3. Социальная политика в развитых странах [10, с. 60- 62]
Формирование современной социальной политики в промышленно развитых странах происходило сначала 60-х годов ХХ столетия. Большинство исследователей связывают этот факт с высокой динамикой преобразований экономического и общественного устройства, которые происходили под воздействием научно-технической революции и изменения содержания труда. Знания и профессиональная квалификация работника превратились в наиболее важный фактор производства, что получило свое выражение в ряде теорий: человеческого капитала, качества жизни и качества трудовой жизни.
Природа государственной социальной политики в условиях развитого индустриального общества, по мнению финского ученого П.Кууси, меняется: если прежде она преследовала цель защиты лишь "слабых" и "нуждающихся", то теперь она ориентируется на всю нацию и превратилась в "национальное достояние".
Действительно, модель государства с развитой системой социальной защиты населения эволюционирует, преобразуясь в модель государства высокого качества жизни населения или, как его официально провозгласили в конституциях ряда стран, – в "социальное государство" или "государство всеобщего благосостояния". При этом данные категории трактуются западными учеными с позиции выполнения государством комплекса социально-защитных функций, ответственности правительства за обеспечение основных социальных нужд граждан, включая создание условий для развития гражданского общества.
Отечественные ученые категорию “государство всеобщего благосостояния" определяют с позиции справедливого распределения и обеспечения благосостояния каждого члена общества, а понятие “социальное государство” рассматривают как “правовое демократичное государство, проводящее сильную социальную политику и развивающее отечественную социальную рыночную экономику, направленную на стабильное обеспечение высокого жизненного уровня и занятости населения, реальное осуществление прав и свобод граждан, создание современных и доступных всем гражданам систем образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и обслуживания, поддержания неимущих и малоимущих слоев населения” .
Анализ существующих экономических характеристик данной модели государства в промышленно развитых странах свидетельствует о том, что в число его базовых функций входит регулирования доходов населения и создания предпосылок для высокого качества жизни. В этой связи к устоявшимся характеристикам социальной модели государства относятся:
· высокие расходы общества на заработную плату (40-60% ВВП);
· сбалансированные системы доходов населения, которые позволяют предупреждать высокую их дифференциацию (не более 1 к 10 раз по крайним децильным группам);
· развитая система социальной защиты, расходы на которую составляют не менее 20-25% ВВП;
· существенная доля социальных расходов в государственном бюджете на здравоохранение (7-9% ВВП) и образование (4-6% ВВП).
Особенность социальной политики промышленно развитых странах заключается в том, что она направлена не просто на защиту человека от социальных рисков (утраты дохода в связи с болезнью, инвалидностью и старостью), но и на недопущение резкого материального и социального неравенства, на обеспечение достаточно высокого уровня социальной поддержки и помощи нуждающимся слоям населения, на предоставление гражданам доступа к качественным здравоохранению и образованию.
В последние 40-50 лет объем выполняемых государством социальных функций заметно расширился за счет предоставления государством таких социальных услуг населению, как обеспечение занятости, социальный патронаж, формирование жизненной среды для инвалидов, реализация программ реабилитации отдельных социальных групп, государственные программы поддержки и создания необходимых жизненных условий для отдельных категорий населения и регионов. С этой целью государство активно использует бюджетное финансирование социальных программ, принимает всесторонние меры по развитию институтов обязательного, добровольного социального и личного страхования, становится центральным субъектом по исполнению социальных функций в обществе.
Страны | 1980 г. | 1990 г. | 1999 г. |
Германия | 20,5 | 22,8 | 22,0 |
Франция | 23,2 | 26,4 | 28,2 |
Италия | 18,4 | 22,3 | 22,7 |
Великобритания | 13,9 | 15,0 | 16,8 |
Швеция | 23,2 | 24,0 | 28,1 |
США | 11,9 | 12,4 | 13,9 |
Япония | 12,0 | 12,9 | 17,6 |
Россия | 26,0 | 17,0 | 12,7 |
Если в начале 50-х годов XX века расходы на государственные социальные программы (социальное страхование и обеспечение) в большинстве западных стран составляли около 7¸ 10% ВВП, то в течение 60-х – 90-х годов они динамично увеличивались (около 8% в год), что вдвое превышало темпы роста ВВП. За период с 1960 по 1987 год в Великобритании они повысились в 2,75 раза, в США - в 3,73 раза, во Франции - в 4,6 раза, в Швеции - в 5,1 раза и в Японии в 12,84 раза. К середине 70-х годов на их долю приходилось от 20% ВВП (Япония и США) до 30% ВВП (в ряде стран Евросоюза). Так, в Италии в 1990 году расходы на социальное страхование составляли 15,3% ВВП, а общие расходы на социальную защиту – 23,1% ВВП.
