Социальный опыт Швеции, США и Канады реабилитации женщин – жертв семейного насилия

130282
знака
1
таблица
2
изображения

2.1 Социальный опыт Швеции, США и Канады реабилитации женщин – жертв семейного насилия

 

Шведское современное общество пользуется сегодня повышенным вниманием не только в нашей стране, но и практически во всех регионах мира. Не в последнюю очередь данное обстоятельство определяется шведским опытом организации социальной защиты населения, создания эффективно развивающейся социальной системы, создающей хорошие возможности для разностороннего развития человека в условиях смешанной экономике, где доминирует частное предпринимательство.

Одной из наиболее примечательных черт всей системы организации социальной защиты населения в Швеции, пожалуй является именно повышенное внимание к кризисным конфликтным ситуациям в его жизни. При этом охватываются все сферы жизнедеятельности людей - от производственно-трудовой активности для интимных отношений, все этапы их жизни, от младенчества до глубокой старости. Эта особенность защищенности личности обеспечивается, с одной стороны специальными учреждениями, с другой - повышенным вниманием к этой проблеме в обычных, "нормальных" учреждениях социальной защиты.

А базируется такой подход к обеспечению социальной защищенности, помимо особой налоговой системы и развитого самоуправления на местах (о чем речь впереди) на развитом социальном мышлении управленческого актива и массовости, пожалуй всеобщие признание самоценности суверенности прав каждого человека их приоритетности независимо от его возраста, положения, способностей, национальности, здоровья. Судя по всему, ценность человеческой жизни, забота о ее защищенности, при всех проблемах, стало в Швеции не просто идеологической декларацией, но и имеет глубокие социальные формы, прочную духовную основу, солидный социально-экономический фундамент.

В прочем, всмотримся попристальнее в те учреждения социальной поддержки населения, в людей, что здесь работают и многое станет очевидным само собой. Прежде всего, показательны в этом плане, конечно, учреждения, которые специально, профессионально помогают людям в кризисных ситуациях.

Рассмотрим Женский кризисный центр в городе Гетеборге.

Он представляет собой жилой комплекс из нескольких квартир и подсобных помещений, обслуживаемый персоналом в 13 человек. Здесь круглосуточно действует телефон доверия.

Первое, что обращает на себя внимание в этом центре, его относительная отъединенность, полузасекреченное существование, отсутствие свободного доступа в помещения. Это подчеркивает Аннет Олефссон, руководитель женского кризисного центра, непременное условие нашей работы, ибо женщина (одна или с детьми) должна себя чувствовать в безопасности.

Контакт с супругом, партнером - обидчиком в стенах центра исключен. Встреча возможна по истечении определенного времени только за пределами этого учреждения, что, помимо всего прочего, предохраняет его пациентов от дополнительных психических травм.

Посетители-пациенты Центры могут жить здесь до четырех месяцев. За этот период персонал (психологи, социологи, юрист, экономка, социальные работники) обычно снимают у них стрессовое состояние, заставляют самостоятельно объективно оценить причины и характер кризиса в отношениях с мужем, родным или близким, избрать оптимальный путь выхода из создавшейся ситуации, обстоятельно подумать о своей жизни и ее перспективах.

В Гетеборге существует три Женских кризисных центра, находящихся на бюджете городских коммун (районов) и один частный. В среднем, годичный бюджет таких центров составляет примерно три млн. крон. Основная часть расходов (до 90 % ) связано с оплатой аренды помещений и выплатой зарплаты сотрудникам (зарплата здесь колеблется от 12 до 16 тысяч крон в месяц, что близко к уровню средней заработной платы, существующей сегодня в стране).

Находясь в Центре, женщина может продолжить работать. Организовать быт ей помогут сотрудники и пациенты. Впрочем существуют и консультативная формы деятельности женского кризисного Центра, а также дневной вариант организации его работ. Обратившейся сюда за помощью могут получать не только квалифицированные консультации но и какое-то время днем (несколько дней) побыть здесь, отдохнуть, выйти из стрессового состояния, что, разумеется в социальном плане заметно снижает напряженность в отношениях между людьми, повышает их жизненные потенции, нормализует социальные связи.

