7. Наказание по своему содержанию является карой, т.е. заключается в лишении или ограничении прав и свобод осужденного.
Признание в ст. 43 УК РФ кары сущностной чертой наказания подвело итог научным спорам по вопросу о том, является ли кара одной из целей наказания. С принятием УК 1996 г. стало очевидным, что уголовный закон рассматривает кару в качестве конструктивного признака наказания, характеризующего его содержание. Это означает, что осуществляемая государством уголовная политика не имеет своей конечной целью причинение лицу, совершившему преступление, зла, отмщение за содеянное, поскольку направлена на достижение социально значимых результатов.
Наказание представляет собой реализацию уголовной ответственности в обвинительном приговоре суда. Наказание – важнейший этап уголовной ответственности. УК различает уголовную ответственность и наказание. Началом уголовной ответственности является совершение преступления. Окончанием – погашение или снятие судимости. К уголовной ответственности привлекают и освобождают от нее органы дознания, следствия, прокуратуры, суд. Наказание выносит только суд, и он же освобождает от него.
Погашение и снятие судимости аннулирует все правоограничения, связанные с наказанием.[27]
Цели наказания в ч. 2 ст. 43 УК РФ определены так: « Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений».
Уголовно-исполнительный кодекс РФ говорит о двух целях исполнения наказания: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденным, так и иными лицами.[28]
Уголовный закон называет три цели наказания:
1) Восстановление социальной справедливости.
Зубкова В.И. выделяет три аспекта цели социальной справедливости: взаимосвязь и максимальная соразмерность общественной опасности и тяжести преступления, личности виновного и наказания; учет интересов потерпевшей стороны, т.е. назначенное виновному наказание должно породить у потерпевшего чувство неотвратимости наказания и справедливости; неотвратимость наказания. [29]
Цель наказания в виде восстановления социальной справедливости предполагает: а) оптимально возможное возмещение, заглаживание посредством наказания причиненного преступлением вреда личности, обществу, государству; б) соразмерность опасности наказания опасности преступления, личности виновного, смягчающим и отягчающим обстоятельствам; в) запрет двойного наказания; г) недопущение в качестве цели наказания причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства. В перспективе восстановительно-компенсационная цель должна превалировать над другими целями наказания.[30]
2) Исправление осужденного.
Согласно ст. 9 УИК РФ «Исправление осужденных – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения».
Цель наказания в виде исправления считается достигнутой, если осужденный перестает быть рецидивоопасным. Уголовно-исполнительное право выступает средством достижения этой цели. Кроме того, оно используется судом при применении ст. 73, 79 и 80 УК РФ.
3) Предупреждение совершения новых преступлений (общая и специальная превенция).
Специальная превенция заключается в предупреждении совершения преступления самим осужденным. Она, по сути, смыкается с уголовно-правовым исправлением. Особое внимание уделяется необходимости личностного подхода в рамках специальной превенции.[31]
Цель общего предупреждения заключается в предупреждении совершения преступлений иными лицами. Общая превенция представляет собой предупреждение преступления со стороны тех неустойчивых граждан, которых от совершения преступления удерживает только угроза наказания или реальное наказание другого осужденного.
Данная цель считается достигнутой, если наказанное лицо теряет свою рецидивоопасность, т.е. не совершает новых преступлений. На проступки и аморальное поведение это не распространяется.
Реализация целей наказания в правоприменительной деятельности суда осуществляется с помощью предусмотренного уголовным законом перечня наказаний, которые различаются по своему содержанию, характеру оказываемого ими воздействия, пределам и порядку применения. Наказания, предусмотренные в УК, образуют определенную систему.[32]
Г. Цепляева говорит о том, что цели наказания являются равновеликими. Каждая из них придает видам наказания специфические восстановительные, исправительные и предупредительные функции. На основании этого, она делит все наказания на три подсистемы: система наказаний восстановительного свойства; система наказаний, обладающих исправительными свойствами; система наказаний предупредительного свойства. Любой вид наказания преследует общие восстановительные цели, но специальными восстановительными функциями обладают только наименее строгие виды наказания. К ним относятся комбинированная разновидность наказаний и рассматриваемые нами дополнительные наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Весьма серьезное практическое значение имеет вопрос о целях назначения дополнительного наказания, во-первых, потому что об этом ничего не сказано в Кодексе, а во-вторых, потому что это направление не получило своего развития.
Общие цели наказания являются едиными, но специальные (конкретные) цели являются разными при назначении основного и дополнительного наказания, так как они имеют разные свойства. Именно целенаправленность воздействия и предопределяет необходимость применения к основному наказанию дополнительного, тем самым дополнительно обеспечивая индивидуализацию наказания. При назначении не только основного, но и дополнительного наказания их цели приобретают особый характер, обусловленный избирательностью воздействия основного и дополнительного наказаний на общественные отношения и на личность осужденного.[33]
Назначение дополнительного наказания определяется соответствующими дополнительными целями. Дополнительное наказание, обеспечивая индивидуализацию наказания и эффективность единого совокупного наказания может выполнять двойную функцию. Оно либо дополняет ведущую (основную) цель, либо усиливает ведущую цель.