Темпы роста расходов на социальное страхование и обеспечение в 80-е и 90-е годы были ниже, однако не отставали от темпов роста ВВП. Даже в Великобритании, во времена правления Маргарет Тэтчер соответствующие ассигнования увеличились с 20,5% ВВП в 1980 году до 27,3% - в 1993 году.
В ФРГ в 1998 году расходы на обязательное социальное страхование составили 24,5% ВВП, а общие социальные расходы (так называемый "социальный бюджет") достигли астрономической величины - 1,27 трлн. марок (что равняется десяти годовым федеральным бюджетам Российской Федерации), или 33,5% ВВП.
При этом за четыре последних десятилетия XX века национальные системы социального страхования и обеспечения передовых стран были дополнены государственным регулированием рынка труда, государственными программами в области здравоохранения и образования, финансируемыми за счет бюджетных средств. Так, на конец 1990-х годов государственные расходы на образование в странах ОЭСР составляли 5-8% ВВП, на здравоохранение – 6-8% ВВП, а в целом государственные социальные трансферты были равны: 28% ВВП во Франции, 25% - в Италии, 21% - в Германии и Швеции, 16% - в Великобритании, США и Японии.
Период с середины ХХ века до 1990-х годов можно определить как второй этап формирования активной государственной социальной политики. В это время государство взяло на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечило доступность социальной поддержки всем членам общества. Достаточно отметить, что государственные социальные трансферты сегодня охватывают подавляющее большинство - от 50 до 90% населения развитых стран. В среднем по Европейскому Союзу этот показатель составляет 73%. Именно государство несет в промышленно развитых странах основную ответственность за финансирование социальной сферы. На долю государства в странах ОЭСР приходится свыше 87% всех социальных расходов.
В этот же период государство ввело в значительных объемах бюджетное финансирование социальных программ, стало доминирующим субъектом социальных функций в обществе и активизировало деятельность других социальных субъектов с помощью предоставления различных преференций по добровольному пенсионному и медицинскому страхованию.
Этот факт общественного развития свидетельствует о том, что включение государства в реализацию социальных функций общества не есть результат развития какой-либо отдельной страны, а итог цивилизационного развития мира, осознания ценности человека, понимания общественной потребности в обеспечении определенного уровня образования, состояния здоровья, продолжительности жизни населения.
С конца 90-х годов XX века нарастает критика социального государства и государства всеобщего благоденствия. Это связано с рядом причин: экономическим грузом социальных обязательств государства, который составляет по большинству западноевропейских стран около трети ВВП и демографическими проблемами ("старение общества"). Например, в Германии к 2015 году немецкое общество окажется самым старым в мире: половина граждан будет старше 50 лет.
Еще одной причиной "эрозии" социального государства называют переход от индустриального к постиндустриальному обществу сервиса и знаний. Уменьшается доля "простых" рабочих мест, а новые (более сложные) требуют от персонала высокой профессиональной подготовки и гибкости, частой смены места работы, что сопровождается возникновением серьезных различий между группами работающих по интенсивности и продолжительности труда, его творческому компоненту, по размерам заработной платы, а также по частоте и видам социальных рисков. Это сопряжено с разрушением прежних (еще недавно приемлемых) механизмов оценок и прогнозирования рисков (самой "культуры солидарности") и приводит к повышению индивидуализации форм социальной защиты такого персонала.
На смену массовым индустриальным видам профессиональной деятельности, для которых были применимы усредненные вероятностные характеристики социальных рисков приходит узкоспециализированный труд, требующий более точного учета специфики рисков профессиональной деятельности.
В докладе ЕС (1993 г.) "Социальная защита в Европе" отмечается, что сегодня под угрозой оказывается одна из основополагающих догм государства всеобщего благосостояния, связанная с универсальностью пособий. В этой связи усиливается внимание к целенаправленному предоставлению пособий наиболее нуждающимся.[10, с. 62-65]
Таким образом, основу современных систем государственной социальной защиты, являющихся ядром государственной социальной политики в странах Евросоюза ЕС), составляют два базовых института: социальное страхование и государственное социальное обеспечение. С их помощью формируются весьма крупные финансовые ресурсы, которые достигают 30 и более процентов ВВП. При этом на долю социального страхования в большинстве стран ЕС (в Германии, Франции, Бельгии, Италии) приходится примерно 60-70% всех затрат на цели социальной защиты. В Скандинавских странах и Великобритании государственное бюджетное финансирование систем социальной поддержки населения и расходы на социальное страхование приблизительно равны.
Заключение
Крупнейшее событие в сфере законодательного обеспечения социальной политики – это переход на трёхлетнее бюджетное планирование федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Принятие закона о федеральном бюджете на трёхлетний период позволяет выстроить среднесрочную стратегию повышения качества и уровня жизни россиян, полнее обеспечить реализацию конституционных социальных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Хорошей законодательной поддержкой развития в России физической культуры и спорта и подготовки к Олимпиаде 2014 года в городе Сочи являются принятые в текущем году федеральные законы о развитии физической культуры и спорта и об организации и проведении XXII Олимпийских игр и XI Паралимпийских игр в 2014 году в городе Сочи.
