1. Нефтяная промышленность как основной источник финансирования экономического развития.
Основой нигерийской экономики является нефтяная промышленность. Занимая 6-е место в мире по уровню добычи нефти, Нигерия, как отмечалось выше, получает за счет экспорта нефти подавляющую долю валютных поступлений и доходов государственного бюджета. В нефтяной промышленности Нигерии производится около половины ВВП.
В связи с этим, естественно, что и в годы военного режима, и при нынешней гражданской администрации прилагались и прилагаются значительные усилия для расширения добычи, а также для разведки нефти в целях увеличения ее запасов. В частности, в настоящее время достоверно разведанные запасы нефти оцениваются в 22,5 млрд. баррелей. По программе «Vision 2010» к 2010 г. их объем планируется довести до 40 млрд. баррелей5.
Власти Нигерии постоянно уделяют первостепенное внимание и наращиванию добычи углеводородного сырья. Являясь членом ОПЕК, Нигерия добывает нефть в соответствии с квотами, устанавливаемыми этой организацией. Так, в конце 1997 г. Нигерия добилась от ОПЕК повышения своей квоты с 1.865 тыс. до 2.042 тыс. баррелей в день. Однако ввиду заметного падения мировых цен, в 1998 г. (март, июнь) и в 1999 г. ОПЕК приняла согласованное с рядом стран, не являющихся членами этой организации, решение о сокращении квот, которое коснулось, в основном, стран, производящих легкие фракции нефти. В итоге, в первой половине 1999 г. квота Нигерии вновь снизилась до 1.890 тыс. баррелей в день. Вместе с тем, по планам, обнародованным президентом Нигерии, в 2000-2003 годах производство нефти в стране должно возрасти на 50%5.
Учитывая зависимость от указанного товара, стабильность в экономике Нигерии практически полностью зависит от колебаний цен на мировом рынке на углеводородное сырье. В частности, наблюдавшийся в 1998 г. резкий спад мировых цен на нефть неблагоприятно отразился на уровне полученных страной доходов и, соответственно, прямых иностранных инвестиций в эту отрасль. Кроме того, ряд существенных проблем гражданская администрация получила в наследие от военного режима.
В их числе следует указать на недостаточное финансирование военными властями деятельности, связанной с разведкой, разработкой и добычей нефти. Указанные виды деятельности на месторождениях в континентальной части страны и на прибрежном шельфе осуществляются главным образом совместными компаниями, НННК, с одной стороны, и зарубежными нефтяными корпорациями, с другой. В частности, в первой половине 1999 г. иностранные партнеры НННК приостановили добычу ввиду того, что наблюдались перебои в инвестировании НННК своей доли средств, предусмотренных договорами о совместной деятельности. Вместе с тем, приостановка добычи обусловливалась и сокращением ОПЕК нигерийской квоты. На сокращение добычи нефти заметное воздействие также оказали выступления жителей основных районов нефтедобычи в Нигерии. Их протесты обусловлены причинами экологического, социального и экономического характера.
Поэтому, гражданская администрация, не желая повторения спада в производстве и стремясь обеспечить процесс наращивания разведки и добычи нефти, в конце 1999 г. увеличивает ассигнования на развитие отрасли. В 2000г. президент Нигерии О. Обасанджо предложил выделить на нужды Нигерийской национальной нефтяной корпорации для ее совместной деятельности с многонациональными нефтяными компаниями сумму, эквивалентную 3,15 млрд. долл. Эта сумма составит, по оценке, около 25% расходной части бюджета и 37% планируемых доходов от эксплуатации нефтяных месторождений (8,5 млрд. долл.). Выделенные в распоряжение НННК ассигнования почти на 60% превысили показатель, планировавшийся на 1999 г. (около 2 млрд. долл.)12.
Кроме того, президент Нигерии предпринял беспрецедентный шаг. В рамках соглашения между Нигерией и МВФ намечено проведение открытой проверки счетов НННК и Центрального банка страны. Ее целью является выявления нарушений в области финансирования нефтяной промышленности. Установление «прозрачности» в финансовых расчетах, по замыслу новых гражданских властей, призвано начать процесс демонстрации того, что доходы, получаемые нефтяной промышленностью, могут быть более равномерно распределены среди населения Нигерии.
Наряду с долевым участием НННК в деятельности совместных предприятий финансирование нефтяной промышленности осуществляется и посредством продажи доли НННК в ряде таких предприятий, проводимой в рамках программы приватизации. Кроме того, в последнее время все чаще практикуется финансирование на основе контрактов о разделе продукции. Такими контрактами регулируется глубоководная разведка и добыча (на глубине 2-5 тыс. м) нефти в прилегающих к побережью Нигерии районах Атлантического океана. Запасы глубоководных месторождений оцениваются в 20 млрд. баррелей. Организация производственной деятельности здесь отличается от той, которая ведется на суше и мелководном прибрежном шельфе. В соответствии с условиями указанных выше контрактов, оператор (иностранная нефтедобывающая компания) «блока», т.е. сдаваемого в аренду для нефтяной разработки участки морского дна, за свой счет покрывает все расходы по разведке и развитию месторождения. В случае если залежи нефти обнаружены, оператор начинает их разработку, уплачивая правительству налоги и роялти (стоимость права на разработку недр).
