногласия борющихся группировок в интересах Рима. Особенно крупного успеха Август добился в 20 г. до н. э., когда парфянский царь Фраат IV, испытывая большие трудности в борьбе со своими соперниками, был заинтересован в поддержке римлян. Он был вынужден заключить очень выгодный для Августа договор. По договору римлянам возвращались захваченные ранее военные значки, легионные орлы и знамена. Они были торжественно помещены в одном из капитолийских храмов в Риме. Более того, Фраат IV должен был согласиться на утверждение в Армении римского ставленника царя Тиграна III. После такой блистательной дипломатической победы Август стремился поддерживать мирные отношения с Парфией, и это ему в целом удавалось. Однако он понимал, что ситуация на Востоке могла измениться в любое время, и держал в Сирии одну из самых сильных военных группировок Империи. Мир с Парфией развязал руки Августу, и он смог округлить римские владения на Востоке[45].
Август считал, что агрессивная политика на Востоке потребует больших денежных средств и у него при этом не было полной уверенности в ее успехе, поэтому Август и его ближайшие советник – Марк Випсаний Август выбрали обьектами для своих территориальных притязаний богатые металлом области на северо-востоке Пиренейского полуострова, земли к северо-востоку от Адриатического моря. В отношении остальных земель Август применял систему зависимых царств. Такими царствами были Мавретания в Африке, Коммагена, Каппадокия, Галатея, Иудея и другие в Азии. Формально являлась независимыми, они не только были обязаны охранять римские границы, но и фактически были ему подчинены. Август утверждал их царей и являлся верховным арбитром в их внутренних и внешних делах. Так как наиболее подробно известнотогдашнее положение дел в Иудее, то именно по внутренней жизни в этом государстве нетрудно судить о положении дел и в других зависимых царствах.
В эти годы царем иудеев был Ирод. Вначале он поддерживал Марка Антония, но после поражения последнего при Акции перешел на сторону Августа. В подтверждение этого он отстроил величественный город, который назвал в честь Октавиана Кесарией. Кроме этого, он использовал любой повод для того, чтобы продемонстрировать преданность римскому императору. Большие налоги, которые взимал царь Ирод, а также его открытое пристрастие к греческой культуре, вызвали большое недовольство в народе Иудеи. Возникла даже народная партия зелотов – ревнителей. Ее члены требовали неотложно начать борьбу с римским владычеством. По-видимому, они стремились вернуть страну к теократии. Когда же царь Ирод умер, его сыновья отправились в Рим просить у Августа утверждения завещания их отца, который разделил между ними царство, в стране вспыхнуло восстание[46].
Налоговое бремя, режим террора, произвол чиновников переполняло чашу терпения еврейского народа. В среде простых людей назревало недовольство. Стихийные восстания начались на всей территории Иудеи. Каждое из них было жестоко подавлено. Такое положение дел сохранялось до тех пор, пока недовольство не переросло в освободительную войну за становление независимости Иудейского государства. Восставшие перебили весь римский гарнизон, а также уничтожили жителей, которые сочувственно относились к римлянам. Город на какое-то время перешел в руки иудейскому правительству. Война между иудеями и римлянами продолжалась несколько столетий, и лишь в 134 г. н. э. по приказу императора Адриана столица Иудейского царства, Иерусалим был полностью разрушен, а иудеи рассеялись по всей империи[47].
Успешно завершились завоевания альпийских областей, где были образованы новые провинции Паннония, Норик, Реция, а также Иллирик и Мезия. Не столь успешными стали взаимоотношения с германскими племенами. Правда, в середине правления Августа римлянам удалось нанести германским племенам несколько поражений и продвинуться на правом берегу Рейна на значительное расстояние вплоть до Эльбы и организовать новую провинцию Германия. После организации провинций Паннокия и Германия римляне, казалось прочно оккупировали весь бассейн Рейна от его верховьев до устья, а также верховья Дуная. Однако здесь Августу пришлось испытать очень сильные удары воинственных варварских племен, германцев и паннонцев[48].
