2.4 Взаимодействие следователя с работниками органов дознания при осмотре места происшествия

Осмотр места происшествия – сложное и трудоемкое следственное действие. Его крайне сложно провести на должном уровне, если следователь будет действовать в одиночку. Для успеха осмотра исключительно важное значение имеет взаимодействие следователя с работниками оперативно-розыскных аппаратов, специалистами и сотрудниками других служб органов внутренних дел.

Первыми на место происшествия очень часто прибывают патрульные милиционеры или участковый инспектор. Они должны, не ожидая каких-либо специальных указаний, организовать охрану места происшествия и немедленно связаться по рации, по телефону или иным способом с дежурной частью, чтобы сообщить о событии. Важнейшая задача сотрудников милиции, первыми прибывших на место происшествия, – выявить свидетелей-очевидцев и других лиц, располагающих какой-либо информацией о событии, и удержать их на месте до прибытия следственно- оперативной группы. Сотрудники милиции должны также позаботиться об оказании помощи пострадавшим, принять все другие необходимые меры для защиты интересов граждан, а также для выявления и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.

После прибытия следственно-оперативной группы сотрудники милиции действуют по указанию следователя. В частности, патрульные милиционеры могут принять участие в охране места происшествия или в преследовании преступника по горячим следам, а участковый инспектор обычно помогает в установлении обстоятельств события и возможных свидетелей.

Если в состав следственно-оперативной группы входит инспектор-кинолог, до начала осмотра применяют служебно-розыскную собаку. Используя собаку, можно организовать преследование преступника, установить направление его отхода с места происшествия, обнаружить брошенные или оброненные им предметы.

Сотрудники уголовного розыска во время осмотра действуют под общим руководством следователя; однако при этом они выполняют свои, только им присущие функции, применяя специфические оперативно-розыскные методы: проводят оперативный осмотр места происшествия, немедленно информируя следователя в случае выявления следов или вещественных доказательств; устанавливают свидетелей – очевидцев и других лиц, которые могут сообщить какие-либо сведения о событии; получают из своих источников необходимую информацию и т.д. При этом следователь и оперативные работники должны постоянно обмениваться полученной информацией, анализируя ее и согласовывая дальнейшие действия.

Разумеется, не исключено, что оперативный работник будет оказывать следователю непосредственное содействие в выявлении и фиксации следов на месте происшествия, т.е. выполнять функции помощника следователя. Однако это далеко не лучший вариант: в таких случаях в начальный, часто самый важный момент оказываются нереализованными возможности раскрытия преступления, которыми располагает только сотрудник оперативно-розыскного аппарата. В дальнейшем это может серьезно осложнить работу по уголовному делу.

Очень большую помощь следователю в осмотре места происшествия оказывают специалисты – в первую очередь специалист-криминалист. Он помогает в обнаружении, фиксации и изъятии следов и вещественных доказательств; при необходимости может провести их предварительное исследование на месте происшествия и незамедлительно сообщить следователю свои выводы; фиксирует обстановку на месте происшествия с помощью фотосъемки и видеозаписи; составляет планы и схемы; помогает упаковывать обнаруженные вещественные доказательства и т.д. Как уже отмечалось, при осмотре трупа обязательным по закону является участие специалиста – судебного медика, а в случае его отсутствия – иного врача.

По делам о дорожно-транспортных происшествиях важную роль могут сыграть сотрудники ГИБДД. Инспектор ГИБДД обеспечивает необходимый порядок на месте происшествия, организует объезд участка, улицы или дороги, на котором производится осмотр; иногда сотрудники ГИБДД выступают в роли специалистов и т.д.

Следует особо сказать о роли в осмотре места происшествия руководителей органов дознания. Прибытие руководителя на место происшествия нередко оказывается весьма полезным: он может по просьбе следователя дать указание об усилении следственно-оперативной группы, о привлечении дополнительных сил и средств к розыску преступников, решить ряд других организационных вопросов. В то же время руководитель органа дознания не имеет права давать какие-либо указания следователю по вопросам, касающимся непосредственно осмотра. Если, по мнению начальника органа дознания, следователь проводит осмотр не квалифицированно или небрежно, он должен сообщить об этом начальнику соответствующего следственного подразделения, который примет необходимые меры по своему усмотрению.

