3. Средневековая европейская цивилизация
Под «средневековой цивилизацией Запада» мы склонны понимать тот тип общества, который сложился в Западной Европе в результате синтеза античных, варварских и христианских традиций. От античности этот тип общества унаследовал идеи империи, понтификального авторитета, римского права и собственности. От варварства средневековая цивилизация восприняла традиции свободы, равенства, демократии. От христианства средневековая цивилизация взяла, кажется, все, но самой фундаментальной стала идея индивидуального договора верующего с Богом.
Сегодня осмысление истории средневековой цивилизации невозможно без достижений французской культурно-исторической школы, сформировавшейся вокруг журнала «Анналы» и представленной именами М. Блока (+1944 г.), Л. Февра (+1953 г.), Ж. Дюби и Ж. Ле Гоффа. Историки этой школы исходят из убеждения в том, что человек средних веков не тождественен современному. Он совершенно отличен по характеру своего сознания и поведения, по ценностным ориентациям и отношению к традиции, по восприятию самого себя, своей жизни, внешнего мира и Бога.
Объединяющими признаками этой цивилизации являются католическая церковь, латинский язык, сеньориально-вассальная система, иерархическая структура общества, феодальное право.
Идея «универсальности» – одна из осевых идей средневекового сознания. Все общество средних веков пронизано «универсальными» отношениями, т.е. общими для всего культурного пространства западно-христианского мира. «Универсальна» католическая церковь с ее единой догматикой, единой организацией, единой практикой богослужения и единым сакральным языком – латинским. «Универсален» «феод» как тип социальной связи, повсюду воспроизводивший одни и те же иерархические формы господства и подчинения, покровительства и служения. К «универсальности» устремлялось средневековое образование, «семь свободных наук» которого должны были объять все сферы проявления мира как предначертания плана грядущего спасения. Тягой к «универсальности», т.е. к полной самодостаточности, ненуждаемости ни в каких дополнениях проникнуты «Суммы знаний» и «Энциклопедии» средневековых схоластов, не говоря уж о знаменитом споре об «универсалиях» и «номиналиях.
Правовой основой средневековой цивилизации Запада является договор, обозначавшийся понятием «feodum». Здесь следовало бы освободиться от упрощенного понимания «феода» только как земельной собственности. «феод» – в первую очередь «союз», заключавшийся между двумя сторонами, со взаимными правами и обязанностями, с обоюдной ответственностью; «договор», заключавшийся публично, в присутствии свидетелей, нередко оформлявшийся грамотой, но даже и без письменной фиксации приобретавший нерушимый характер в силу сакральности самого ритуала, которым сопровождалось его заключение. Другой не менее специфической чертой феода является его сословность. То есть феод, с каким бы конкретным земельным владением и его обладателем он ни был связан, никогда не являлся объектом частной собственности, ибо не подлежал ни частному присвоению, ни свободному индивидуальному распоряжению. Сословность феода неотрывна от другого признака – его иерархичности. Сеньор предоставлял земли на правах феода ближним вассалам, а те, в свою очередь, передавали их ниже стоящим.
Эмблематическим выражением средневековой цивилизации является город с характерными для него стенами и башнями, гербами и штандартами. Средневековый город представляет собой качественно новое образование по сравнению с древним. Средневековый город отличался прежде всего концентрацией неаграрного населения, именно торгового и ремесленного. Его доходы складывались не от земледельческого хозяйства, как в древности, но от ремесла и торговли. Далее, город только в средние века обрел полный суверенитет, самоуправление и саморегуляцию экономики, расширил права и свободы граждан, сформулировав принцип «Die Luft macht frei» – «городской воздух делает свободным», предоставляя свободу каждому, кто прожил в пределах городской черты 1 год. Наиболее быстрыми темпами процесс урбанизации протекал на севере Италии и Франции, где к XV в. уровень городского населения составил 50 %. Факторами средневековой урбанизации стали углублявшееся общественное разделение труда, отделение ремесла от земледелия, расширявшийся внутренний и внешний торговый обмен, оформление феодальной государственности, опиравшейся на города и предоставлявшей им свободы.
Сословная структура средневекового общества оформилась к XI в. Сложились три сословия:
оratores (молящиеся), т.е. духовенство;
bellatores (сражающиеся), т.е. рыцарство;
laboratores (работающие), т.е. горожане.
Принадлежность к сословиям означала принадлежность к определенной совокупности прав и привилегий. Первоначально сословия характеризовались открытостью, в дальнейшем, к XV в., наблюдается тенденция к замкнутости сословий, в особенности рыцарства.
Каждое сословие, в свою очередь, имело сложную иерархическую структуру. Сословия получили право участвовать в органах сословного представительства в условиях формирования централизованных монархий. Ранее всего подобные органы возникли в Кастилии и Арагоне в 60 – 70-е гг. XII в. они назывались кортесы. В Англии возникновение парламента восходит к англосаксонской традиции съезда вассалов на совет к верховному сеньору, королю, которые происходили 2 раза в год: весной – после Пасхи и осенью – после Рождества Богоматери.
Во Франции сословно-представительное собрание получило название Генеральные штаты. Впервые их созвал в 1302 г. Филипп IV Красивый. В Германии с XIII в. стали складываться органы сословного представительства на уровне отдельных княжеств и империи. Это были соответственно ландтаги и рейхстаг.