В США глубинные исследования по проблеме насилия в семье над женщинами стали развиваться в последнее десятилетие. Менее 30 лет назад, семейное насилие было скрытой эпидемией и рассматривалось как относительно редкий тип поведения. Так с 1939 по 1969 в журнале The Journal of Marriage and the Family не было опубликовано ни одной статьи, содержащей слово "насилие" в своем заголовке. Исследование литературы, касающейся избитых женщин, выявило всего 4—6 цитат, в которых психоаналитики описывали нападение на жену, как редкий феномен, в котором кто-то один или оба были невротиками или психически больными. В ранней литературе содержались идеи некоторых психотерапевтов, которые рассматривали избиение женщин как редкий феномен, включающий женщин-мазохистов и мужчин-садистов, что привело к мифу о психопатологии . Сегодня, значительность проблемы хорошо известна. Факт того, что нападение супруга/партнера более распространено, чем автомобильные катастрофы, хулиганские нападения и раковые заболевания вместе взятые, что нападение со стороны знакомого — основная сторона нападений на женщину, что вероятнее женщину может убить ее предыдущий или настоящий партнер, чем незнакомец и что миллионы женщин в США подвергались или подвергаются избиению, стал общеизвестным. В нашей стране внутрисемейные убийства составляют около 40% всех убийств.

"Движение избитых женщин" появилось в Англии в 1971 году с основанием первого приюта для избитых жен. Второй приют был открыт в 1974 году в Нидерландах. В итоге, поощренное общественным движением в Соединенных Штатах в середине 1970-х, число приютов постепенно увеличилось с трех до сотен. Стало очевидно, что активисты движения нуждаются в научных исследованиях для поддержания их заявлений о значимости проблемы и для разработки эффективных программ помощи . Психологи и другие профессионалы в области социальных и поведенческих наук активно занялись этой социальной проблемой. Первым был разрушен миф о том, что избиение женщины случается редко и только людьми с психическими отклонениями. Первоначально исследование семейного насилия имело эпидемиологическую и демографическую направленность. Основной направленностью исследований этого периода было изучение психологических характеристик насильников. Жена/жертва рассматривалась как информатор о характеристиках насильника, так как они были наиболее достижимыми. Позднее, с наступлением предписанных судом процедур и распространением программ по лечению насильников, уже сам насильник стал доступен как объект исследования. Большое внимание стало уделяться динамике отношений агрессивных пар.

Исследования показали, что большинство жертв супружеского нападения — женщины, а большинство насильников — мужчины. В последние годы обнаруживается тенденция к росту числа избитых мужей . В России, также как и в большинстве европейских стран обнаруживаются та же тенденция. За последние 20 лет доля жертв женщин уменьшилась от 7:1 до 3:1 .

Была обнаружена тенденция к увеличению числа повторных избиений женщины, нарастанию жестокости , а также к тому, что избиение может закончиться убийством, самоубийством или и тем, и другим. В 1985 году, например, более 1300 женщин, составляющих 30% всех убийств женщин, были убиты мужем или другом. Шесть процентов из всех убитых мужчин были убиты их женами или подругами. В 1992 году 41% убийств женщин, в которых преступник был установлен, были совершены мужем или другом . А.Браун отметил, что в 1984 году из более 2000 людей, убитых супругами, две трети (1300) были женщинами, убитыми мужьями и одна треть (806) были мужчинами, убитыми женами.

Убийство/самоубийство почти всегда совершается мужчиной, который сначала убивает свою жену, подругу или отдаленного партера и затем себя. В других случаях намеченной целью являются жена и некоторые или все дети и/или другие члены семьи Первое национальное исследование семейного насилия открыло большую долю насилия, в которое вовлечены и муж, и жена, и отсюда возникло утверждение о "взаимном сражении" . Представление о "взаимной битве" твердо укоренился в американском общественном сознании и среди многих профессионалов, несмотря на то, что во многих исследованиях показано, что большинство женщин, бьющих своих супругов, делают это в целях самозащиты. Л.К. Хембергер рассмотрел выборку женщин, арестованных за семейное насилие, и обнаружил, что около двух третей женщин были избиты и применяли насилие, чтобы защитить себя или отомстить за предыдущее насилие против них.

Теории о причинах бытового насилия глубоко отражают социальные и политические взгляды, которые искажают и саму модель, и интерпретацию исследования.