С этих земель взимались огромные подати, тут регулярно проводились рекрутские наборы. Поэтому неудивительно, что здесь росло недовольство местного населения. Восстание началось в 6 в. н. э. Пасынок Августа – Тиберий, готовился к войне с царем германского племени маркоманов Марободом, царство которого находилось на территории современной Чехии. Готовясь к войне, Тиберий собрал войско из 12 легионов. Новый набор в придунайских землях привел к тому, что Далмация и Паннокия встали на сторону германских племен. С Марободом был заключен мир, тем более, что военные действия против него еще не разворачивались. Но несмотря на все эти меры, восставшие боролись три года. Они держали длительные осады в укрепленных городах, а иногда им удавалось вторгаться на границы соседних провинций, иногда они переходили к партизанским действиям. Тиберий смог переманить на свою сторону одного из племенных вождей, и после этого восставшие были разбиты. Многих расселили по Мезии, в греческих городах, преданных Риму. Расправа была чрезвычайно жестокой. У некоторых была отобрана земля, других продали в рабство.
Не успев подавить Панноно – Далматское восстание, как туту же восстали народы, жившие на территории Германии. Римляне вели свою обычную политику – многие племена были поставлены на разные ступени по социальному статусу. Среди германских племен знать дружила с командирами германских частей и получила гражданство Рима. Но племенная знать была враждебна по отношению к римлянам, чем галльская, прежде всего потому, что среди германцев не было столь сильного расслоения, как среди галлов. Все это означало то, что знать германцев с трудом переносила римский гнет и меньше всего нуждалась в римской поддержке.
В 9 г. н. э. к германцам был послан Квинктиклий Вар, известный к тому времени бесстыдным вымогательствами в Сирии, которой он ранее управлял. Он вздумал ввести среди германцев римское судопроизводство, которое было тем совершенно чуждо и обременительно. Это они не стерпели и восстали. Движение возглавил знатный вождь племени херусков и римский гражданин Арминий. Вар оказался захваченным врасплох. Во время жестокой битвы в Тевтобургском лесу почти все его солдаты были перебиты, а сам он покончил самоубийством. Весть о поражении в Риме восприняли достаточно болезненно. Сам Август, по рассказам современников, в отчаянии воскликнул: «Вар! Вар! Верни мне мои легионы!» После этого Август распустил своих телохранителей, которые были набраны из германцев. Из Рима были высланы также все галлы. Опасались вторжения германцев в Галлию и восстание рабов. Но разрозненные дружины германцев дальше изгнания захватчиков не пошли, а разошлись по своим поселкам. Рабы остались покорными[49].
В период правления Августа были намечены основные направления военно-дипломатической деятельности имперского правительства: германский вопрос (отражение нападений со стороны германцев на Рейне), дунайский фронт ( где сильная армейская группировка в 4 – 6 легионов защищала дунайскую границу), парфянская проблема ( сложные взаимоотношения с Парфией опирались на мощный кулак сирийских легионов).
Таким образом, к концу своего длительного 44- летнего правления путем целенаправленных и многочисленных реформ Августу и стоящим за ним кругам господствующего класса удалось решить многие больные вопросы и проблемы римского общества и государства, которые столь остро проявились во время гражданских войн. Были заложены прочные основы рождающейся Римской империи как нового типа античной государственности и имперского рабовладельческого общества, новой средиземноморской культуры[50].
... » Начало имперской эпохи было блестящим, особенно по сравнению с предшествующим неспокойным, смутным временем внутренних конфликтов. Во многом это было связало с личностью Октавиана Августа, который по праву считается одним из самых ярких политических деятелей Рима. Август получил всю полноту власти: он распоряжался казной, вёл переговоры с другими государствами, решал вопросы войны и мира, ...
... и переработки эллинского наследия высокого совершенства достигли литература и искусство, окончательно сформировалась античная культура, которая вошла в качестве существенного компонента в европейскую культуру. Характерной чертой культурной жизни Рима эпохи ранней Империи являлось то, что в ее создании принимали активное участие уроженцы не только города Рима, но и всей Италии и особенно римских ...
... богами знамениях[6]. Кроме того, Октавиан получил звание понтифика - верховного жреца, ведавшего отправлением религиозных культов[7]. 2. Государственный строй в Риме в период принципата Августа В политическом отношении принципат был, несомненно, шагом назад по сравнению с республиканскими порядками (хотя в Риме рабовладельческая демократия никогда и не достигала такого уровня, как в Афинах ...
... лавирования с учётом интересов различных фракций господствующего класса, чем объясняется правовая неопределённость системы.[29] Выдвинутый в своё время М. И. Ростовцевым тезис о сложном, синтетическом характере власти Августа, и невозможности по этой причине её однозначного определения завоёвывал в последующие десятилетия всё более широкую популярность. Данное обстоятельство не мог не отметить Л. ...
0 комментариев