Хорваты и сербы в составе монархии Габсбургов в Новое время
1. Социально-экономическое и политическое положение на хорватских землях в конце XVIII-начале XIX вв.
Хорватские земли к началу XIX века были разобщены и находились под разным административным управлением, но все же оказались после наполеоновских войн в составе одного государства – Австрийской империи. Это произошло после того, как в 1797 г. бывшие Венецианские владения в Далмации перешли под власть Вены, в 1805 г. после Аустерлица по Пожунскому миру отошли Франции. С 1809 по 1813 гг. Далмация и Истрия являлись составной частью Иллирийских провинций, а в 1815 г. окончательно были закреплены за монархией Габсбургов.
Объединенные границами Габсбурской империи, хорватские земли все же не составляли единой административной единицы, они подчинялись разным имперским центрам. Гражданская Хорватия и Славония входили в Венгерское королевство, хорватские земли Военной Границы, Далмации и Истрии напрямую подчинялись Вене. При этом Гражданская Хорватия была отрезана от Славонии двумя вклинившимися региментами (военными округами) Военной Границы (Крижевацкий и Джурджевацкий регименты Вараждинской крайны). Порт Риека и его округ считался венгерским владением. Таким образом, упоминаемое хорватским сабором политическое наименование Хорватии – Триединое Королевство Хорватия, Славония и Далмация – существовало лишь на бумаге, а на деле хорватские земли были дезинтегрированы. Воссоединение их в одну административную единицу, для начала хотя бы в рамках Австрийской империи, было главной политической задачей хорватских патриотов на протяжении всего XIX века. Противниками хорватского административного объединения выступали как венский центр, так и венгерская буржуазия, поскольку это мешало их унитаристским устремлениям.
Население хорватских земель не было национально гомогенным, значительным был процент сербского населения (от 1/2 на территориях Военной Границы до 1/5 в Далмации), кроме того в разных частях Хорватии жили итальянцы, венгры, немцы, евреи. По данным середины XIX в. в Гражданской Хорватии и Славонии проживало 850.000 чел., на Военной Границе – 673.000, в Далмации – 415.000, в Истрии – 234.000.
Не существовало и единого хорватского языка. Хорваты говорили на трех разных диалектах и использовали семь различных правописаний. Задача создания способствующего национальному единению общехорватского литературного языка была очень актуальной и начала выполняться хорватской интеллигенцией в 30-е гг. XIX в.
Хорваты были единственным из южнославянских народов, сохранившим национальное дворянство. Их число вместе с членами семей составляло около 20.000 человек, т.е. около 2% населения. В основном это среднее и мелкое дворянство. Представители высшей титулованной аристократии были по большей части немецкого или венгерского происхождения. Славонские помещики были тесно связаны с венгерским рынком, венгерским дворянством и буржуазией, именно они явились основой так называемого мадьяронства, т.е. сторонниками интеграции Хорватии и Венгрии.
Абсолютное большинство населения Хорватии составляло крестьянство, лично свободное согласно реформам Иосифа II, но практически не получившее земли. Три четверти змли принадлежало помещикам и 85% крестьян находились в феодальной зависимости от них. Они были привязаны к своему помещику урбариальными повинностями, то есть включенными в реестр обязательных и регламентированных Урбариями Марии-Терезии и Иосифа П. Обязанности кмета по отношению к помещику включали разные виды отработки и денежных выплат, которые они выплачивали наряду с государственным налогом. Это означало не менее 1–3-х дней барщины в неделю, запрет молоть зерно не на господской мельнице, жениться или брать в долг без согласия помещика, и другие формы феодальных отношений. Отмена урбариальных повинностей была одним из основных требований крестьян и важным условием для развития капиталистических отношений в Хорватии. Попытки реформ проводились в 30–40-е гг. XIX в., но сталкивались с сопротивлением дворянства заявлявшем, что ликвидация кметства приведет его к полному обнищанию, так как нет средств для оплаты наемных рабочих. Для обработки барской запашки кметы, правда, привлекались и на условиях денежной оплаты, но плата эта была мизерной. Таким образом крестьянский вопрос до революции 1848 г. не был решен, хотя некоторые шаги в высвобождении личной инициативы кметов были сделаны. Так, хорватский сабор в 1836 г. принял решение, что крестьяне могут покидать свои наделы без выплаты, лишь поставив в известность своего господина.