Одна точка зрения на противоречия насилия между мужчинами и женщинами заключается в том, что насилие главным образом направлено против женщин. Нападение на женщин вплетено в патриархальную, дискриминирующую по половому признаку структуру общества, включающую в себя установленные ценности и обычаи, которые усиливают мужские привилегии и допускают насилие как "приемлемую" стратегию доминирования над женщинами. На основании этих принципов, движение избитых женщин ставит своей целью — добиться политических и социальных перемен для прекращения насилия женщин мужчинами . Другая точка зрения заключается в том, что люди разных полов имеют одинаковую возможность наносить травмы, вызывать страх или терроризировать своих партнеров. Согласно этому мнению считается, что женщины, так же, как и мужчины, могут инициировать насилие и эффективно его применять. Обнаружено, что семейные насильники имеют неполноценную Я-концепцию и низкую толерантность к фрустрациям, подвергались нападению в детстве и были свидетелями агрессии между родителями в юности. Хотэлинг и Шугерман отметили, что подверженность насилию в детстве или юности является одним из наиболее точных показателей риска последующего насилия по отношению к жене . Кроме того, семейные насильники являются менее уверенными в себе (особенно со своими женами) и имеют большую вероятность злоупотребления наркотиками и/или алкоголем. Другим направлением была разработка типологий семейных насильников. Были представлены типологии, в основе которых лежит личностные особенности и поведение. Гондолф предложил полученную эмпирическим путем типологию, в основе которой лежит поведение, включающую в себя три подтипа: "социопатический насильник", "антиобщественный насильник" и "типичный насильник". Саундерс применил кластерную стратегию для получения трех типов агрессоров: нападающих только на семью, агрессивных мужчин в целом и эмоционально неустойчивых агрессоров.

Было показано, что в целом агрессивные мужчины чаще подвергались нападению в детстве, и их агрессия часто была связана с употреблением алкоголя. Однако, существует множество различий по оцененным факторам, и не совсем ясно, как эти три подтипа связаны с подтипами, полученными в других исследованиях. Холцворс-Монро и Стюарт, проанализировав литературу по типологиям, предложили свою, состоящую из трех подтипов насильников: нападающих только на семью, дисфорические (пограничные) и проявляющих насилие в общем (антисоциальные). Эмпирическая проверка данной типологии в целом подтвердили данную модель Подводя итог, нужно отметить, что семейные насильники — это разнородная группа, не позволяющая выделить единый "профиль насильника", и не удивительно, что в литературе много противоречий об их психологических характеристиках. Несмотря на большое число исследований, не было разработано ни одной воспроизводимой, устойчивой и имеющей этиологический или клинический смысл системы подтипов. Современная интерпретация исследований о семейных насильниках осложнена несколькими факторами. Во-первых, существует большое разнообразие в выборочных совокупностях (выборки направленных судом, обратившихся самостоятельно и нераскрытых общностей являются тремя наиболее распространенными). Имеются некоторые различия в определении насильственных действий, в зависимости от того, кто является информатором (насильник, жертва, суд или полиция), а также от того, использовались ли стандартные методы и процедуры при их исследовании. Обобщая многочисленные психологические исследования семейного насилия можно выделить ряд факторов оказывающих влияние на возникновение и динамику семейного насилия — это факторы окружающей среды, стресс на работе, экономический стресс, когнитивный стиль, самоуважение, поведение партнера, удовлетворенность браком, истории насилия в семье родителей, употребление алкоголя или наркотиков, травма головы и нейропсихологическая дисфункция

Канада - признанный лидер в области разработки и проведения политики по пресечению насилия в семье. Она хорошо известна своими федеральными и региональными законами, а также социальными программами местного уровня, направленными на борьбу с этим злом. Сегодня проблемы семейного насилия интегрированы в текущие программы многих правительственных департаментов, таких, как министерство здравоохранения, министерство недвижимости и строительства, королевская канадская конная полиция (RCMP), министерство юстиции, министерство наследия, министерство по делам женщин, ведомство статистики Канады, а также ряд проектов и программ развивают министерство национальной обороны, министерство по делам индейцев и народов севера, министерство по делам гражданства и иммиграции, министерство иностранных дел и внешней торговли и другие.

Особое внимание уделяется вопросам медицинской помощи пострадавшим от злоупотреблений в семейных отношениях. Министерством здравоохранения Канады в сотрудничестве с медицинскими учебными заведениями, ассоциациями врачей и медсестер организованы курсы, обучающие семинары для медицинского персонала, занятого в работе с пережившими семейное насилие. Проведенное специальное исследование "Здравоохранение и насилие в отношении женщин" вскрыло всю глубину и серьезность последствий насилия для физического и психического здоровья жертв. По указанию министерства были также разработаны правила поведения для врачей и издано руководство для медсестер, оказывающих помощь пострадавшим от домашнего насилия.

