2.3 Государственное финансирование угольной промышленности Украины в 1992-1998 гг.
В последние годы угольная промышленность была одним из основных (наряду с агропромышленным комплексом) получателей бюджетных средств. Прямые бюджетные расходы на ее финансирование в 1992-1997 гг. составляли от 0,66 до 3,36% ВВП страны (см. табл. 2.4). Эти расходы не учитывают налоговых льгот, которые тоже следует рассматривать как субсидии.
Кроме прямого бюджетного финансирования, предприятия угольной промышленности в 1992-1994 гг. пользовались дополнительной финансовой поддержкой из отраслевого фонда финансового регулирования. В 1992-1993 гг. налог на доход (прибыль) предприятия уголь ной промышленности поступал в отраслевой фонд финансового регулирования. Дополнительные государственные субсидии из этого фонда составили в 1992 г. 0,29 %, в 1993 - 0,43 % ВВП.
Отраслевой фонд финансового регулирования был создан в угольной промышленности Украины в 1992 г. для финансирования отраслевых инвестиционных программ, фундаментальных научных разработок, затрат, связанных с неплановым закрытием шахт и ликвидацией аварий. В год его создания 80 % соответствующих средств было израсходовано на финансирование инвестиций, но уже в 1994 г. доля последних уменьшилась до 8 %, а расходы на оказание финансовой помощи существенно возросли (составив около 60 % расходов фонда).
Табл. 2.4
Государственные расходы на финансирование угольной промышленности
Украины в 1992-1998 гг., в % к ВВП
1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 Утверждены ВС Украины | |
Прямые бюджетные расходы | 2,29 | 3,36 | 3,02 | 0,66 | 1,55 | 2,01 | 1,33 |
Средства отраслевого фонда финансового регулирования | 0,29 | 0,43 | 0,13 | ||||
Косвенное финансирование вследствие задолженности по налогам и обязательным платежам | 0,71 | 1,60 | 1,79 | ||||
Итого государственное финансирование | 2,58 | 3,80 | 3,15 | 1,37 | 3,15 | 3,80 | 1,33 |
Рассчитано по данным Минфина и Министерства угольной промышленности Украины // с. 97
До 1994 г. средства, получаемые угольной промышленностью, предназначались в основном для возмещения разницы в ценах на уголь, тогда как на долю инвестиций приходилось только около 10% предоставленных средств. В 1994-1995 гг. предприятия, доходы которых не покрывали текущие расходы, получали также кредиты из бюджета в связи с "временными финансовыми трудностями".
В 1995 г. предполагалось существенно изменить систему финансирования угольной промышленности, сократив ее бюджетное финансирование за счет повышения цен на уголь и прекращения ценовых субсидий. Имелось в виду, что увеличение цены угля до уровня фактических затрат на его производство (включая необходимую прибыль) позволит предприятиям отрасли самостоятельно покрывать текущие расходы на добычу и обогащение угля. За повышением цен последовал рост издержек, так что убытки, связанные с добычей угля, сохраняются. Сегодня цена украинского угля уже превысила цены на уголь из Польши и России (включая расходы на транспортировку).
В последние годы государственное финансирование угольной промышленности Украины состоит из двух частей: прямых бюджетных ассигнований и непрямого финансирования в виде средств, которые предприятия отрасли стали "выбивать" явочным порядком путем неуплаты в бюджет налога на прибыль, отчислений в Пенсионный фонд, фонды социального страхования и занятости, а также в инновационный и дорожный фонды. В 1997 г. общая сумма фактических расходов на финансирование угольной промышленности составила около 3,7 % ВВП, в том числе прямые бюджетные расходы - менее 2 % ВВП.
В 1998 г. предусмотрено направить из бюджета на цели финансирования предприятий отрасли 1,33 % ВВП. Согласно расчетам Минуглепрома Украины, в 1998 г. угольщикам необходима государственная помощь почти в 3,5 млрд. грн., а с учетом затрат на закрытие шахт - более 4,5 млрд. грн., что составляет соответственно 3,5 и более 4,5 % ВВП. Следовательно, существует риск того, что угольные предприятия путем неплатежей будут стремиться получить эти средства.
