2.2 Способность физических и юридических лиц, совершающих сделку, к участию в ней

Требования к субъектам сделок предполагают наличие правосубъектности. Применительно к физическим лицам речь идет об интеллектуальной и волевой состоятельности. Эта специфика предъявляемых к ним требований закреплена в ст. 171, 172, 175 - 177 ГК РФ. Возрастной критерий для малолетних до 14 лет и несовершеннолетних до 18 лет сомнений не вызывает. Объем их сделкоспособности соответствует уровню развития этих лиц. Законодатель разрешает малолетним самостоятельно совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации, либо сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем либо с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Помимо этого, несовершеннолетним от 14 до 18 лет предоставлено право самостоятельно совершать сделки по распоряжению своим заработком, стипендией и иными доходами; сделки по осуществлению авторских и изобретательских прав, других прав в сфере интеллектуальной собственности; сделки по внесению и распоряжению вкладами в кредитных учреждениях. Кроме того, малолетним и несовершеннолетним лицам закон не запрещает самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.

Наряду с этим законодатель устанавливает требования к психическому здоровью лица. Статья 171 ГК РФ гласит: ничтожна сделка, совершенная гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства. Тем самым акцентируется внимание на недееспособности физического лица. Следует иметь в виду, что причины, приведшие к признанию лиц недееспособными, т.е. характер и симптоматика заболеваний, у разных людей различны. Если в отношении слабоумного интеллектуальная и волевая порочность сделки сомнения не вызывает, то этого нельзя сказать применительно к другим душевнобольным лицам. Течение психического заболевания не исключает наличия моментов в сознании больного, когда он может осуществлять волевую коррекцию своего поведения. Согласно п. 2 ст. 171 ГК РФ в интересах гражданина, признанного недееспособным вследствие психического расстройства, совершенная им сделка может быть по требованию опекуна признана судом действительной, если она совершена к выгоде этого гражданина[19].

Применительно к юридическим лицам требования надлежащей правосубъектности изначально означают признание за организацией статуса юридического лица. Так, отсутствие факта регистрации общества с ограниченной ответственностью в качестве юридического лица обоснованно повлекло ничтожность заключенного этим обществом договора купли-продажи акций.

Юридические лица, обладающие общей правоспособностью, могут совершать любые сделки, не запрещенные законом. Юридические лица, обладающие специальной правоспособностью, могут совершать любые сделки, не запрещенные законом, за исключением противоречащих установленным законом целям их деятельности. Отдельные виды сделок могут совершаться юридическими лицами при наличии специального разрешения (лицензии)[20].

Согласно ст. 173 ГК РФ может быть признана недействительной сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью. При этом должно быть доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности. Отсутствие последнего условия исключает возможность признания недействительности сделки.

Определяя пределы юридически признаваемого в качестве сделок поведения для юридических лиц, норма ст. 173 отражает регулятивную функцию сделок. Устанавливая возможность индивидуального регулирования поведения юридических лиц в гражданском обороте, законодатель очерчивает его границы видами деятельности, конкретно перечисленными в учредительных документах, либо видом деятельности, требующим лицензии для ее совершения. Лицензия может быть получена, если учредительными документами соответствующий вид деятельности предусмотрен. Поэтому в ряде случаев основанием недействительности могут выступать одновременно и факт противоречия целям деятельности, и факт отсутствия лицензии на эту деятельность[21].

Волю юридического лица при совершении сделки выражает его орган. При этом по общему правилу правовые последствия возникают у юридического лица, если орган действовал в пределах правомочий, предоставленных ему в соответствии с законом, иными правовыми актами. Отдельные изъятия из этого правила предусмотрены законом, например в нормах ст. 173, 174 ГК РФ[22].

Свидетельством стремления законодателя к расширению правомочий юридического лица является ст. 174 ГК РФ. Согласно этой норме недействительность сделки как последствие совершения ее органом юридического лица с превышением полномочий может наступить лишь в случае, если другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об имевших место ограничениях полномочий на совершение сделки. При этом не требуется специально знакомиться с учредительными документами контрагента по договору. Попытка вменения этих обязанностей стороне в сделке противоречит презумпции разумности и добросовестности действий участников гражданского оборота

Помимо юридических лиц участниками гражданского оборота согласно п. 1 ст. 124 ГК РФ могут быть Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Эти субъекты в соответствии со своей правоспособностью вправе совершать разнообразные сделки, кроме противоречащих самой природе этих публичных образований. Например, они не могут завещать имущество, заключать договор коммерческой концессии и пр. При совершении сделок к указанным субъектам права по общему правилу применяются нормы, определяющие участие в гражданском обороте юридических лиц. Особенность состоит в том, что от имени Российской Федерации, ее субъекта приобретают и осуществляют права органы государственной власти, а от имени муниципального образования - органы местного самоуправления. И те и другие органы действуют в рамках своей компетенции, которая установлена актами, определяющими статус соответствующего субъекта[23].


Информация о работе «Содержание основных условий и признаков действительности сделки»
Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 61840
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
59359
0
0

... объектами. Государственная регистрация включает в себя следующие элементы: -    Прием документов, необходимых для государственной регистрации; -    Правовая экспертиза документов и законности совершаемой сделки; -    Установление отсутствия противоречий между заявленными требованиями о регистрации и уже зарегистрированными правами на объект; -    Внесение информации о совершенных сделках в ...

Скачать
47381
0
0

... ее условий. Установлено, что это содержание не должно противоречить закону. Однако не всегда только нормы законодательства выступают своеобразным барьером. Статья 169 ГК РФ говорит о недействительности сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности, так что противоречие основам правопорядка и нравственности также может служить основанием для признания сделки ...

Скачать
173736
0
0

... понимать значение своих действий или руководить ими // Юрист. - 2004. - № 5. - С. 19. 44.      Киселев А.А. Квалификация недействительности сделок по ст.168 ГК РФ // Нотариус. - 2005. - № 4. - С.24. 45.      Киселев А.А. Понятие недействительной сделки // Бюллетень нотариальной практики. - 2004. - № 3. - С.24. 46.      Киселев А.А. Проблемы квалификации недействительности кабальных сделок // ...

Скачать
39412
0
0

... что физические и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора. Представляется, что в качестве общего названия этого условия действительности сделки следует оставить "законность содержания", но разделить это условие на две составные части: негативные требования нормативных актов к ...

0 комментариев


Наверх