Генеральная прокуратура и Министерство юстиции были также подключены к реализации программы. В ее рамках предусматривалось прохождение полицейскими специальной подготовки для работы с пережившими насилие - ведь так же, как россиянки, канадские женщины часто жалуются на грубость и бестактность работников правоохранительных органов. Полицейские получили инструкции и информационные материалы по оказанию помощи жертвам насилия. Канадскими юристами было подготовлено специальное пособие для социальных работников, поддерживающих пострадавших от насилия в семье. До 70-х годов в Канаде социальные службы не обеспечивали пристанищем женщин, подвергшихся насилию. Помощь иногда оказывали религиозные или благотворительные организации. Только в 70-е года, когда проблемы насилия стали шире обсуждаться в обществе, появилась необходимость создания убежищ, "безопасных домов" для пострадавших от насилия. Первые из них располагались в гостиных домах, в их числе дома временного пребывания в Ванкувере и Торонто. В 1980г. таких домов было уже более 70 по всей Канаде, а к 1990г. существовала сеть из 400 домов, расположенных как в городской, так и в сельской местности. Ныне их число достигло 470, и потребность в них велика: к примеру, в 1994г. 85 тыс. женщин и детей обратились за помощью в канадские убежища для жертв насилия.

Услуги, предоставляемые женщинам и детям в убежищах:

1.  терапевтическое консультирование

2.  индивидуальное и групповое консультирование

3.  24- часовая кризисная телефонная линия

4.  помощь в обращениях к юристам и в другие организации.

Многие убежища одновременно проводят образовательные программы, деятельность по сбору средств и тренинги для сотрудников и волонтеров. Делаются такие попытки помочь женщинам стать "социальными адвокатами" (общественными защитниками, для других женщин, страдающих от насилия). Во многих населенных пунктах Канады на первых страницах телефонных книг печатаются номера местных убежищ для женщин, подвергающихся домашнему или сексуальному насилию, а также кризисных центров, телефонов доверия и служб для детей, страдающих от жестокого обращения.

Средства на содержание указанных служб и убежищ представляются в первую очередь (82%) федеральными, провинциальными или муниципальными властями (всего 140 млн. долларов в год). Кроме того, 30 млн. долларов поступает от неправительственных источников (пожертвования, поиск средств самими убежищами, лотереи, займы и гаранты, деятельность "Юнайтед Уэй").

Кризисные центры в Канаде - это своеобразные социальные институты, живущие в соответствии со своими принципами и кодексом чести. Их деятельность покоится на следующих принципах:

·  конфиденциальность полученной центром или телефоном доверия информации;

·  равное уважение ко всем обратившимся независимо от их социального положения и национальной принадлежности;

·  доверительная атмосфера во взаимоотношениях между работниками центра и добровольными помощниками;

·  активная гражданская позиция.

Многие центры ведут активную общественную деятельность, участвуя, помимо просветительской и воспитательной работы, в законотворческом процессе. Так, представительницы кризисных центров добились внесения в законодательство понятия "об изнасиловании в браке".

Создание кризисных центров и убежищ является частью правительственной программы по насилию в семье, действующей в Канале с 1988г. На сегодняшний день в таких центрах существует множество программ, разработанных для комплексной реабилитации женщин-жертв семейного насилия.

 


Информация о работе «Социальная реабилитация женщин, пострадавших от семейного насилия»
Раздел: Социология
Количество знаков с пробелами: 130282
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 2

Похожие работы

Скачать
72440
1
0

... центров, набор их функций могут варьировать в зависимости от местных условий. Кроме того, существуют вневедомственные учреждения - кризисные центры. Которые решают проблемы женщин и детей, подвергшихся насилию в семье, работая над психологическими, экономическими, эмоциональными и другими аспектами данной проблемы Деятельность кризисных центров направлена на решение проблем женщин и детей- ...

Скачать
107476
0
0

... , т. к. усугубляет состояние женщин, испытывающих насилие. Также с женщинами проводятся психокоррекционные тренингипосредством различных упражнений. (См. Приложение 4) Еще одной формой работы с женщинами, испытывающими насилие является шелтер–социальная гостиница, где женщина с детьми может получить временное убежище и помощь специалистов в тех случаях, когда нормой общения в семье становятся ...

Скачать
182172
1
0

... и эффективного участия в решении важнейших социальных проблем, включая профилактику безнадзорности несовершеннолетних. II. Взаимодействие специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с негосударственными организациями по профилактике детской безнадзорности §1. Диагностика социума детей группы риска Основным "поставщиком" безнадзорных детей ...

Скачать
50629
8
0

... насилия в его различных формах и проявлениях, имеющейся информации достаточно для того, чтобы привлечь к этому явлению широкое внимание. Технологии социальной работы с женщинами, испытывающими насилие оказываются на базе социально - реабилитационных центров помощи семье и детям, предполагают: индивидуальное консультирование, позволяющее более полно концентрироваться на личной жизни; группы ...

0 комментариев


Наверх