Подводя итоги, отметим, что цели наказания являются инструментом, который предопределяет виды наказаний, построение системы (лестницы) наказаний и индивидуализацию наказания.[34]
Единство основного и дополнительного наказаний образует систему, функции которой соотносятся с функциями ее компонентов в соответствии с системной концепцией функциональности социальных объектов.
Основное наказание выполняет основную функцию обеспечения достижения его целей; при этом оно выполняет ее одинаково в отношении различных лиц, совершивших различные преступления.
Иное положение с дополнительным наказанием. Сам термин «дополнительное наказание» означает, что это наказание, по сравнению с основным, является вспомогательным средством принудительного воздействия на осужденного, применяемым не всегда, а лишь тогда, когда возникает необходимость добиться с помощью наказания такого эффекта, достичь которого назначением лишь основного наказания оказывается затруднительным или вовсе невозможным.
Вспомогательная роль дополнительного наказания заключается в том, что оно облегчает достижение совокупным наказанием стоящих перед ним целей. В зависимости от его характера, дополнительное наказание может усиливать либо исправительно-вспомогательные, либо частно-предупредительные, либо общепредупредительные стороны основного наказания.
При полном совпадении целей основных и дополнительных наказаний, их функции, представляющие средства достижения этих целей совпадают лишь частично.[35]
При этом как цели, так и функции наказания должны находиться в соответствии с его социальным назначением. Все функции, как и цели, тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Во-первых, дополнительные наказания могут быть назначены только в некоторых случаях – когда такая необходимость вызывается особенностями совершенного преступления или личности преступника. Во-вторых, они обладают некоторыми специфическими функциональными возможностями, вносят свой специфический вклад в осуществление общих функций и целей наказания.[36]
В.К.Дуюнов сформулировал четыре функциональные возможности дополнительных наказаний: 1) обеспечение индивидуализации наказания (главная определяющая функция); 2) усиление его карательного содержания; 3) смягчение основного наказания; 4) реадаптация к условиям свободной жизни лиц, освобожденных из мест лишения свободы. [37]
Будучи наказаниями, дополнительные наказания, как и основные, предназначены для охраны общества от преступных посягательств, имеют с общие с основными наказаниями цели и выполняют общие функции. Но будучи наказаниями дополнительными, они предназначены для рационализации системы уголовных наказаний, придания ей необходимой гибкости, приспособления к особенностям совершаемых преступлений и личности преступников, для оптимизации уголовно-правовой охраны общества от преступлений.
Содержание рассматриваемого дополнительного наказания, как и любого вида наказания, закрепленного в УК, составляет совокупность карательных и воспитательных элементов, которым будет подвергнут осужденный к лишению специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Сущность анализируемого вида наказания заключается в его свойствах достигать целей наказания - исправлять преступника и предупреждать совершение преступлений как им, так и другими лицами.
Относительно сущности дополнительного наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград в юридической литературе имеются различные мнения, что свидетельствует о сложности и неоднозначности решения данного вопроса.
С.В. Полубинская считает, что сущность данного наказания заключается в моральном воздействии на осужденного и лишением его определенных льгот и преимуществ, установленных для лиц, имеющих специальное, воинское, почетное звание, классный чин либо награжденных орденами и медалями.[38]
В.Н. Петрашев, А.Э. Жалинский полагают, что данный вид наказания предполагает психологическое воздействие на осужденного, который лишается знаков отличия, полученных за прошлую деятельность и, как правило, значимых для него.[39]
В.А. Уткин и А.И. Зубков придерживаются мнения, что наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград призвано оказать моральное и предупредительное воздействие на виновного и иных лиц.[40]
Сущность наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград состоит в аннулировании юридически закрепленных заслуг (звания, классного чина, наград) осуждаемого, лишении последнего тех льгот и преимуществ, которые связывались с ними.[41]
Таким образом, в науке уголовного права и уголовно-исполнительного права сущность наказания, предусмотренного ст.48 УК РФ, раскрывается неоднозначно.
Говоря о сущности рассматриваемого нами вида наказания, необходимо отметить, что любое наказание является мерой государственного принуждения, которое находит свое выражение, прежде всего, в его карательных свойствах. Кара заключается в любом виде наказания, и по ее тяжести мы судим о строгости конкретного наказания.
Главным в этом наказании являются не столько карательные элементы, сколько его воспитательная сторона. Основным элементом в содержании наказания является официальное нравственное порицание осужденного, умаление его прошлых заслуг, чести и достоинства, дополнительным – лишение льгот и преимуществ.
УК РФ предусматривает лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, то есть перечень лишения отличий, государственных наград и связанных с ними привилегий свидетельствует о том, что этот вид наказания может применяться не ко всем осужденным за тяжкие или особо тяжкие преступления, а только к определенному кругу лиц, имеющему указанные в законе привилегии, как правило, это граждане, состоящие или состоявшие на государственной службе.[42]
Согласно ч. 2 ст. 43 УК РФ: "Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения новых преступлений" Как мы видим, целями наказания являются восстановление социально справедливости, а также исправление осужденного и предупреждении совершения новых преступлений.
