4.2. Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и не верующих.

В философской и религиозной литературе существует различные интерпретации по­нятия “гуманизм”. Исторически под гуманизмом чаще всего понимали систему ценностных установок, направленных на удовле­творение потребностей человека. В этом смысле поня­тие “гуманизм” совпадало по своему назначению с поня­тием “человечности”, “человеколюбия”.

Гуманизм, как определённая система ценностной ориентации и установок, доведён­ный до логического конца, получает значение общественного идеала. В этом смысле гума­низм рассматривается как высшая цель общественного развития и заключается в призыве создания необходимых условий для полной реализации всех потенций, возможностей че­ловека и общества, достижения гармонии и социально-экономической и духовной жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. Другими словами, высшая цель человечества заключается, очевидно, в достижении полного осуществления принципов гу­манизма как торжества человече­ского начала.

Гуманизм в этом смысле не следует понимать односторонне как только полную реа­лизацию человече­ского начала в духовной сфере, морально-нравственных отношениях. Гуманистическое начало неразрывно связано со всеми сферами жизни людей, в том числе и с общественным производством и с системой производственных отношений, поскольку без удовлетворения материальных потребностей общества и человека, ни о каком ду­ховно-нравственном гуманизме не может быть и речи.

Наряду с этим в современной философии и религиозной литературе чаще всего под­чёркивается, что реализация принципов гуманизма означает проявление общечеловече­ского начала. Такая трактовка представ­ляется для целей диалога наиболее перспективной.

Понятие гуманизма чаще всего противопоставляют классовому, национальному, уз­когрупповому, инди­видуальному и т.д. Общечеловеческое здесь выступает как нечто зна­чимое не для какого-то ограниченного круга людей: класса, социальной группы, партии, государства или отдельной личности, а как то, что имеет значение для всего человечества. Это могут быть те или иные конкретные ценности и материальные объекты, от достаточ­ного наличия которых зависит существование человечества. К таким ценностям и объектам следует отнести тот круг проблем, решение которых обеспечивает выживание человече­ства. Этот круг проблем полу­чил название “глобальных проблем современности”. Глобаль­ные проблемы: осознание трагических перспек­тив человечества перед лицом ядерной уг­розы, угрозы голодной смерти и экологической катастрофы вынуж­дают человечество пре­одолевать узкий горизонт локальных, партикулярных, относительных ценностей и об­ра­тится к поискам ценностей общечеловеческих. К этому побуждает человечество не только стремление к вы­живанию, инстинкт самосохранения, но и глубинная потребность человека в органической связи с другими, которая стала ныне более осознанной и более настоятель­ной, что выражается в таком ещё очень мало исследо­ванном явлении как рост планетар­ного сознания. На неизмеримо более высоком уровне при сохранении богат­ства индивиду­ального самовыражения, человечество как бы обращается к времени, когда в индивиде ви­дели не только представителя рода, племени, общины.

Данный круг общечеловеческих ценностей является следствие исторической необхо­димости, он носит приземленный характер и способствует лишь внешнему объединению людей в борьбе за выживание. Однако наряду с данным значением термин “общечеловеческие ценности” имеет более широкий характер. Общечело­веческие ценности рассматриваются как трансцендентные ценности.

Трансцендентные ценности понимаются как предельные, исторически не локализуе­мые. Они в той или иной мере присущи всем народам, но не у всех выражены одинаковым образом. Это зависит от степени мета­форичности менталитета народов, его устремленно­сти к чему-то абсолютному, трансцендентному, включаю­щему в себя непрояснимый эле­мент и требующий особого почтения, пиетета. Эти ценности обусловлены осо­бенностями культурно-исторического развития той или иной страны, его религиозными традициями, типом цивилизации. Так например, коренящаяся в сознании россиян метафизичность на­хо­дила своё выражение во вселенском чувстве, мессианской идее, призванной соединить распавшиеся ветви общечеловеческого про­гресса. Отсюда и притягательность идеи комму­низма, всколыхнувшей российское сознание, и, по сути дела, перевернувшей всю общест­венную жизнь России.

Трансцендентные ценности имеют глубокий эзотерический смысл, который, как пра­вило, не улавлива­ется, ибо его постижение предполагает восхождение к самим истокам фундаментальной традиции, сохраняю­щей своё духовное содержание. Тогда ценности предстают не просто в качестве внешних моральных правил, а как объекты прямого внут­реннего опыта, то есть в их основе оказывается, в конечном счёте, идея Бога как до­бра, любви, красоты, истины и всемогущества. Это масштаб, посредством которого оценива­ются дела челове­чества. Устремлённость человека к некой иной, высшей деятельности есть важная и неистребимая психологи­ческая потребность, дающая импульс активности, разви­тия творчества, без которой невозможны никакие ве­ликие свершения.

