9. Олигофрения
Олигофрения (малоумие, умственная неполноценность) – это группа патологических состояний, аномалий развития с врожденным или рано приобретенным в детском возрасте нарушением мыслительной и познавательной деятельности, преимущественно в виде недостаточности, сочетающейся с аффективно-волевыми расстройствами. Для нее характерны такие общие клинические признаки, как нарушение восприятия, внимания, памяти, мышления, расстройства моторики, речи, эмоционально-волевой сферы.
При олигофрении как биологической патологии на первое место становятся умственная отсталость и первоначальное недоразвитие интеллекта. И они стабильны, и само заболевание в отличие от других не имеет своего развития и динамики течения патологического процесса. То есть психический дефект – слабоумие остается таким, каким оно было с детства, на всю жизнь без изменений, не имея ни положительной, ни отрицательной динамики.
Причины возникновения олигофрении – патологическая наследственность, асоциальная отягощенность жизнесуществования родителей (особенно при зачатии), неполноценное (несбалансированное) питание матери и ребенка, интоксикация плода алкоголем, наркотиками, никотином или их суррогатами, поражение (врожденное, травматическое и иное) головного мозга плода или ребенка (особенно в раннем развитии – до 2 лет), тяжелое заболевание матери или ребенка и др.
Идиотия – тяжелая форма олигофрении, характеризующаяся стабильным врожденным слабоумием, практически отсутствием психических реакций и речи, невозможностью усвоения простейших психических навыков, а также полным отсутствием социальной адаптации. В судебно-следственной практике лица с идиотией не встречаются из‑за своей врожденной беспомощности (физической и психической). Для большинства больных характерны тяжелые соматоневрологические и умственные нарушения. Эти дефекты указывают на аномальное развитие центральной нервной системы.
Идиоты обращают на себя внимание уже своим внешним видом (уродливой головой, полуоткрытым ртом, тупым выражением лица), склонностью к простым стереотипным движениям (хлопанью в ладоши, сосанию пальцев), неспособностью к осмысленному самостоятельному передвижению. Их поведение внешне не мотивировано. Возможны хаотичное возбуждение и даже жестокая агрессия, манипуляции с половыми органами; отсутствуют членораздельная речь, понимание смысла обращений к ним, фиксация внимания на предполагаемом усилии; характерен очень скудный запас слов. Идиоты не соблюдают элементарных правил личной и общественной гигиены (страдают недержанием кала и мочи), не осознают своего психического дефекта и нуждаются в постоянном постороннем уходе и надзоре.
Имбецильность – средняя степень врожденного слабоумия (тупоумия), встречающаяся у каждого десятого больного олигофренией. У таких больных уже обнаруживают элементарные умственные понятия, ориентировку в бытовой обстановке, разнообразное реагирование на привычные условия и ситуации. Однако имбецилы совершенно теряются в новых ситуациях. Речь у них примитивна, косноязычна, аграмматична, словарный запас небольшой, но может достигать 300 слов. Они понимают и употребляют несложные фразы и даже делают элементарные обобщения, но в пределах бытовых знаний. При этом их мышление и действия прямолинейны и конкретны, механическая память способствует усвоению навыков, стереотипно применяемых в привычной ситуации. Они с трудом усваивают систему моральных и нравственных запретов и норм общественного поведения. У имбецилов уже можно установить индивидуальные характерологические отличия, дифференцированное отношение к окружающим, избирательную привязанность к близким.
Но такие лица из‑за своей безынициативности и повышенной внушаемости склонны к слепому повиновению и подражанию (чем и пользуются лидеры преступных группировок), асоциальному поведению и пьянству. Причем их действия обусловлены в основном инстинктами (самосохранения, сексуальным, пищевым и др.), что приводит к хулиганству, агрессивным поступкам, убийствам, сексуальным эксцессам, кражам, поджогам и т.д. У имбецилов отсутствуют осознанность характера и общественной опасности своих деяний и понимание их ответственности. Учитывая все это, судебно-психиатрическая экспертиза их проводится редко и только по формальным соображениям. Такие лица всегда за совершенные деяния признаются невменяемыми в уголовном процессе и недееспособными при рассмотрении гражданских дел.
Дебильность – легкая степень олигофрении, характеризующаяся врожденной примитивностью суждений и умозаключений, недостаточной дифференциацией эмоций, а также сниженной социальной адаптацией, в том числе и ограниченной возможностью обучения. Это самая распространенная форма олигофрении. По степени выраженности умственной недостаточности (психического дефекта) у таких лиц различают дебильность глубокую, умеренную и легкую. Запас слов у них достигает 600 и более. Поступки дебилов характеризуются сочетанием слабости побуждений с импульсивностью поведения, повышенной внушаемостью и упрямством, пассивной подчиняемостью, недостаточностью контроля над собой и низкой способностью подавлять свои влечения. Поэтому они нередко являются объектом сексуальных посягательств. Нередко у них возникают возбуждение и агрессия или, наоборот, появляются вялость, заторможенность, безразличие.
При интерпретации актов судебно‑психиатрической экспертизы лиц, страдающих олигофренией в степени дебильности, юристам необходимо с пониманием относиться к ее причинам и отсутствию динамики в развитии врожденного слабоумия и, главное, к определению экспертами-психиатрами глубины умственного дефекта в сопоставлении с их способностью усваивать морально-нравственные нормы и социально значимый в обществе стереотип поведения. Экспертиза правонарушителей с дебильностью довольно сложна, так как далеко не очевидны (как представляется неспециалистам) глубина их умственной неполноценности, интеллектуально‑волевая недостаточность, неспособность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими. Однако при установлении этого дебильные личности признаются невменяемыми за противоправные деяния. Но если экспертам‑психиатрам удается проследить формирование у испытуемых асоциальных тенденций и констатировать, что совершаемые правонарушителями с дебильностью антиобщественные поступки отражали реальные события, а принятие ими решений исходило из понимания противоправности и возможности наказания, то такие лица признаются вменяемыми. В то же время одни и те же дебильные личности признаются вменяемыми в отношении одних правонарушений и невменяемыми в отношении других[5].
... и заболеваний). Другие психиатры пытались сблизить психопатии с психозами или устанавливали их зависимость от конституциональных особенностей и типа телосложения (Кречмер Е., 1956). С учетом потребностей судебной психиатрии выделяют следующие формы психопатий: возбудимая, истерическая, паранойяльная астеническая, неустойчивая, тормозная, шизоидная и пр. 20.2 Возбудимая психопатия Возбудимая ...
... должны основываться на обобщении данных, полученных как при экспериментальном психодиагностическом обследовании, так и при анализе материалов уголовного дела. Глава III. Особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых (подсудимых) Проблема преступности несовершеннолетних определенным образом связана с проблемой их психического здоровья. Психический дизонтогенез ...
... к которым была применена ст. 22 УК РФ. М., Спарк. 2006. – 102 с. 38. Павлов В.Г. Субъект преступления. СПб., Юридический центр Пресс. 2001. - 436 с. 39. Первомайский Б.В. Критерии невменяемости и пределы компетенции психиатра-эксперта. // Советское государство и право. 1991. № 5. С. 69. 40. Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Громова Н.А. ...
... эти нарушения и негативные тенденции развития личности. Вероятно, с этим связан рост наркомании в нашей стране в последнее десятилетие. Глава 2. Учет личности наркомана при расследовании преступлений 2.1. Судебно-психиатрическая оценка лиц с наркотической зависимостью Формула невменяемости определена в статье 21 УК РФ и характеризуется двумя критериями: медицинским (биологическим) и ...
0 комментариев