Принято считать, что средневековье отличает натуральное хозяйство. Но это не совсем так. Господство натурального хозяйства характерно для раннего средневековья, для времени V–XI вв. В дальнейшем с образованием городов утвердились рынок и товарно-денежные отношения. Особенностью товарно-денежных отношений в XI–XV вв. был практикуляризм, т.е. существование самостоятельных денежных единиц, мер измерения для каждого города, обладавшего самоуправлением, для каждой земли, сеньор которой обладал суверенитетом и был сюзереном; было характерно существование таможенных барьеров. Наряду с этим можно заметить тенденции унификации денежных, счетных и измерительных единиц на уровне королевств, что было вызвано процессами формирования национальных государств в XV в.
Историки материалистической направленности, как правило, низко оценивали образовательный уровень средневековой цивилизации. Здесь справедливее говорить о двойственности отношения средневекового общества к образованию. Осуждалось ложное образование, направленное к достижению мирского успеха, власти, богатства. Вместе с тем поощрялось истинное образование, направленное к постижению Бога.
Уже в V–VI вв. сложилась система универсального христианского образования, основанная на изучении «семи свободных искусств» (septem artes liberales). Ее творцами были Марциан Капелла, Боэций (+524 г.) и Кассиодор (485–578 гг.). Эта система образования состояла из двух ступеней: trivium и quadrivium; в первую ступень входили такие дисциплины, как грамматика, риторика, логика; во вторую – арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Характерно, что образование начиналось с грамматики. В XI в., с образованием городов, возникли частные городские школы, в которых обучали практическим знаниям. Учителя таких школ подвергались критике за введение платы, поскольку знания считались даром Божиим, не подлежащим купле-продаже. В XII в. на основе церковной системы семиступенчатого образования и частных городских школ стали создаваться университеты.
Основывали их императоры, короли с согласия и под контролем католической церкви. Первым университетом был Болонский – 1159 г., вторым – Парижский – 1160 г., третьим – Оксфордский – 1167 г.
Наукой наук считалась теология, или богословие. Была разработана теоцентрическая картина мира. Бог считался началом и концом всего сущего. Вера в Бога провозглашалась выше всякого знания.
Развитие практических знаний легло в основу наиболее значительных изобретений средневековой цивилизации. С XII в. в Европе стала использоваться ветряная мельница. С того же времени в Испании и Италии началось производство бумаги, вытеснившей дорогой пергамент. С XIV в. появились механические часы; первые башенные часы украсили Миланскую ратушу в 1335 г. В XIV в. было создано огнестрельное оружие. В 1346 г. первые пушки были использованы в Столетней войне, в битве при Азенкуре. В XIV в. была изобретена доменная печь, которая продувалась снизу воздухом. В печь закладывались руда, уголь и некоторые добавки. В результате плавки получали чугун, содержащий 2–4% углерода. Практиковалась вторая стадия плавки для получения стали, в которой содержалось менее 2 % углерода.
В середине XV в. Иоганн Гутенберг изобрел наборный шрифт, открывший эру книгопечатания. Это изобретение революционизировало средневековое общество: текстовая информация стала достоянием всех сословий, самых широких масс; появились плакаты, листовки, предшественники современных газет; ускорилось распространение информации.
Говоря о судьбах средневековой цивилизации, нужно отметить процесс формирования наций в XIV–XV вв. и соответствующих централизованных монархий; таковыми вышли из Столетней войны Англия и Франция, таковой стала в ходе Реконкисты Испания. Проявлялась тенденция трансформации сословно-представительных монархий в абсолютную. Причем в странах, сохранявших состояние раздробленности – в Германии и Италии, абсолютизм приобретал специфический региональный характер, складываясь на уровне отдельных княжеств и территорий. Утрачивали доминирующую роль в обществе сословия духовенства и рыцарства. Рыцарство превращалось в дворянство, живущее за счет службы двору короля. Крестьянство освобождалось, как правило, на основе выкупа и превращалось в податное население. Городское сословие переходило от цеховой организации к мануфактуре, основанной на наемном труде. Стало нарушаться церковное единство, являвшееся основой средневековой цивилизации. Зарождалась тенденция образования национальных церквей. Ранее всего это обнаруживается в движении гуситов и таборитов в Чехии и в оформлении галликанизма, французской церкви, независимой от Рима.
... народонаселения Земли, а N кр - его допустимая величина. Используя данные табл. 1, примем N кр = 0,5% в год. Рассмотренная система параметров порядка необходима для синергетического описания западной цивилизации. Но можно ли считать ее также и достаточной? Из анализа, проведенного в предыдущих разделах, видно, что следовало бы учесть ряд дополнительных факторов, в первую очередь состояние ...
... составляет 30% численности в настоящее время. В последний раз столь значительное сокращение европейского населения наблюдалось во время Черной смерти-эпидемии чумы в 1347-1352 г. В результате «колыбель западной цивилизации станет ее могилой»,- заключает П.Бьюкенен Чрезвычайно тяжелая демографическая ситуация складывается в России. Россия в 2050 году потеряет 33 миллиона человек, что даже больше, ...
... (большинство стран Азии, Африки и островов Океании). Все вместе колонии различных типов представляли большую территориальную базу для первоначального накопления капитала и перехода к рыночной экономике в странах Западной цивилизации. Итак, налицо тесная взаимосвязь между переходом к рынку и колониализмом. Но была ли обратная связь? Почему колониализм не помог развиться подобным экономическим и ...
... фактора в истории эллинов того времени: политическую раздробленность эллинских земель и особое стремление приморского населения к обогащению. Этим он предварял историческую роль Древней Греции в становлении частнособственнических отношений в странах Европейской цивилизации в целом. Огромное значение при этом имело географическое положение Эллады. Дело было не только в близости к морю, раннем ...
0 комментариев