Опыт развития угольной промышленности Украины убедительно показывает, что простым повышением цен нельзя добиться улучшения ситуации в отрасли. Сегодня важнейшей проблемой угольной промышленности Украины является снижение затрат. В последние два года более 80 % средств, которые предоставлялись отрасли из бюджета (в том числе и на реструктуризацию предприятий), были израсходованы на выплату заработной платы. Отсутствие в отрасли реальных реформ и эффективных мер избирательной поддержки наиболее производительных шахт приведет к усилению тенденции роста затрат без каких-либо реальных результатов.
В марте 1994 г. кабинетом министров Украины была утверждена программа развития угольной промышленности и социальной сферы шахтерских регионов на период до 2005 г. "Уголь", исходящая из следующих предпосылок:
- уголь остается основным энергоносителем на ближайшие 15 - 20 лет;
- потребности страны в угле удовлетворяются за счет собственного производства.
Программа предусматривает увеличение добычи угля к 2005 г. до 155 - 158 млн. т в год, а к 2015 г. - до 170 млн. т. Для достижения этой цели намечен широкий круг мероприятий: завершение строительства шахт и разрезов, начатого до 1993 г.; реконструкция 46 действующих шахт; строительство 20 новых шахт и одного разреза; реконструкция действующих обогатительных и брикетных фабрик и отдельных цехов на предприятиях угольного машиностроения; расширение строительной базы отрасли, строительство объектов социальной сферы. Предполагается закрытие 48 неперспективных шахт и разрезов, а также 10 обогатительных фабрик. За 12 лет выполнения программы среднегодовые расходы должны составить около 0,66 % ВВП и в том числе бюджетные - менее 0,4 % ВВП. Понятно, что при столь ограниченных финансовых ресурсах развитие отрасли, да еще в таких значительных масштабах, невозможно. Программа составлена в соответствии с социалистическими традициями. Ее разработчики исходили из того, что после утверждения программы средства, реально необходимые для осуществления запланированных мероприятий, обязательно будут предоставлены из бюджета.
С учетом сегодняшней экономической ситуации в Украине цели программы "Уголь" выглядят весьма сомнительными и нереалистичными. В связи с существенным ростом затрат необходимо пересмотреть все ее мероприятия с точки зрения их окупаемости и экономической целесообразности.
Министерством угольной промышленности Украины разработаны эталонный проект и методология расчета затрат, связанных с закрытием шахт. Максимальные расходы по закрытию эталонной шахты составляют 80-90 млн. грн. (около 50 млн. долл.), а средние - 60 млн. грн. (около 33 млн. долл.). Расходы по закрытию шахт могут быть разбиты на ряд категорий.
1. Расходы по физическому закрытию шахт включают расходы на демонтаж оборудования, разборку линий электропередач и связи, на мероприятия по ликвидации шурфов, стволов и водоотливов, по разборке непригодных зданий, ликвидации горных выработок и засыпке стволов. Демонтаж оборудования предусматривается, если его износ не превышает 50%, при более высоком износе оборудование идет на металлолом.
2. Закрытие шахт предполагает передачу объектов социальной сферы, находящихся на балансе шахт, в коммунальную собственность или Министерству здравоохранения Украины. Согласно существующему порядку, эти объекты должны быть отремонтированы. Поскольку в последние годы жилищный фонд практически не ремонтировался, соответствующие расходы могут быть весьма значительны.
3. Наибольший удельный вес в расходах по закрытию шахт составляют расходы по социально-экономической защите увольняемых работников: на выплату выходных пособий, пособий по утере трудоспособности, регрессных исков, выдачу бесплатного угля всем работающим, а также инвалидам и пенсионерам, на создание новых рабочих мест в отрасли.
4. Потребуется создание новых рабочих мест в угольных регионах за пределами предприятий отрасли. Это могут быть, например, цеха по производству строительных материалов или дополнительные рабочие места на предприятиях легкой промышленности региона.
