6. Хорватия накануне первой мировой войны
Социально-экономическое положение Хорватии в начале ХХ века коренным образом не изменилось. Это по-прежнему была отсталая аграрная территория Австро-Венгрии, где девять десятых населения были сельскими жителями. 17 городов Хорватии развивались медленно, самыми быстрыми темпами росла столица – Загреб, население которого к 1910 году составило 75.000 чел. (в 1867 г. – 20.000, в 1890 г. -40.000). Хорватская буржуазия в основном была торговой, капитал в основном – ростовщический. Наиболее многочисленна и политически активна мелкая торгово-промышленная буржуазия. Хорватские национальные банки на протяжении многих лет боролись с находящимся под венгерским и австрийским контролем Ипотечным банком, захватившим самые выгодные при аграрной структуре хозяйства – ипотечные операции. Лишь к 1907 г. удалось нарушить эту монополию.
Рубеж веков ознаменовался во всей Европе транспортным бумом, строительством железных дорог, развитием всех средств передвижения. Хорватия этого, практически не ощутила. Железные дороги, финансируемые из бюджета, строились в основном с учетом венгерских торговых интересов – направлении Адриатики и вглубь Балканского полуострова. Местные линии, связывающие центр и окраины финансировались за счет краевого бюджета. Все же удалось выстроить железнодорожные ветки, связывающие Славонию с западной Хорватией.
В политической жизни Хорватии на арену выходит в 1904–1905 гг. новая партия – Хорватская народная крестьянская партия (ХНКП). Ее возглавили уже хорошо известные в крестьянском движении основатели газеты «Дом» (1890 г.) братья Антун (1869–1919 гг.) и Степан (1871–1928 гг.) Радичи. Выходцы из многодетной крестьянской семьи, они хорошо знали проблемы хорватского села. Идеолог партии – Степан Радич стал первым депутатом от партии в Хорватском саборе. Программа партии предусматривала не только создание крестьянских финансово-экономических организаций, просвещение и модернизацию села, но и выдвигала общедемократические требования: всеобщего избирательного права, политических свобод и равенства перед законом. Программа партии предусматривала создание независимого Хорватского государства, республиканского по форме государственного правления. Это должно было быть «крестьянское государство», где общественные отношения, построенные на основах крестьянской кооперации, должны были способствовать экономическому развитию страны по аграрному пути. Партия обладала большим весом и авторитетом и вскоре стала самой массовой партией в Хорватии.
Независимая народная партия в 1902–1903 гг. объединилась с той умеренной частью партии права, которая не вошла в состав Чистой партии права И. Франка. Это новое объединение на платформе совместной борьбы за более полную автономию Хорватии получило название Хорватская партия права. Такая привязанность к термину «партия права», которую высказывали столько разно ориентированные политические партии, объяснялась тем, что в основе требований воссоздания независимости и целостности Хорватии все партии ставили исторические «права» Хорватии, зафиксированные во время подписания Хорвато-венгерской унии 1102 года. Самое главное право – это право в любой момент выйти из состава Венгерского королевства.
Перед угрозой венгерского и австрийского наступления на автономные права других народов большинство партий Хорватии, Славонии и Далмации пришли к выводу о необходимости объединения политических усилий. Инициаторами этого объединения, получившего название политика «нового курса» выступили политические деятели Далмации – Франьо Супило и Антун Трумбич. Далмация была в самом уязвимом положении. Находясь в составе Цислейтании, она была еще и под сильным влиянием местного итальянского сепаратизма. Осенью 1905 г. в Риеке представители нескольких хорватских оппозиционных партий (из числа депутатов саборов Хорватии и Далмации) подписали «Риекскую резолюцию». К ней не присоединился Степан Радич, который считал невозможным какую-либо кооперацию с венграми. В это же время в Задаре встретились представители сербских оппозиционных партий на территории Хорватии (также депутаты саборов) и подписали «Задарскую резолюцию», в которой поддержали политику «нового курса». В результате этих двух договоренностей возникло очень важное для политической жизни предвоенной Хорватии политическое объединение – Хорвато-сербская коалиция, которую возглавил лидер Сербской народной независимой партии Светозар Прибичевич (1875–1936 гг.). Оно объединило две хорватских (Хорватскую партию права и Хорватская прогрессивная партия) и две сербских (Сербская независимая партия и Сербская радикальная партия) политических партии, к которым в течение года примыкали и социал-демократы. В результате совместно проведенной избирательной кампании в 1906 г. Хорвато-сербская коалиция получила большинство мест в хорватском саборе. За год пребывания у власти коалиция сумела добиться смягчения цензуры, легализации и признания профсоюзных организаций. Но уже вскоре произошел отход от политики «нового курса», связанный с тем, что венгерские оппозиционеры отказались от борьбы за полную независимость Венгрии.
В 1908–1909 гг. после аннексии Боснии и Герцеговины усилилось давление австро-венгерских властей на оппозиционные партии славянских народов. Не избегла этой участи и Хорвато-сербская коалиция, которую обвиняли в сотрудничестве с королевством Сербия. Учитывая враждебные отношения Австро-Венгрии с этой страной, обвинение принимало характер государственной измены. Коалиция сумела выиграть затеянный против нее процесс, но восстановить свое былое политическое влияние не смогла.
Последние пять лет накануне первой мировой войны в Хорватии и Славонии прошли неспокойно. Широкое участие в политической борьбе молодежи и создание молодежных террористических организаций, охватившее Европу, не обошло и Хорватию. Здесь наряду с хорватскими национально-патриотическими организациями «Соколов», создавались и подпольные террористические анархистские группы студентов и школьников. В 1912 г. такая группа подготовила окончившееся неудачей покушение на бана Хорватии Цувая.
... , поддерживала югославянские идеи, выступала с антиавстрийскими лозунгами и была связана с боснийской подпольной организацией «Молодая Босния». 3. Культура Словении, Боснии и Герцеговины в ХIХ - начале ХХ в. босния герцоговина словения монархия В число задач национальной интеграции, политической самостоятельности и модернизации социально-экономической системы как непременное условие входила ...
... : стремлением причислить словенцев к немцам, с одной стороны, а с другой — подчеркнуть самостоятельность отдельных словенских территорий (характерный пример — "Слава герцогства Крайны" Вальвасора, "Анналы Каринтии" Иеронима Магисера и "Карниола древняя и новая" Иоганна Людвига Шенлебена ). (128) 3. Боснийские земли в XIII - XV вв. В первой половине XIII в. возник особый комплекс проблем, ...
... моря в Индийский океан), Кейптаун (Мыс Доброй надежды в Южной Африке), Сингапур (Индийский порог), Гонконг (Китайский порог) Основной принцип: «Разделяй и властвуй!»;1857г. – начало захвата Индии (Бенгалия) «Белые» колонии (населенные выходцами из Европы): Канада (с 1867г. доминион), Австралия, Новая Зеландия Франция 1804г. – Наполеон – император Франции; I империя (1804-14) 1805г. – начало ...
... особенно в финансово-экономической сфере. Все ключевые министерства — финансов, торговли, путей сообщения, военное - были венгерскими, и основные направления развития Хорватии полностью зависели от венгерского правительства. Хорвато-венгерское соглашение не решило задач национального объединения и государственной самостоятельности Хорватии. И все же из всех южнославянских территорий Австро-Венгрии ...
0 комментариев