4. Иностранный и местный капитал в экономике Нигерии.
В 90-е гг. правительство Нигерии применяет новые законодательные меры, направленные на поощрение ПИИ в традиционной форме, снимая ограничения на инвестиционную деятельность, приводящую к созданию предприятий, находящихся в полной собственности зарубежных компаний. Эти предприятия, как правило, технологически лучше оснащены и способны работать более эффективно, чем местные фирмы. Тем не менее во многих случаях структура собственности филиалов ТНК законодательно регулируется, что приводит к образованию компаний совместного владения с участием иностранного и национального капитала.
Несмотря на то, что значение СП для ТНК несколько уменьшилось вследствие политики либерализации режима для ПИИ, эти предприятия продолжают оставаться в поле их зрения. Данная форма инвестиций помогает руководству международных фирм лучше разобраться в "правилах игры" на нигерийском рынке, а долевое участие правительства обеспечивает для них режим наибольшего благоприятствования в стране. Вполне понятно, что интересы иностранных инвесторов превалируют в СП даже при условии владения ими менее 50% акций, поскольку именно они держат в своих руках снабжение, сбыт, технологию и набор квалифицированных управляющих.
Нигерия отдаёт предпочтение смешанному предпринимательству в области разработки природных ресурсов. Важным для неё обстоятельством в условиях валютного дефицита является возможность обходиться при образовании СП без реального вложения денежных средств. Доля страны в капитале СП может состоять из предоставленных объектов инфраструктуры, вспомогательных услуг, взимаемой с иностранного партнера "платы за доступ к ресурсам" и др.
Например, Нигерийская национальная нефтяная корпорация - НННК (Nigerian National Petroleum Corporation - NNPC), сама не только не добывает нефть, но и не экспортирует ее. Давней практикой является предоставление контракта фирме-экспортеру. По соглашениям о СП с ТНК Нигерии принадлежит в среднем 53% добытого сырья (учитывая поступления от нефтяных налогов и плат за право пользования ресурсами, эта доля в денежном выражении фактически составляет 60%). Экспортерами нигерийской нефти могут быть конечные потребители этого сырья с годовым оборотом не менее 100 млн. долл. и имуществом компании не менее 40 млн. долл., или известные международные трейдеры, или нефтяные компании. Они должны также заявить о готовности инвестировать в нигерийскую экономику - условие, закрепляемое необходимостью выставления залога в 1 млн. долл., который в противном случае погашается в пользу НННК вместе с автоматической отменой контракта. Контракты на экспорт действуют в течение 1 года.
Значительного развития достигли в Нигерии неакционерные формы инвестиционного сотрудничества с зарубежными фирмами. Таковы, например, подрядные соглашения на разведку и добычу полезных ископаемых, лицензионные договоры, услуги типа "консалтинг", "инджиниринг" и т.д. В отраслях обрабатывающей промышленности заключаются договоры о промышленном кооперировании, субпоставках, разделении ассортимента продукции и стадий ее переработки.
В 90-е гг. усилилась позиция Нигерии, обладающая большими разведанными запасами полезных ископаемых, в области контрактных отношений с ТНК в нефте- и горнодобывающей промышленности. Новое законодательство и административная практика позволяют увеличить доходы, получаемые государством по названным соглашениям, направлять деятельность иностранных компаний на рациональное использование природных ресурсов. В промышленном и инфраструктурном секторах широко используются соглашения с ТНК о строительстве на условиях "под ключ", "под готовую продукцию", на условиях "реализации", в ходе выполнения которых государство как заказчик имеет возможность прямого регулирования деятельности зарубежных фирм, получает значительную экономию капитальных ресурсов и ощутимый выигрыш во времени.
Со своей стороны, управляющие международных корпораций считают бизнес, основанный на продаже технологии, "ноу-хау", привлечении высококвалифицированных служащих и т.п., не менее прибыльным и более безопасным, чем эксплуатация местных ресурсов на основе владения собственностью. Контрактные отношения обеспечивают ТНК нетрадиционные методы контроля, например, технологические и организационные связи, которые могут быть даже эффективнее, чем владение контрольным пакетом акций. Выступая, по существу, в качестве инвесторов, ТНК получают за предоставленные ресурсы и услуги не фиксированную плату, а определенную долю прибыли или производимой продукции.
