1.1 ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ
Исходя из общих принципов права, основой государственного управления при любом государственном устройстве является принуждение одной группой лиц – властной элитой – остальной части гражданского общества, сложившегося в определенном государстве. Основное выражение метод принуждения находит в юридической регламентации нормами административного права, наряду с другими его отраслями (уголовным, гражданским, налоговым и т.д.), определенного перечня прав, свобод и обязанностей индивида по отношению к личности, обществу и государству в целом. В частности, это применение государственными органами различных видов административной ответственности к субъектам административного права, которые нарушили те или иные нормативные предписания КоАП РФ и регионального законодательства в области административного права, что, согласно административной науке и сложившейся правоприменительной практике, является административным правонарушением.1
Административная ответственность представляет собой особую разновидность юридической ответственности.
А.Б. Агапов указывает на то, что административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности – уголовной, дисциплинарной, материальной, что выражается в принудительном характере мер воздействия на нарушителей, отрицательной оценке их поведения, в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспитанию нарушителей и профилактике правонарушений. В то же время она имеет свои специфические особенности:
1) устанавливать административную ответственность могут не только органы законодательной власти, а в пределах своей компетенции – и органы исполнительной власти;
2) административная ответственность налагается за правонарушения, не представляющие высокой степени общественной опасности;
3) административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного нарушения или нет, - достаточно самого факта нарушения правил, отражаемого нормами административно-правовых актов;
4) административная ответственность по преимуществу наступает вследствие правонарушений в сфере общегосударственных, а не частноправовых интересов1.
По мнению Д.М. Звоненко, А.Ю. Малумова и Г.Ю. Малумова, «Административная ответственность – это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях – и к организациям за нарушение законности и государственной дисциплины».1
Представляется, что основным предназначением административной ответственности является ее превентивная функция, побуждающая участников правоотношений к соблюдению законодательства. В основе указанной функции лежит моральное воздействие на субъекты правоотношений, предотвращающее противоправные деяния или бездействие.
В.В. Кизилов указывает на то, что нормативная основа административной ответственности – это система действующих норм права, закрепляющих: 1) составы административных правонарушений (основания ответственности); 2) систему административных взысканий и принципы их наложения; 3) круг субъектов, имеющих право налагать административные взыскания; 4) процедуру привлечения и ответственности, ее процессуальную форму.2
Нормативную основу административной ответственности образуют многие нормативные акты (законы, указы, постановления).
С 1 января 2008г. вступила в силу часть четвертая Гражданского кодекса, посвященная правам на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. В большинстве стран мира правовое регулирование интеллектуальной собственности регулируется специальными законами. Такие законы приняты например во Франции (Кодекс интеллектуальной собственности от 1 июля 1992 года) в Португалии а так же во многих развивающихся странах. В части четвертой ГК РФ предпринята попытка дать системное изложение вопросов правовой охраны интеллектуальной собственности.
Особое место среди нормативных актов принадлежит Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, который вступил в действие на всей территории Российской Федерации с 1 июля 2002 г. Он кодифицировал российское законодательство об административной ответственности и значительно развил его. Наряду с материальными нормами (системой взысканий, составами правонарушений и др.) Кодекс содержит большое число административно-процессуальных норм, регулирующих производство по делам об административных правонарушениях.
По справедливому замечанию А.Н. Борисова, КоАП РФ является главным источником по ряду причин:
- это самый большой по объему кодифицированный акт, регулирующий административную ответственность;
- он регулирует общие вопросы ответственности (систему взысканий, принципы их применения, производство по делам об административных правонарушениях и др.).1
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Как видно из перечисленных правовых формулировок, административное правонарушение характеризует ряд правовых признаков.
Во-первых, это деяние, то есть, объективно выраженное действие или бездействие (а не какие-либо желания, умозаключения и т.д.).
Во-вторых, это деяние, посягающее на любой из пяти перечисленных общих родовых объектов (государственный порядок; общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления).
В-третьих, это виновное деяние. Ч. 1 ст. 1.2 КоАП РФ непосредственно указывает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а ч. 3 ст. 26.1. – что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
В-четвертых, это противоправное деяние, то есть, противоречащее каким-либо правовым предписаниям.
В-пятых, это деяние, за совершение которого действующим законодательством предусмотрена административная ответственность1.
«Деяние, – пишет Ю.А. Дмитриев, – содержащее все признаки административного правонарушения, может быть фактическим основанием административной ответственности лишь тогда, когда оно находится в полном соответствии с условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими ее).
Условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими ее) является наличие или, соответственно, отсутствие следующих обстоятельств: умышленной или неосторожной вины, крайней необходимости или необходимой обороны, вменяемости или невменяемости правонарушителя, смягчающей или отягчающей ответственности обстоятельства, а по некоторым составам административных правонарушений причинной связи между противоправным действием и наступившими последствиями».[1]
Признаваемое административным правонарушением деяние - это антиобщественное, вредоносное деяние, дезорганизующее систему общественных отношений, но в отличие от преступления, не рассматриваемое государством в качестве общественно опасного деяния.
При этом граница между антиобщественной вредоносностью административного проступка и общественной опасностью преступления устанавливается при формировании составов административных проступков законодателем (а не правонарушителем), причем зачастую достаточно точно и четко.[2]
Под составом административного правонарушения А.Н. Борисов понимает «установленная законом совокупность признаков, при наличии которых соответствующее деяние считается административным правонарушением. Состав любого административного правонарушения включает в себя четыре юридических элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону».[3]
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, которые регулируются и охраняются нормами административного права в сферах исполнительной власти, предусматривающими применение видов административного наказания (ст. 32 КоАП РФ).
Общим профилактическим объектом является предупреждение административных правонарушений. Видовой объект – специфическая юридическая группа общественных отношений, являющаяся разновидностью родового объекта. В КоАП РФ видовой объект достаточно полно и объемно регулирует административную ответственность: транспорт, дорожное движение, финансы, налоги и сборы, рынок ценных бумаг, таможенное дело, воинский учет.
Объективная сторона административного правонарушения – это система предусмотренных нормами административного права признаков, характеризующих его внешние проявления. Важнейший среди них тот, который определяет само деяние (хищения, торговля, хранение, уклонение и т.д.), разновидностями которого могут быть действие и бездействие.
Деяние – то вокруг чего группируются иные признаки объективной стороны (способ, время, место и др.). Очень часто в составе административного правонарушения присутствуют признаки места (общественное место, пограничная зона, железнодорожный путь, грузовой двор) и времени (например, охота, рыболовство, пользование объектами живого мира возможно лишь в разрешенные сроки).
Способ совершения административного правонарушения представляет собой порядок, форму, последовательность действий, приемы, применяемые нарушителем.1
Важной составляющей объективной стороны Кодекс определяет в той или иной форме действия лиц, которые участвуют в административных правонарушениях по поводу:
- неисполнения распоряжения судей или судебного пристава (ст. 17.3);
- невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делам об административном правонарушении (ст. 17.7);
- невыполнения законного распоряжения сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3).
В круг субъективной стороны входят те правонарушители, которым виновный оказывал незаконное содействие в государственной регистрации транспортных средств, всех видов механизмов и установок (ст. 19.22), осуществление деятельности по трудоустройству граждан России за границей без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных лицензией (ст. 18.13) и др.
А.Н. Борисов со ссылкой на определенные статьи КоАП РФ, отмечает, что субъектами административного правонарушения являются:
- лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ); юридические лица, предусмотренные статьями раздела II Особенной части Кодекса или законами субъектов РФ об административных правонарушениях ст. 2.10 КоАП РФ;
- должностные лица в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП);
- иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории России административные правонарушения. Они подлежат административной ответственности на общих основаниях (ст. 2.6 КоАП).[4]
Субъективная сторона характеризует вину правонарушителя, а иногда также мотив и цель деяния. Вина может быть умышленной и неосторожной.
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если совершившее его лицо сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. Совершенным по неосторожности признается такое административное правонарушение, где совершившее его лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело наступления таких последствий, но должно было и могло их предвидеть.[5]
Л.И. Зайцева признает различие между такими понятиями как охрана авторских прав и их защита. Под охраной понимается установление всей системы правовых норм, направленных на соблюдение прав авторов и их правопреемников. Тогда как защита – это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения.[6]
Авторские права могут нарушаться как в рамках договора, заключенного между автором или иным правообладателем с пользователем произведения, так и в случае так называемого внедоговорного использования произведения, когда оно используется без согласия автора или иного правообладателя на произведения и без уплаты соответствующего вознаграждения.
Когда речь идет о защите авторских прав, то речь идет о защите прав не только авторов, но и их правопреемников. Это заключается в том, что имущественные и неимущественные права авторов могут нарушаться как при жизни авторов, так и после их смерти. Кроме того, сами исключительные права авторов могут переходить другим лицам.
Нарушенные авторские права могут защищаться с помощью норм различных отраслей права. Так, за наиболее серьезные нарушения авторских прав (например, за плагиат) предусмотрена уголовно-правовая ответственность. При этом следует различать понятия плагиата и заимствования, под которым нужно понимать цитирование отрывков произведений других авторов.