Общечеловеческие ценности - это идеал, символ, образец, регулятивные идеи. И в та­ком качестве они имеют право занимать соответствующее место в нашем сознании, в ми­ровоззрении. В этом смысле общечело­веческие ценности не являются просто выдумкой, пустой мечтой, за ними стоит глубоко пережитый историче­ский опыт человечества, его потенции и устремления. Однако, попытка апеллировать к трансцендентным, то есть пре­дельным, абсолютным ценностям, употребляемым часто под видом общечеловеческих приводит порой к неразрешимым проблемам.

То же самое относится к такой ценности как свобода. В понимании того, что есть свобода и как воз­можно её осуществление, сразу же проявляются расхождения. “Быть мо­жет самые глубокие противоречия ме­жду людьми, - полагал немецкий философ К.Ясперс, - обусловлены их пониманием свободы. То, что одному представляется путём к свободе, другой считает прямо противоположным этому. Почти все, к чему стремятся люди, совер­шается во имя свободы”. И далее он продолжает: “Абсолютная истина, а тем самым и пол­ная сво­бода никогда не достигается. Истина вместе со свободой находится в пути”. (Ясперс К. “Истоки истории и её цель”//Ясперс. Смысл и назначение истории. М., 1994. С.166). Свобода как предмет научного познания не существует. Поэтому свободу нельзя опреде­лить твёрдо установленным понятием.

Таким образом, требование определить общечеловеческие ценности в соответствии с установленными в логике нормами сопряжено с большими трудностями. Современная эпоха не только высветила роль общече­ло­веческих ценностей, но и показала их противо­ре­чие и динамику, причём в разных взаимосвязанных планах. Речь идёт о противо­речиях в самой природе общечеловеческих ценностей, о противоречиях между ними и кон­кретными историческими явлениями и о разнородности в системе этих ценностей.

Понятию общечеловеческих ценностей как регулятивной идее, идеалу, образцу про­тивостоит представ­ление о том, эти ценности как таковые противоречивы по своей при­роде и не могут быть иными, поскольку одно и тоже - всечеловеческое. Один и тот же масштаб применяется к различным, в том числе взаимоисклю­чающим явлениям. Так, даже самые высокие побуждения добра, блага могут обернуться злом для многих лю­дей и всего общества, когда они равным образом, одинаковой мерой распространяются и на тех, кто способен воспринимать добро и на тех, кто просто глух к нему, а использует призыв к до­бру в эгоистических целях, для нанесения ущерба конкретным людям и обществу.

И всё же противоречивость общечеловеческих ценностей не привела в истории к от­казу от представле­ния их в качестве цельного, непротиворечивого идеала, то есть к при­знанию их относительного характера, ре­лятивизации. Во многом этого не произошло по­тому, что релятивизации ценностей всегда сопротивлялись различные религии. В религи­озной интерпретации общечеловеческие ценности осмысливались как ценности, имеющие божественную природу. Это очищало их от внутренних противоречий, хотя в определён­ной мере ак­центировало внимание на существовании противоречий между ними и земной социальной реальностью.

Основываясь на подобной трактовке гуманизма представители различных религиоз­ных организаций ве­рующие и неверующие могут вести плодотворный диалог о предназна­чении человека, нравственных опорах его индивидуальной и общественной жизнедеятель­ности.

 


Информация о работе «Политика и религия»
Раздел: Религия и мифология
Количество знаков с пробелами: 74669
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 1

Похожие работы

Скачать
42688
0
0

... условиях или при нарастании авторитарных тенденций, как правило, увеличивается и роль политических методов регулирования социальных процессов 2. Взаимоотношения политики с другими сферами общества   2.1 Сущность взаимоотношения политики и науки Связь политики и науки имеет длительный исторический период своего становления и развития, что находит отражение в многочисленных социально- ...

Скачать
21681
0
6

... , умолявшей своего стража дать ей хлебца или сухарика, или яблочка [244]. Сторонники же новаторства, не связанные с религиозными спорами, потянулись к знанию, просвещению и образованности.   Развитие образования и образованности Несмотря на смуту и неспокойствие, множество перемен и событий далеко не радостного свойства, происходит постепенный переход к новому времени с его устремлением к ...

Скачать
72521
0
0

... постановление Временного правительства оставляли неизменным господствующее положение Русской православной церкви по отношению к другим религиозным организациям на том основании, что православие является религией большинства населения России. Внеисповедное состояние по-прежнему не признавалось. После Октябрьского переворота и установления Советской власти был принят Декрет от 23 января 1918 года ...

Скачать
64631
0
0

... концепция содержит такое понимание религии, которое позволяет объяснить довольно широкий круг эмпирических данных о месте и роли религии в обществе. Однако она сталкивается с рядом трудностей и встречает далеко не безоговорочное признание. Функционализм исходит из того, что прочная общественная интеграция и стабильность могут быть обеспечены только с помощью духовно-культурных факторов, системы ...

0 комментариев


Наверх