Гражданская Хорватия и Славония (также, впрочем, как Военная Граница и Далмация, речь о которых пойдет ниже) были чисто аграрными областями империи. Основная специализация хозяйства – производство зерновых. В 20–30-х гг. XIX в. произошел некоторый сдвиг в модернизации сельского хозяйства, оно стало более интенсивным, помещики и зажиточные крестьяне активно занялись зерновой торговлей. Так складывалась хорватская торговая буржуазия. И все же, Гражданская Хорватия и Славония оставались одними из самых отсталых областей Австрийской империи.
Хорватии и Славонии отводилась роль производящих сельскохозяйственных областей, перерабатывающие и торговые функции отводились Венгрии. Становление деревообрабатывающей и пищевой промышленности начнется лишь в конце 40-х – начале 50-х гг., но в очень скромных размерах. В рамках австро-вегнерского имперского рынка и разделения труда сельскохозяйственная специализация Хорватии и Славонии была вполне естественной и закономерной. При общем отставании темпов промышленной революции в Австрии, трудно было бы ожидать интенсивного подъема промышленности на ее периферии.
Экономическая задача Хорватии и Славонии заключалась в интенсификации сельскохозяйственного производства и развитии сети коммуникаций для торговли зерном. В этом вопросе сталкивались интересы хорватской и венгерской торговой буржуазии. Владея портом Риека, венгры старались захватить первенство в экспортной торговле зерном.
Города Хорватии были сравнительно невелики, их совокупное население в начале XIX века не превышало 30.000 чел., а главный город Загреб насчитывал около 8.000 чел. Города обладали широкими муниципальными правами, своим магистратом, направляли своих депутатов в сабор. Городские ремесленники были объединены в цеха, которые в этой части империи были ликвидированы только в 1859 г. Правда, с изданием в 1813 г. «Общего цехового порядка» государство пыталось контролировать цеховые правила, регламентировать услуги и цены, приспособить цех к новых экономическим реалиям. Хорватские города – Загреб, Вараждин, Карловац, Сисак, Пожега, Осиек, Вуковар были не только административными, торговыми, ремесленными центрами, они же были резиденциями хорватского дворянства, которое составляло вместе со священниками весьма значительный процент городского населения. Хорватское обедневшее дворянство в городах составило политически активный, мобильный слой патриотической интеллектуальной элиты, включившейся в дело возрождения и консолидации нации.
Хорватские священники-католики также активно участвовали в процессах хорватского национального единения. Католическая церковь, господствующая в Хорватии, была мощным консолидирующим фактором. Одним из деятелей церкви, усилия которого были направлены на возрождение хорватской культуры, языка, национального единства был епископ-янсенист Максимилиан Врховац (1752–1827 гг.), с 1788 по 1827 гг. возглавлявший Загребскую епископию Загребская епископия подчинялась архиепископии в Венгрии, и это также вызывало недовольство хорватских патриотов, требовавших самостоятельности церкви в Хорватии. Церковь играла огромную роль в жизни хорватского общества, католические священники оказывали большое влияние на этические и национальные взгляды своих прихожан. Православная паства в Хорватии и Славонии окормлялось священниками, назначаемыми патриархией в Сремских Карловцах. Центром для 20.000 униатов была Крижевацкая метрополия.