Учитывая, что условия, предоставляемые Нигерией по контрактам о разделе продукции, привлекательны, такого рода концессии вызывают интерес значительного числа ведущих иностранных компаний. Например, уже в 1996 г. консорциум иностранных операторов в составе «Royal Dutch/Shell» (55%), «Exxon» (20%), «ENI/Agip» (12,5%) и «Elf Aquitaine» (12,5%) открыли два месторождения: «Бонга» (Bonga). где запасы углеводородного сырья могут составить 0,6-1,0 млрд. баррелей, и «Нголо» (Ngolo) - 100 млн. баррелей11.
Нефтяная промышленность Нигерии в условиях благоприятной мировой конъюнктуры переживает бурный подъем. Правительство планирует удвоение добычи нефти к 2010 г. - до 4 млн. барр. в сутки. Наблюдается усиление конкурентной борьбы за наиболее перспективные шельфовые месторождения. В декабре 2000 г. правительство дало согласие на 50%-ное участие американской компании "Chevron" в разработке глубоководного месторождений.
Как отмечалось выше, еще одной серьезной проблемой, доставшейся гражданскому правительству в наследие от военного режима, являются движение протеста и межэтнические столкновения в районах нефтедобычи в дельте р. Нигер, где залегает большая часть разведанных в Нигерии запасов нефти.
Реакция военного режима на мирные протесты жителей была не адекватна. Так, в 1990 г. мирный протест жителей деревни Умеучем был жестоко подавлен мобильными полицейскими подразделениями. Было убито около 80 жителей деревни и разрушено около 500 домов7.
Еще одним негативным последствием правления военного режима является то, что нефтяная промышленность так же, как и другие сферы деятельности не была обойдена вниманием коррупционеров. Подтверждением этому может служить лишь один недавний пример: буквально накануне передачи власти гражданскому правительству военные власти объявили 25 концессий на глубоководную разведку. В июле 1999 г. в рамках упоминавшегося выше пересмотра подрядов, выданных военным режимом местным частным фирмам, правительство О. Обасанджо отменило 16 концессий20.
Однако, не смотря на все эти трудности, нефтяные компании стремятся проникнуть на нигерийский рынок. Главной причиной является дешевизна нигерийской нефти. Наличие в стране сложной внутриполитической обстановки для осуществления деловых операций очень затрудняет деятельность иностранных компаний, которые имеют совместные предприятия с государственной НННК. Но дельта реки Нигер - это район, где издержки на добычу нефти и газа невысоки настолько, что это привлекает нефтяные компании. Даже при мировой цене на нефть, которая в 1998 г. - первой половине 1999 года колебалась в пределах 10-12 долл. за баррель, добыча нефти в Нигерии обеспечивает достаточно высокие прибыли. Стоимость добычи нефти на морском шельфе составляет всего 2-2,5 доллара за баррель, в то время как инвестиционные издержки на разработку месторождений составляют 2,5-3 доллара за баррель. Расходы на разведку в районах, где действуют совместные предприятия, также очень низки.
Несмотря на многие вышеперечисленные трудности, дешевизна нефтедобычи побуждает некоторые нефтяные компании планировать расширение производства в долгосрочном плане, хотя многие из них даже сокращали добычу в период низких мировых цен на нефть. Так, компания «Royal Dutch/Shell» ведет с правительством Нигерии переговоры относительно упоминавшихся выше планов расширения добычи нефти. Стоимость проекта составляет 8,5 млрд. долл., однако в течение последующих 25 лет он должен принести Нигерии чистую прибыль в размере 20 млрд. долл.
Значительные надежды на пополнение источников валютных поступлений в Нигерии связываются и с эксплуатацией месторождений природного газа. В настоящее время оценочные запасы этого вида топлива составляют 124 триллиона куб. м (по этому показателю Нигерия занимает 10-е место в мире). В целом же, по перспективным оценкам, запасы природного газа в стране могут достигнуть 300 триллионов куб. м. Не располагая достаточными средствами для утилизации этого вида топлива, Нигерия вынуждена сжигать до 75% газа, сопутствующего добыче нефти. Примерно 12% его количества закачивается обратно в нефтяные скважины и лишь около 13% используется для промышленных и бытовых нужд11.