2.5 Фиксация хода и результатов осмотра места происшествия

На заключительном этапе осмотра места происшествия производится фиксация его хода и результатов: составляется протокол; окончательно отрабатываются планы, схемы и чертежи; упаковываются объекты, обнаруженные и изъятые в ходе осмотра; в необходимых случаях производится дактилоскопирование трупа, а также принимаются меры по обеспечению сохранности объектов, которые невозможно или нецелесообразно изымать с места происшествия.

Главное средство фиксации, основной процессуальный документ, отражающий результаты осмотра,- протокол осмотра места происшествия. К протоколу предъявляются следующие основные требования.

1. Полнота и объективность. Требование полноты означает, что относительно каждого объекта в протоколе должна быть указана такая совокупность признаков, которая позволила бы выделить данный объект из числа других, ему подобных. Требование объективности предполагает, что в протоколе должно быть описано само место происшествия и все обнаруженное на нем и имеющее отношение к делу именно в том виде, в каком оно было обнаружено. В протоколе не могут иметь места выводы и предположения, касающиеся происхождения найденных следов или объектов, механизма образования следов и т.д. Поэтому в протоколе пишут, например, не «кольцо золотое», а «кольцо из желтого металла», не «кинжал», а «нож типа кинжала» и т.д.

2. Точность и последовательность описания. Все указанные в протоколе определения размеров, формы, цветов объектов должны быть точными и излагаться четким языком, с употреблением соответствующей терминологии. Здесь часто допускаются ошибки. Так, при описании ножа вместо «рукоятка» нередко пишут «ручка», при описании врезного замка вместо «ригель» – «язычок». Изложение должно вестись в том порядке и последовательности, как производился осмотр.

3. Целеустремленность. Требование целеустремленности органично сочетается с требованиями полноты и точности описания. Оно означает, что протокол не следует загромождать излишними подробностями и описанием объектов, не имеющих значения для дела. Следователь должен уметь выделить из всей совокупности объектов на месте происшествия те из них, которые имеют доказательственное значение, и описать их с максимальной тщательностью. Остальные объекты, представляющие интерес только для общей характеристики места происшествия, описываются лишь в общих чертах. Это относится и к фиксации расположения объектов на месте происшествия. Точность фиксации местоположения объектов нужна тогда, когда полученные данные дают возможность сделать вывод о механизме события, выявить определенные закономерности.

4. Наконец, последнее из общих требований, предъявляемых к протоколу, – его должная процессуальная форма или наличие необходимых реквизитов. В этой части следует руководствоваться ст. 166 и 180 УПК РФ (ст. 166 содержит перечень обязательных требований, предъявляемых к протоколу любого следственного действия, а ст. 180 регламентирует порядок составления протоколов осмотра и освидетельствования).

Протокол осмотра места происшествия делится на три части – вводную, описательную и заключительную.

Во вводной части указываются: дата осмотра; время его начала и окончания; место производства осмотра; должность, звание, фамилия лица, производившего осмотр; фамилии, имена, отчества и адреса понятых; должность и фамилия специалиста; фамилии, имена, отчества других участников и их отношение к делу; повод к производству осмотра; статьи УПК РФ, которыми следователь руководствовался при осмотре и в соответствии с которыми составил протокол; условия осмотра (погода, освещенность).

В описательной части указывается все, обнаруженное при осмотре. В частности, должны быть отражены:

-  общая характеристика места происшествия (жилое или нежилое помещение, парк, сквер, участок дороги, поля), его границы, окружающие объекты;

-  непосредственная обстановка места происшествия: в помещении – взаиморасположение комнат, лестничных клеток, чердаков, подвалов, дверей, окон, состояние дверных запоров, расположение мебели, других предметов; на открытой местности – рельеф, грунт, растительность и т.д.;

-  все следы, которые могут иметь доказательственное значение по делу, и предметы, поврежденные преступником (взломанная дверь, разбитое стекло), на поверхности которых обнаружены следы участников события; состояние или положение которых было изменено в момент совершения преступления (разбросанные вещи, помятая трава), а также утерянные или забытые участниками события.

