7. Психозы позднего возраста

В последние годы возросло число правонарушений и общественно опасных деяний, совершаемых пожилыми людьми и лицами старческого возраста. Это связано с увеличением продолжительности жизни и соответствующими этому закономерными гормональными нарушениями и патоморфологическими возрастными (инволюционными) процессами, протекающими в той или иной степени у каждого человека старше 60 лет. При этом в практике судебной психиатрии значительно чаще у пожилых людей встречаются пограничные психические расстройства и психотические нарушения (психозы).

Пограничные психические расстройства определяются клиническими проявлениями неврозоподобного синдрома. Кроме того, у таких лиц часто отмечаются сосредоточенность на неприятных ощущениях, подавленность настроения, тревожность, раздражительность, преувеличенное внимание к своему здоровью, аффективная неустойчивость, сужение круга интересов, заострение личностных особенностей и др. Эти изменения чаще констатируют у тех пожилых людей, у которых они сочетаются с соматоневрологическими заболеваниями. В основном эта группа лиц законопослушна, вменяема за инкриминируемые деяния и дееспособна.

Психотические (инволюционные) нарушения возникают при неблагоприятном течении склеротического процесса у лиц пожилого и старческого возраста в виде предстарческих (пресенильных) и старческих (сенильных) расстройств (неправильная оценка и восприятие окружающего, нарушение критики, интеллектуально-мнестические особенности), которые часто связаны с определенными хронически протекающими монотонными психотравмирующими обстоятельствами и острыми реальными ситуациями, социально значимыми для таких лиц. Они очень редко появляются спонтанно, как естественный, биологически обусловленный гормональный процесс возрастной перестройки организма.

Предстарческие психозы возникают чаще у лиц в возрасте 60–65 лет и сопровождаются депрессией, тревогой, тоской, суетливостью, страхом, подозрительностью, ипохондрией, устрашающими галлюцинациями, бредом, двигательным и речевым возбуждением. По особенностям болезненных проявлений психиатры выделяют следующие формы предстарческих психозов: инволюционную меланхолию, инволюционный параноид, инволюционную истерию, инволюционную деменцию. Клиническое их своеобразие определяет поведенческие реакции пожилых людей, страдающих этими заболеваниями.

Инволюционная меланхолия – меланхолия пресенильная (болезнь Крепелина) наиболее распространена. В ее клинических проявлениях преобладают эмоциональные нарушения, чаще в виде тревожной депрессии и ипохондрических переживаний, двигательной заторможенности или, наоборот, возбуждения с аффектом тревоги, страха и беспокойства, вплоть до бредовых идей виновности и преследования.

Инволюционный параноид – более тяжелое психическое состояние, в котором уже эпизодически диагностируют бред ревности, преследования, ущерба на фоне тревоги и тоски. Некоторые психиатры отмечают, что в этом состоянии довольно часто наблюдается присоединение к психогеннотравмирующей ситуации слуховых и тактильных галлюцинаций, отражающих патологическую интерпретацию реальных событий.

Инволюционная истерия характеризуется аффективной неустойчивостью и лабильностью с констатацией у больных бурных эмоциональных реакций по незначительным поводам и даже так называемых истерических стигм (спазмов в горле, функциональных припадков, истерических парезов) и вегетативных нарушений (покраснение, побледнение, заикание).

Инволюционная деменция развивается вследствие деструктивных атрофических процессов в головном мозгу в виде “очагов размягчения в коре”. Они характеризуются прогрессированием локальных психопатологических нарушений, постепенным их расширением, прогредиентностью и необратимостью течения и нарастанием слабоумия.

Протекают предстарческие психозы со стойкими психопатологическими проявлениями, начало их обусловлено психогенными причинами. В то же время судебные психиатры не всегда констатируют распад основных психических свойств личности. И лишь присоединение прогрессирующего атеросклеротического процесса в головном мозгу приводит к появлению вначале заострения личностных особенностей и патологических изменений черт характера, затем пресенильной деменции, а позднее и к сенильным психозам.

8. Алкоголизм, наркомания и токсикомания

В группе психических нарушений, возникающих при употреблении психоактивных веществ (то есть таких, которые даже при однократном приеме вызывают желаемые для потребителя эйфорию, возбуждение, активность и другие психоэмоциональные состояния, а при злоупотреблении ими – психическую и физическую зависимость), особо выделяют хронический алкоголизм, наркоманию, токсикоманию. Это прежде всего связано с тем, что психические изменения, вызванные этими заболеваниями, заметно нарушают социальную стабилизацию общества. Доля испытуемых, совершивших противоправные действия в состоянии опьянения и проходящих в связи с “неправильным поведением” судебно-психиатрическую экспертизу достигает одной трети. Наиболее криминогенным является асоциальное поведение при простом и патологическом алкогольном опьянении, запущенных формах хронического алкоголизма, алкогольных и наркоманийных психозах.

Алкоголизм, наркомания и токсикомания – это прогрессирующие хронические психические заболевания непсихотической этиологии, искусственно вызываемые и имеющие широкое распространение. При этих заболеваниях у лиц постепенно появляется психическая зависимость от психоактивных веществ, к которой присоединяется физическая зависимость, затем и патологическое влечение к их приему и изменение реактивности организма, а при отсутствии возможности повторного приема данных веществ – тяжело переносимое абстинентное состояние (синдром “похмелья”)[4].