В стране существуют планы практически полной утилизации природного газа. Однако их осуществлению в условиях недостатка внутренних финансовых ресурсов пока препятствует крайний недостаток прямых иностранных инвестиций в отрасль. В 1999 г. должны вступить в строй две установки по промысловой подготовке природного газа на острове Бонни компании «LNG». Этот проект обойдется в 3,8 млрд. долл., а осуществление его продолжается уже более 30 лет. Целый ряд факторов объясняет эту задержку. Во-первых, поблизости нет крупных индустриальных рынков, куда газ можно было бы подавать в больших количествах по газопроводам. Во-вторых, спрос на сжиженный газ в странах, находящихся на берегах Атлантического океана, развивался медленно. И, наконец, были сомнения относительно возможности финансирования деятельности «LNG», которые были преодолены только тогда, когда партнеры по строительству - НННК, «Royal Dutch/Shell», «Elf Aquitaine» и «ENI» - договорились о плане финансирования. Одной из главных причин строительства завода была необходимость избежать сжигания в факеле огромных объемов природного газа, получаемых при добыче нефти в дельте реки Нигер, но первоначально газ на завод будет поступать с других газовых месторождений.
Сейчас партнеры «LNG» обсуждают вопрос о строительстве третьей очереди, которая должна окончательно покончить с газовыми факелами к 2008 г. Этого добивается компания «Royal Dutch/Shell», которая стала одним из главных инициаторов коммерциализации газовой промышленности Нигерии. Именно «Royal Dutch/Shell» разработала новый проект стоимостью 8,5 млрд. долларов, который предусматривает создание третьей очереди комплекса наряду с увеличением добычи нефти в Нигерии на 600 тысяч баррелей в день, главным образом за счет новых морских месторождений.
Намечаемое строительство третьей очереди установки по добыче газа позволит проложить еще два газопровода в дополнение к одному ныне действующему и улучшит снабжение завода по сжижению газа.
При нынешней напряженной обстановке в дельте Нигера важнейшим вопросом для правительства и иностранных компаний стало обеспечение безопасности газопровода и заводских объектов. Любое серьезное нарушение подачи газа с промыслов нанесло бы тяжелый удар по международной конкурентоспособности «LNG», поскольку потребители сжиженного газа требуют надежного обеспечения поставок. Недавно был образован смешанный комитет, в который вошли представители правительства и нефтегазовых компаний, для разработки мер по обеспечению безопасности газопроводов.
В то же время несколько компаний, изучив целесообразность постройки западно-африканского газопровода, по которому нигерийский газ мог бы поставляться в Бенин, Того и Гану, подписали соответствующее соглашение. Там спрос на газ, как считают, составит 250 млн. куб. футов в день.
Принимаются меры по развитию внутреннего рынка. Компания «Nigeria Gas» использует газопровод Эскравос-Лагос для увеличения снабжения газом промышленных регионов. Компания «Royal Dutch/Shell» приняла решение о строительстве газопроводов, которые соединят месторождения с рядом промышленных центров на юге страны. В качестве потенциальных рынков сбыта газа определены десять промышленных районов, два из которых получат газ к концу этого года. Стоимость поставки газа в каждый промышленный район определяется в пределах 10-25 млн. долл., причем «Royal Dutch/Shell» в настоящее время полностью финансирует эти расходы.
В 2002 году нефтяная компания Shell объявила о своем участии в многомиллиардной программе развития производства сжиженного природного газа в Нигерии. По заявлению председателя нигерийского подразделения нефтяной компании Рона ван ден Берга, общая стоимость проекта составит 7,5 млрд. долларов. Из них 2,4 млрд. инвестирует Shell, а остальную сумму обеспечат другие компании, прежде всего Нигерийская национальная нефтяная корпорация.
Проект предусматривает разработку новых нефтегазовых месторождений и увеличение вдвое мощности завода по производству сжиженного природного газа (СПГ), который в результате станет одним из самых мощных в мире.
Выпуск СПГ увеличится с 10,7 млрд. куб. м. до 21 млрд. куб. м. Газовое подразделение Shell подписало контракт на покупку 3,8 млрд. куб. м для поставки его в США и Испанию. Остальной газ будет реализовываться на основе долгосрочных контрактов итальянским и португальским компаниям.
Однако основные инвестиции - около 5,5 млрд. долларов - предполагается направить на развитие инфраструктуры и создание транспортной флотилии из 18 судов с расчетом на поставки сжиженного газа в Японию. Соответствующее соглашение уже заключено в Tokyo Gas Company и японским подразделением Shell.
Как мы видим, основной поток иностранных инвестиций направлен в нефте-, газодобывающую отрасль экономики страны. Государственный бюджет также зависит от колебания мировых цен на нефть. На данном этапе перед Нигерией стоит очень сложная задача диверсификации экономики, с целью привлечения иностранных инвестиций не только в нефтяной сектор, но и в другие области государственной деятельности.
0 комментариев