Восстановление социальной справедливости путем наказания осужденного, в том числе и к лишению специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, осуществляется применительно как к обществу в целом, так и к потерпевшему в частности.
Социальная справедливость в обществе восстанавливается в возможных пределах: государство частично возмещает причиненный ущерб за счет различных видов наказания; граждане убеждаются в том, что государство способно обеспечить наказание преступника и наказывает его в соответствии с законом, исходя из рациональных и социопсихологических соображений, то есть учитывая начала гуманизма, соразмерности, эффективности.
По отношению к потерпевшему социальная справедливость восстанавливается путем защиты его законных интересов и прав, нарушенных преступлением. Реализуя эту цель, наказание должно обеспечить возможность возмещения причиненного вреда и в возможных пределах - соразмерность лишения или ограничения прав и свобод осужденного страданиям потерпевшего, которые он вынуждено претерпел вследствие совершенного преступления.[43]
В теории уголовного права общепризнанным является положение о том, что цели наказания – это те конечные результаты, которые стремится достичь государство, устанавливая уголовную ответственность, осуждая виновного в совершении преступлений к той или иной мере уголовного наказания и применяя эту меру наказания. Однако, как справедливо замечается в комментарии к УК РФ под редакцией Ю.И.Скуратова и В.М.Лебедева, «закон направляет наказание на достижение целей, но не может полностью гарантировать их достижение».[44]
В соответствии с действующим законодательством "цель исправления заключается в том, чтобы осужденный стал законопослушным, добропорядочным гражданином общества, уважающим труд и правила общежития", - писал В.Н. Петрашев.[45]
Сформулированные в статье 48 Уголовного кодекса цели наказания являются едиными для любого из его видов независимо от какого бы то ни было признака, положенного в основу классификации наказаний.
Единственное, о чем здесь уместно говорить, это о некотором различии функций основного и рассматриваемого нами вида наказания, так как главная функция в этом виде наказания, на наш взгляд, заключается в установлении широких пределов индивидуализации наказания, обеспечении избирательности воздействия на преступника с учетом как тяжести и характера совершенного преступления, так и его личностных свойств.
На названные обстоятельства обращается внимание и в Постановлении № 2 Пленума Верховного Суда РФ "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания"[46] от 11 января 2007 г. В пункте 1 этого постановления говориться: "Обратить внимание судов на необходимость исполнения требований закона о строго индивидуальном подходе к назначению наказания, имея в виду, что справедливое наказание способствует решению задач и осуществлению целей, указанных в статьях 2 и 43 Уголовного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, рассматриваемый нами институт представляет собой самостоятельный вид уголовного наказания. Его непосредственным объектом является лишение правовых благ осужденного, которыми его наделило государство. Сущность наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград состоит в аннулировании юридически закрепленных заслуг (звания, классного чина, наград) осуждаемого, лишении последнего тех льгот и преимуществ, которые связывались с ними. Специфика исследуемого наказания наиболее ярко проявляется в том, что данное наказание применяется не только и не столько с целью достижения целей общей и специальной превенции, сколько устраняет противоречие, состоящее в одновременном наличии судимости за тяжкое или особо тяжкое преступление (резко отрицательной оценки личности от имени общества) и определенных званий и отличий (положительной оценки этой личности обществом), тем самым сохраняет действенность и стабильность установленной системы поощрений в обществе. Основным элементом в содержании наказания является официальное нравственное порицание осужденного, умаление его прошлых заслуг, чести и достоинства, дополнительным – лишение льгот и преимуществ.
Глава 2. Особенности исполнения дополнительного наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
... , российским правовым традициям и социальной психологии большинства россиян. В связи с этим ст. 44 УК РФ подлежит пересмотру в сторону сокращения указанных выше видов наказания. ГЛАВА 2. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ВОПРОСАХ НАКАЗАНИЯ §1. Проблема формализации системы наказаний в уголовном праве Российской Федерации Проблема создания измеримой ...
... . Исполнение наказаний – это реализация санкций уголовно-правовых норм. Исполнение наказаний, связанных с применением мер исправительного воздействия – это регламентированный нормами уголовно-исполнительного права карательно-воспитательный процесс, осуществляемый специально уполномоченными на то органами государства в соответствии с целями наказания в обществе. Исполнение наказаний, связанных с ...
... правовую оценку совершенного виновным преступления; 8) уголовное наказание влечет судимость. Глава II. Цели и сущность наказаний в теории уголовного права 2.1 Современное состояние теории целей и сущности наказания в отечественном уголовном праве Цель наказания – восстановление социальной справедливости, исправление осуждённого и предупреждение совершения новых преступлений, т.е. ...
... и свобод осужденного страданиям потерпевшего, которые он вынужденно претерпел вследствие совершенного преступления. Восстановление социальной справедливости как цель уголовного наказания впервые определено непосредственно в российском уголовном законодательстве. Понятие справедливости возникло как этическая категория, характеризующая соотношение определенных явлений с точки зрения распределения ...
0 комментариев