Важным событием в сфере социальной политики является одобрение в 2007 году Советом Федерации Федерального закона об обязательности общего образования в Российской Федерации. Приняты также законы об образовательных стандартах, об уровнях высшего образования, о едином государственном экзамене, об интеграции науки и образования.
Несмотря на большую проделанную работу, ситуация в социальной сфере имеет ряд существенных проблем.
Недостаточно эффективно решаются задачи преодоления чрезмерной социальной поляризации общества, обеспечения достойной оплаты труда и благополучной старости. Сохраняется проблема доступности и качества для всего населения услуг образования, здравоохранения и культуры. Остра проблема жилья.
В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится целый ряд законодательных инициатив Совета Федерации и членов Совета Федерации по вопросам социальной политики.
Эти законопроекты направлены на защиту прав и интересов пенсионеров, инвалидов, ветеранов, государственную поддержку семьи и детей.
Все эти законодательные инициативы важны для социального самочувствия россиян, обеспечения конституционных социальных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
По мнению вновь избранного Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, жизненно необходимо «продолжение социально-экономического курса, который развивался в нашей стране в последнее время. Цель этого курса - улучшение качества жизни всех российских граждан. Теперь основная задача - конвертировать эти экономические успехи в социальные программы, показать, что развитие экономики улучшает жизнь каждого российского гражданина» [5]
«Наши ценности формируют и наше представление о будущем. Мы стремимся к справедливому обществу свободных людей. Мы знаем - Россия будет процветающей, демократической страной. Сильной и в то же время комфортной для жизни. Лучшей в мире для самых талантливых, требовательных, самостоятельных и критически настроенных граждан.[13]
Список литературы
1. Алексашенко, С. Кризис – 2008: пора ставить диагноз / С.Алексашенко // Вопросы экономики. – 2008. – №11. – С. 25-28.2. Базылев, Н.И. Макроэкономика / Н.И.Базылев. – Минск : Соврем. шк., 2007. – 288с.
3. Гриценко, Н.Н. Социальное государство: перспективы его становления и развития в России / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2004. -№ 15 (235). – С. 45-60.
4. Дзядко, Т. Тарифный план «Стратегический» / Тимофей Дзядко, Надежда Иваницкая // Ведомости.- 2008.- 25 марта.- С. 3.5. Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика: учеб.пособие / М.Р. Ефимова, С.Г.Бычкова; под ред. М.Р.Ефимовой. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 560с.: ил.
6. Каллиома, Л. На что пойдут бюджетные деньги в 2009 году / Л. Каллиома // Российская газета. Спецвыпуск № 4858. - 2009. – 27 февраля. – С. 5.7. Конституция Российской Федерации. Основы Конституционного строя, статья №7 // Российская газета. – 2009. – 21 января. – С.3.
8. Михалев, И.В. Социальная модель государства: критерии выбора для России / И.В. Михалев // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2006. - № 6. – С. 42-50.
9. Распределение бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ на 2008 год: приложение к Федеральному закону от 24 июня 2007 года № 198 – ФЗ «О Федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 – 2010 годов» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. – 30 июня. – С. 343-380.
10. Роик, В.Д. Социальная модель государства: опыт стран Европы и выбор современной России / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2006. - № 6. – С. 54-80.11 . http://fcp.vpk.ru/ Федеральные целевые программы России.
12. http://standart.edu.ru Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. 13. www.kremlin.ru/appears/2008/11/05/ Президент России. Послания Федеральному Собранию.... кризиса на региональном и местном уровне; • проводить регулярные встречи, круглые столы с общественными организациями и гражданами. 3. Активная социальная политика поможет преодолеть кризис В условиях глобального финансового кризиса активная социальная политика может стать одним из инструментов стратегии по преодолению его последствий. «Очевидно, что в современных условиях, реагируя на ...
... с такой социальной политикой наше государство сможет пережить с минимальными социальными убытками мировой финансовый кризис, заставший врасплох и социальный сектор нашей страны. 1.3 Государственное регулирование социального развития в условиях мирового финансового кризиса После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшими ...
... республики в 2006 г. принята «Стратегия экономического и социального развития на 2006 - 2100 гг. и на период до 2015 г.». 2.3 Проблемы региональной политики в сфере социально – экономического развития В числе основных проблем социально-экономического развития Республики Коми можно выделить следующие: · неблагоприятное географическое положение Республики Коми: удаленность от центра, сложные ...
... резервами, отсутствий системных мер по формированию на российской территории международного финансового центра, недостаточной согласованности ДКП с состоянием финансового рынка и банковского сектора. В частности, при разработке основных направлений денежно-кредитной политики Банк России не определяет ее объекты и особенности трансмиссионного механизма. Важно учитывать, что реакция конкретных ...
0 комментариев