У больных постепенно формируются вегетососудистые, соматоневрологические и психопатологические нарушения, специфические изменения личности и соответствующие им поведенческие реакции. Среди последних преобладают стремление достать и принять алкоголь (наркотики) или другие вещества, игнорирование моральных и материальных интересов семьи и нравственно-этических ограничений общества. В конечном итоге у таких лиц наблюдаются нарастание социально-трудовой дезадаптации, что в значительной мере способствовует росту правонарушений и их тяжести. На отдаленных этапах по мере прогрессирования алкоголизма, наркомании и токсикомании психиатры констатируют у данной группы больных (как результат длительного и хронического интоксикационного воздействия на организм этанола, наркотиков и токсических веществ) органическое поражение головного мозга и вследствие этого нарастающее слабоумие.

Алкоголизм. Наибольшие трудности представляет установление диагноза простого или патологического опьянения, которое определяется в основном по клиническим проявлениям, в то время как лабораторные исследования имеют лишь вспомогательное значение.

В основе простого опьянения лежат определенные психические и соматоневрологические расстройства, возникающие вследствие приема даже небольшой дозы алкоголя. Алкоголь избирательно угнетает прежде всего центральную нервную систему, нарушает нормальное течение физиологических процессов торможения и возбуждения, определяя этим поведение человека. При этом степень опьянения зависит не столько от количества принятого алкоголя, сколько от состояния организма, функциональных возможностей головного мозга, привыкания к спиртосодержащим напиткам, способа его введения в организм и ряда других причин.

Простое алкогольное опьянение имеет определенную психическую, неврологическую и соматическую динамику, по клиническим особенностям которой судебные психиатры дают медицинское заключение.

Потребность в таком эффекте больше свойственна лицам, плохо адаптированным, с невротическими и психопатологическими характерологическими особенностями. При этом имеют значение микросреда, воспитание, традиции, психическое и физическое перенапряжение, психотравмирующие ситуации. Причинами алкоголизма также являются (условно) наследственность, разнообразные метаболические (обменные) нарушения внутренних органов, некоторые физиологические расстройства, прежде всего вегетативной нервной системы. В его развитии отмечают три последовательные стадии:

– начальная (компенсированная) с неврастенической симптоматикой и психической зависимостью от алкоголя;

– средняя (субкомпенсированная) с присоединением к функциональным изменениям органических симптомов, появлением физической зависимости от алкоголя, абстинентного (похмельного) синдрома (при этом уже возможны алкогольные психозы);

– тяжелая (декомпенсированная) с необратимыми соматоневрологическими нарушениями (слабоумие и распад личности), явлениями психической и социальной деградации, появлением хронических галлюцинаций и других психопатологических расстройств.

При анализе актов судебно‑психиатрических экспертиз больных алкоголизмом юристам необходимо обратить внимание на то, что в основе совершенных ими правонарушений лежит активизация инстинктивных механизмов (примитивизм в их реализации), повышенная подозрительность (приобретающая болезненный характер), заострение личностных особенностей (прямолинейность, правдоискательство), появление ряда новых, до алкоголизма несвойственных им черт (лживость, цинизм, жестокость и др.), которые заметно влияют на умысел и характер совершения действий (часто агрессивных, бессмысленных и непредсказуемых).

Судебно‑психиатрическая оценка больных хроническим алкоголизмом несложна. Ввиду того что само заболевание (алкоголизм) не лишает их способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими, эти лица признаются вменяемыми за совершенные правонарушения (ч. 1 ст. 97 УК РФ и ч. 2 ст. 99 УК РФ). Исключения представляют те случаи, когда алкоголизм сочетается с тяжелым атеросклерозом сосудов головного мозга или возрастными инволюционными изменениями, принявшими характер выраженного слабоумия (деменции).

Алкогольные психозы являются осложнениями хронического алкоголизма. Их могут спровоцировать: различные психогении (в том числе и криминогенная ситуация, арест, следствие, содержание в следственном изоляторе и т.д.); вынужденное воздержание от привычного и регулярного приема спиртосодержащих напитков; в более редких случаях – массивная алкогольная интоксикация на пике запоя.



Информация о работе «Частная психопатология и судебно-психиатрическая оценка ее основных форм»
Раздел: Медицина, здоровье
Количество знаков с пробелами: 68271
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
486339
0
0

... и заболеваний). Другие психиатры пытались сблизить психопатии с психозами или устанавливали их зависимость от конституциональных особенностей и типа телосложения (Кречмер Е., 1956). С учетом потребностей судебной психиатрии выделяют следующие формы психопатий: возбудимая, истерическая, паранойяльная астеническая, неустойчивая, тормозная, шизоидная и пр. 20.2 Возбудимая психопатия Возбудимая ...

Скачать
168503
0
0

... должны основываться на обобщении данных, полученных как при экспериментальном психодиагностическом обследовании, так и при анализе материалов уголовного дела. Глава III. Особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых (подсудимых) Проблема преступности несовершеннолетних определенным образом связана с проблемой их психического здоровья. Психический дизонтогенез ...

Скачать
166608
0
0

... к которым была применена ст. 22 УК РФ. М., Спарк. 2006. – 102 с. 38.      Павлов В.Г. Субъект преступления. СПб., Юридический центр Пресс. 2001. - 436 с. 39.      Первомайский Б.В. Критерии невменяемости и пределы компетенции психиатра-эксперта. // Советское государство и право. 1991. № 5. С. 69. 40.      Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Громова Н.А. ...

Скачать
176287
0
0

... эти нарушения и негативные тенденции развития личности. Вероятно, с этим связан рост наркомании в нашей стране в последнее десятилетие. Глава 2. Учет личности наркомана при расследовании преступлений   2.1. Судебно-психиатрическая оценка лиц с наркотической зависимостью Формула невменяемости определена в статье 21 УК РФ и характеризуется двумя критериями: медицинским (биологическим) и ...

0 комментариев


Наверх