В заключительной части протокола указывается: что было изъято, как упаковано; производилась ли съемка, что сфотографировано, сколько было сделано снимков, каковы условия съемки; составлялись ли планы и схемы; поступили ли заявления от понятых и других участников.

Планы места происшествия могут быть масштабными и схематическими. На планах-схемах обязательно указываются кратчайшие расстояния от каждого объекта до двух неподвижных ориентиров, а также между объектами. В любом случае на плане стрелкой обозначаются север и юг, даются пояснения условных обозначений, указывается дата. План подписывается понятыми и следователем.

Для большей наглядности обычно составляются два плана – общий (план места происшествия с прилегающей местностью) и частный (само место происшествия со всеми обнаруженными на нем объектами). Планы и схемы составляются на месте происшествия непосредственно после составления протокола осмотра или одновременно с ним.

Другим приложением к протоколу осмотра являются фото таблицы. Они обычно составляются специалистом после того, как будет обработана пленка и отпечатаны фотоснимки. В подписях указывается, что именно изображено на каждом снимке и условия съемки. Фото таблицы подписывает специалист.

Для фиксации хода и результатов осмотра может также применяться видеозапись. Применение видеозаписи наиболее целесообразно в следующих случаях:

-  если осмотр начинается до окончания события (например, по делам о пожарах, массовых беспорядках, преступлениях, связанных с межнациональными конфликтами, и т.п.);

-  при срочной необходимости устранить последствия происшествия, что влечет изменение первоначальной обстановки (по делам о дорожно-транспортных происшествиях, преступных нарушениях правил техники безопасности и т.п.);

-  если описание места происшествия и объектов на нем связано с использованием специальной терминологии, восприятие которой затруднительно при отсутствии наглядного материала (например, по делам, связанным с нарушением техники безопасности, при описании приборов, их устройств, принципов работы и т.д.);

-  когда в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями (снегопад, дождь) или по другим причинам возникает опасность исчезновения или повреждения следов преступления и требуется быстрая фиксация всего их комплекса;

-  при осмотре значительных по размерам мест происшествий, особенно в условиях чрезвычайных ситуаций.

Решая вопрос об использовании видеозаписи при осмотре места происшествия, необходимо иметь в виду, что это следственное действие, если оно проводится тщательно, в соответствии с рекомендациями криминалистики, требует длительного времени; даже опытный следователь затрачивает на него (включая составление протокола и планов) не менее трех-четырех часов. Разумеется, фиксировать с помощью видеозаписи весь ход осмотра места происшествия, в том числе протоколирование, не только невозможно, но и нецелесообразно. Запечатлению на видеофонограмме подлежат лишь отдельные, наиболее важные моменты осмотра.

В начале видеозаписи должны быть запечатлены участники осмотра. На видеофонограмме фиксируется, как участникам разъясняются их права и обязанности, как они предупреждаются об уголовной ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, и т.д. Им сообщается, что во время осмотра будет применена видеозапись.

Затем, после слов: «Осмотром места происшествия установлено», производится ориентирующая и обзорная видеозапись. При этом с более или менее значительного расстояния запечатлевают место происшествия с прилегающей местностью, ориентиры, с помощью которых осуществляется «привязка» места происшествия к местности, подходы к нему; далее, постепенно приближаясь к месту происшествия, запечатлевают его более крупным планом, уже без окружающей территории. Одновременно со словами следователя записывается текст, содержащий описание соответствующих объектов.

Естественно, в ходе видеозаписи, «привязывая» место происшествия и отдельные объекты к обстановке, следователь должен указывать расстояния между ними. Измерение этих расстояний, если место происшествия занимает значительную площадь – длительный процесс.