Естественно, что при такой форме участия на первый план для них выходит стабильное и эффективное функционирование проекта.
Технологическая отсталость Нигерии предопределяет особую роль, которую играют для неё контракты, связанные с передачей управленческого опыта, "ноу-хау", технологии (контракты "на управление", лицензионные договоры, субподрядные соглашения). Предоставление знаний и опыта в области управления производством превратилось сегодня в "предпринимательство без капитала", которое приносит западным компаниям, по их собственным оценкам, прибыли, соизмеримые с их доходами от прямых инвестиций в экономику развивающихся стран4. Контракты "на управление" в чистом виде действуют в золотодобывающей промышленности Ганы, алмазо- и бокситодобывающей - Сьерра Леоне, железорудной - Либерии, урановой - Нигера. В форме контрактов "на управление" осуществляется участие ТНК в гостиничном бизнесе Нигерии ("Шератон", "Хилтон", "Интерконтинентал"), в сфере быстрого питания, в торговле. Договоры "на управление" иногда заключаются вместе с лицензионным соглашением. "Освоение" лицензии предполагает наличие у покупателя необходимого для этого технологического и технического уровня развития. В то же время низкий технологический уровень местных предприятий не является препятствием для подписания с иностранными фирмами субподрядных соглашений, закрепляющих те или иные формы промышленной кооперации между партнерами. Западные компании предлагают местному партнеру собственные производственные стандарты, помогают модернизировать оборудование, устанавливают жесткий контроль качества, находят рынки сбыта для продукции под собственным товарным знаком.
Важной составной частью политики нигерийского правительства в области стимулирования иностранных инвестиций является заключение двусторонних соглашений об их защите с капиталоэкспортирующими странами. На 1 января 1995 г. в Нигерии было подписано 23 таких договоров, содержащих положения о справедливом и равноправном отношении к национальным и иностранным инвесторам, о праве перевода заработной платы, прибыли и капитала, о возмещении потерь, связанных с вооруженными конфликтами, национализацией и экспроприацией иностранной собственности, об урегулировании связанных с этим споров.
Нигерия принимает активное участие в международных соглашениях о защите инвестиций. Так, участниками Международной конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государством и гражданами других стран являются 42 государства региона, а 36 из них на 1 января 1995 г. стали участниками Международной конвенции по гарантиям инвестиций, регламентирующей условия страхования капиталовложений от политических рисков. Двумя другими важными международными соглашениями, широко признаваемыми в Нигерии и Африке в целом, являются Нью-Йоркская конвенция о признании и выполнении решений международного арбитража и Парижская конвенция о защите интеллектуальной собственности. На 1 января 1995 г. первая конвенция была ратифицирована 23 африканскими государствами, что значительно упрочило в них надежность и защиту инвестиционных операций. Парижская конвенция, защищающая патенты и другую интеллектуальную собственность за пределами национальных границ, особенно важна для ТНК, деятельность которых связана с высокой технологией. Технологические знания являются особо важным активом, обеспечивающим их владельцам существенные преимущества в конкурентной борьбе. На 1 января 1995 г. участниками конвенции являлись 38 государств Африки.
Большое беспокойство международных финансовых организаций вызывает структура внутренних капиталовложений. За последние 5 лет, когда доля инвестиций в ВВП составила 22%, доля частного сектора в суммарных капиталовложениях была явно низкой - 8%, поэтому эффективность инвестиционной деятельности невысока. В конце 90-х годов требовались вложения в 8 млн. долл. для увеличения производства на 1 млн. долл. В нормально же развивающейся экономике, по расчетам специалистов отдача от использования капиталовложений должна быть в два раза выше11. По мнению исследователей, ситуация должна измениться после продажи части собственности частным предпринимателям.
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что тщательный анализ преимуществ и недостатков ПИИ, более четкая оценка национальной потребности, связанной с капиталовложениями, передачей технологии, профессиональной подготовкой, развитием людских ресурсов и инфраструктуры, позволили бы установить более рациональные требования и совершенные критерии в отношении иностранных компаний.
Глава 2.
Иностранные инвестиции и экономический рост.
0 комментариев