В случае нарушения авторских прав государственными организациями возможен и административный порядок защиты, то есть путем обращения в вышестоящие организации по отношению к организации нарушителю. В данном случае речь идет об обращении авторов и их правопреемников в государственные органы, в ведении которых находятся учреждения, использующие произведения.1
Ст. 7.12 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение авторских прав, а именно: за продажу, сдачу в прокат и иное незаконное использование экземпляров произведений и фонограмм. Вводя данную статью, законодатель прежде, всего преследовал цель поставить заслон нарушениям авторских прав.
Это вытекает хотя бы из того, что противоправными считаются в первую очередь продажа и сдача в прокат материальных носителей произведений и фонограмм, если они осуществляются с нарушением установленных правил. Однако диспозиция статьи сформулирована таким образом, что ею охватываются не только действия по распространению экземпляров произведений и фонограмм, но и иное незаконное их использование. Поэтому в принципе административная ответственность может наступать и за незаконное воспроизведение, импортирование, публичное исполнение и иное использование произведений и фонограмм.
И.А. Панкеев отмечает, что ограничителями выступают лишь два обстоятельства, а именно связь правонарушения с материальными носителями произведений и фонограмм и преследование нарушителем коммерческих целей. В этой связи данная статья, как правило, не может быть применена к случаям незаконной передачи произведения или фонограммы в эфир или по кабелю, их переделки или иной переработки, публичного исполнения, если при этом используются правомерно введенные в оборот материальные носители произведений и фонограмм.[7]
Из приведенной гипотезы статьи видно, что административная ответственность может наступать не только когда нарушитель имеет дело с контрафактными экземплярами произведений и фонограмм, то есть, такими экземплярами, изготовление и распространение которых влекут за собой нарушение авторских или смежных прав. Противоправными с точки зрения закона считаются такие действия, которые хотя и не нарушают чужих авторских или смежных прав, но направлены на введение потребителей в заблуждение относительно происхождения материальных носителей произведений и фонограмм или правообладателей. Так, если даже на фонограмме зафиксированы неохраняемые произведения и (или) исполнения, но указаны ложные сведения о ее изготовителе или месте производства, воспроизведение или распространение такой фонограммы образует административное правонарушение. Введение ответственности за подобные действия имеет целью защиту прав, как потребителей, так и обладателей авторских и смежных прав, поскольку ложная информация о происхождении материальных носителей значительно затрудняет борьбу с пиратством.[8]
Основным составом административного правонарушения в сфере авторских прав является ст. 7.12 КоАП РФ. Административная ответственность наступает не только в случаях, когда речь идет о распространении и изготовлении контрафактных экземпляров и фонограмм, но и при введении потребителей в заблуждение. Ложная информация о происхождении материальных носителей произведений или фонограмм, а также ложные сведения о правообладателе усложняют борьбу с интеллектуальным пиратством. Указанная статья защищает как обладателей авторских и смежных прав, так и потребителей. За указанные действия предусмотрен штраф.
Итак, в РФ наряду с гражданско-правовой, действует административная и уголовная ответственность за нарушение авторских прав. Применение административной ответственности к нарушителям авторских прав является способом их защиты в случаях непосредственного обнаружения фактов распространения и использования контрафактной продукции при отсутствии по тем или иным причинам признаков преступления.
Вместе с тем необходимо отметить, что принимаемые меры к нарушителям в сфере авторских прав не соответствуют по своей эффективности реальной действительности. В практике ОВД часто возникают сложности при рассмотрении административных дел в сфере авторских прав а именно при определении, как суммы ущерба, так и самих правообладателей. Это выражается в том, что в работе ОВД используются устаревшие базы данных.
... и декреты Президента, и никакая другая правовая норма (указ, правительственное постановление и т.д.). Юридические основания административной ответственности в упорядоченном систематизированном виде впервые были установлены, начиная только с 80-х годов, т.е. с принятия на союзном уровне «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях» в 1980 году [18. с. ...
... учреждениях, «силовых» структурах и т.п. Дисциплина является мощным средством против дезорганизации в ее разных формах и степенях. 87 ТЕМА 1: ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТГП 1 Общая характеристика науки «теория государства и права». ТГиП относится к общетеоретической части юридической науки (следует обратить внимание, что к юридическим наукам относится не ГиП, а именно Теория ГиП, т.е. теоретические знания ...
... , должно быть облечено в определенную правовую форму. Оно должно быть выражено в виде закона, указa, постановления, решения, приказа, инструкции или в иной установленной форме Теория государства и права. / Под ред. В.К. Бабаева. М., 1999. С.320.. Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и ...
... жизнь, не возведенная в ранг "грамматики", систематически разрушалась. Она отождествлялась с невежеством, отсталостью, "закостенелостью". 51. Понятие и виды источников права В теории государства и права источник права рассматривается в нескольких смысловых значениях. Во-первых, в качестве источников права выступают общественные отношения, требующие регулятивно-охранительного воздействия со ...
0 комментариев