В административном плане подчиненные Венгерскому королевству Гражданская Хорватия и Славония к началу XIX в. утратили большую часть своих автономных прав. Многовековой процесс подчинения венгерской власти хорватских территорий завершился в 1790 г., когда опасаясь германизаторских унитаристских инициатив йозефенизма, хорватское дворянство передало большую часть полномочий Хорватского сабора Венгерскому Государственному собранию. С этого времени начался процессс последовательной политики мадьяризации в Хорватии и Славонии. Первым шагом было обязательное изучение венгерского языка в начальных школах Хорватии и Славонии, введение венгерского языка в качестве языка администрации вместо латыни на территориях короны Святого Стефана. Это отвечало национальной венгерской идее – созданию независимого венгерского унитарного государства. Идеологическим обоснованием мадьяризации венгерские деятели национального движения объявили концепцию единого венгерского народа («нацио хунгарика»), объединяющего все мадьярские и немадьярские элементы в рамках Венгерского королевства. С 1825 г. Венгерское Государственное собрание делает все возможное, чтобы заменить во всех учреждениях немецкий и латынь венгерским языком, а в 1827 г. оно упоминаетв официальных документах Хорватию как подчиненную венгерскую территорию. Одним из важных вопросом в венгеро-хорватских отношениях последующих лет становится проблема политического статуса, характеризующего отношения Вегерского королевства и Триединого королевства. Хорватский сабор, заявляя о своих мунициальных правах, настаивает на статусе союза, а не подчинения. Разворачивается борьба за исторические «права» Хорватии, за расширение полномочий Хорватского сабора. Сопротивление венгерскому давлению как в области экономики, так и в языковой и политической сферах стало еще одной важной задачей хорватского Национального Возрождения. Эта задача, правда, лишь наполовину была решена в 1868 г. после заключения Хорвато-Венгерского соглашения.
Итак, уже в первой трети XIX века определились три главные национально-государственные задачи Хорватии: 1) собирание хорватских земель в одну административную единицу; 2) оформление и распространение хорватского единого литературного языка как мощного фактора формирования национального самосознания и национального единения; 3) сопротивление экономической, политической и культурной мадьяризации.
Хорватская национальная идея развивалась в русле общеевропейского процесса национальной консолидации, связанного как с новыми явлениями в социальной и экономической области – промышленной революцией, активизацией политической деятельности буржуазии, так и с либеральными и демократическими идеями Великой французской революции. Хорватские земли были включены в начале XIX века в орбиту наполеоновских войн, что оказало влияние на оформление идеи национальной консолидации.
... , поддерживала югославянские идеи, выступала с антиавстрийскими лозунгами и была связана с боснийской подпольной организацией «Молодая Босния». 3. Культура Словении, Боснии и Герцеговины в ХIХ - начале ХХ в. босния герцоговина словения монархия В число задач национальной интеграции, политической самостоятельности и модернизации социально-экономической системы как непременное условие входила ...
... : стремлением причислить словенцев к немцам, с одной стороны, а с другой — подчеркнуть самостоятельность отдельных словенских территорий (характерный пример — "Слава герцогства Крайны" Вальвасора, "Анналы Каринтии" Иеронима Магисера и "Карниола древняя и новая" Иоганна Людвига Шенлебена ). (128) 3. Боснийские земли в XIII - XV вв. В первой половине XIII в. возник особый комплекс проблем, ...
... моря в Индийский океан), Кейптаун (Мыс Доброй надежды в Южной Африке), Сингапур (Индийский порог), Гонконг (Китайский порог) Основной принцип: «Разделяй и властвуй!»;1857г. – начало захвата Индии (Бенгалия) «Белые» колонии (населенные выходцами из Европы): Канада (с 1867г. доминион), Австралия, Новая Зеландия Франция 1804г. – Наполеон – император Франции; I империя (1804-14) 1805г. – начало ...
... особенно в финансово-экономической сфере. Все ключевые министерства — финансов, торговли, путей сообщения, военное - были венгерскими, и основные направления развития Хорватии полностью зависели от венгерского правительства. Хорвато-венгерское соглашение не решило задач национального объединения и государственной самостоятельности Хорватии. И все же из всех южнославянских территорий Австро-Венгрии ...
0 комментариев