В этой связи возникает вопрос: нужно ли, например, показывать, как следователь шагами измеряет расстояние в 50–100 м от центра места происшествия сначала от одного, а потом до другого ближайшего ориентира, а затем, переведя это расстояние в метры, называет его? На наш взгляд, это необязательно; мы считаем правильной складывающуюся практику, когда после вступительной части видеофонограммы в записи делается перерыв (при этом следователь объявляет: «Время... Видеозапись прерывается для производства необходимых измерений с целью точного определения расположения места происшествия. Время... Видеозапись возобновляется»).

Затем производится узловая съемка: один или несколько объектов на месте происшествия, наиболее значимых в криминалистическом отношении, т.е. имеющих наибольшее число признаков и особенностей и представляющих интерес для раскрытия преступления, розыска преступника и его изобличения, фиксируются крупным планом. Наконец, при необходимости осуществляется детальная съемка, сопровождающаяся соответствующим текстом.

Процесс поиска различных мелких следов и других вещественных доказательств также нередко затягивается и сам по себе не представляет интереса (например, осмотр в косо падающем свете и обработка порошками значительных по площади поверхностей, на которых может и не оказаться следов пальцев; поиск мелких объектов в траве; изготовление гипсового слепка со следа обуви и т.д.). Поэтому фиксировать все аналогичные действия с помощью видеозаписи, очевидно, не следует. Безусловно, не подлежат фиксации работа по составлению протокола, вычерчиванию планов и схем, упаковке вещественных доказательств.

Для расследования важны лишь результаты таких действий – они и должны быть отображены на видеофонограмме в виде съемки обнаруженных и соответствующим образом зафиксированных следов, составленного протокола, вычерченных планов и схем. Целесообразно запечатлеть, как участники осмотра места происшествия ставят свои подписи под протоколом после его оглашения, а также на упаковках со следами и другими вещественными доказательствами.

Таким образом, на видеофонограмме запечатлевается не весь процесс осмотра места происшествия от начала до конца, а лишь его узловые моменты. В этом случае видеофонограмма становится компактной, удобной для просмотра и в полной мере выполняет свое целевое назначение – быть приложением к протоколу осмотра места происшествия, а не дублировать его целиком.

После окончания видеозаписи, перемотки пленки и ее просмотра камера вновь включается на запись, и фиксируются заявления участников о том, что все записано правильно, замечаний и дополнений они не имеют (либо их суждения, замечания и дополнения). В заключение указываются технические условия записи.

Одним из достоинств видеозаписи является возможность изготовления с видеофонограммы отпечатков отдельных кадров и составления фототаблиц. Они служат дополнительным приложением к протоколу осмотра места происшествия.



Информация о работе «Внедрение в практику расследования преступлений научно-технических средств и методов»
Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 77395
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
18233
0
0

ания научно-технических достижений. Особенно существенного обновления требуют сложившиеся десятилетиями организационно-правовые формы использования специальных познаний и научно-технических средств в выявлении, раскрытии и расследовании преступлений. Анализ судебно-следственной практики показывает; что недостаточная активность следователей при внедрении научно-технических достижений в ...

Скачать
140188
0
0

... виду «мелочи», например для проведения бухгалтерских экспертиз».[96] ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, подведем некоторые итоги работы. Думается, значение организации работы следователя объективно определяется ее содержанием. Организация сама по себе не может решить многие проблемы расследования, но она создает условия для их решения. Уголовно-процессуальные нормы в значительной своей части ...

Скачать
55114
0
2

... обвиняемого (подозреваемого), то на разрешение эксперта может быть поставлен вопрос об общности их происхождения (принадлежности к одной партии, группе).[5] Значительно чаще при расследовании преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия, приходится иметь дело с частями боеприпасов: пулями, гильзами, дробью, пыжами и т. п. Стреляные пули обнаружить на месте происшествия достаточно ...

Скачать
127654
0
1

... проблемы криминалистической тактики относятся к числу дискуссионных и настоятельно требуют дальнейшего исследования. Самостоятельное изучение вопросов тактико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений обусловлено необходимостью исследования факторов, влияющих на эффективное использование практическими работниками тактического арсенала средств борьбы с преступностью, ...

0 комментариев


Наверх