5. Важное значение имеют расходы на природоохранные мероприятия, предполагающие техническое решение проблем водоотлива (так как все шахты являются водоносными), меры по предотвращению взрывов и газовых выбросов, а также озеленению отвалов.
6. Проекты Минуглепрома Украины предусматривают и строительство жилья для шахтеров, стоящих в очереди на его получение. В последнее время объемы жилищного строительства существенно отставали от потребностей в новом жилье, поэтому соответствующие расходы тоже могут быть высокими.
Сравнение предварительных смет финансирования. Были проанализированы данные о сметной стоимости закрытия 16 шахт, которое предполагалось в 1996 г. Исходя из этих показателей можно оценить среднюю стоимость закрытия одной шахты: она составила 13,3 млн. долл.32
Наибольший удельный вес приходится на расходы по социально-экономической защите работников в связи с их высвобождением. В расчете на одну закрываемую шахту на это потребуется 4,2 млн. долл. Создание новых рабочих мест в угольных регионах за пределами предприятий отрасли (11,3%) стоит 1,51 млн. долл., а передача объектов социальной сферы - 1,12 млн. долл. Всего социальные расходы (включая строительство жилья) составляют 65% затрат, связанных с закрытием 16 шахт. Расходы по физическому закрытию (27,3 %) достигают 3,6 млн. долл. в расчете на одну шахту.
По традиции, сложившейся в 30-е годы, каждый шахтер бесплатно получает 6 т угля в год. В настоящее время в отрасли работают около 700 тыс. человек, вместе с пенсионерами и инвалидами - около 1 млн. человек. Следовательно, для реализации только этого мероприятия требуется 6 млн. т угля, или 7-9 % его годового производства.
Согласно пилотному проекту Всемирного банка, предусматривающему закрытие трех шахт, средние расходы на закрытие одной шахты ниже, чем по проекту Минуглепрома Украины - 9,5 млн. долл. Максимальные расходы по физическому закрытию шахт (включая мероприятия по охране окружающей среды) не превысят 3 млн. долл. в расчете на одну шахту (в проекте Минуглепрома Украины соответствующий показатель составляет 4,7 млн. долл.).
Предполагается, что данный проект будет осуществлен на основе конкурсного отбора исполнителей. Контракты получат те организации, которые предложат самую низкую цену. Оплачиваться работы будут после окончания следующих арапов: а) завершение подземных работ; б) снос зданий на поверхности; в) герметизация шахтных стволов.
По оценке экспертов Всемирного банка, основным удорожающим фактором является продолжение работы шахты после завершения срока ее полезной службы. Иначе говоря, минимальные издержки можно обеспечить при быстром закрытии шахты. В соответствии с проектом Всемирного банка расходы, связанные с высвобождением работающих, в два раза ниже, чем по проекту Минуглепрома Украины, поскольку не предусматривают оплату создания новых рабочих мест в отрасли. В обоих проектах расходы по передаче объектов социальной инфраструктуры и по созданию рабочих мест в угольных регионах за пределами предприятий отрасли в расчете на одну шахту почти одинаковы. Всемирный банк предусматривает также дополнительные расходы по техническому сопровождению проекта и допуск на непредвиденные затраты. По любому из проектов социальные расходы, связанные с закрытием шахт Украины, в два раза превышают расходы по их физическому закрытию.
Политика реформ в угольной промышленности должна быть нацелена на поддержку потенциально конкурентоспособных шахт. Немедленное закрытие шахт, планируемое государством, не является необходимым. Во-первых, оно непосредственно коснется предприятий с небольшими объемами производства. Во-вторых, политические и социальные издержки таких мер слишком высоки.
В перспективных угольных регионах необходимо осуществлять политику, направленную на стимулирование создания новых рабочих мест для работников неперспективных шахт.
Позитивно сказаться на структуре занятости в угольных регионах может предоставление небольших кредитов тем, кто выделяется из состава угольного предприятия (например, подразделениям сферы услуг). Вместе с тем такие программы кредитования следует развивать с учетом прогресса в реструктуризации, достигнутого в угольном регионе. Их цель - содействовать формированию сети действующих предприятий вокруг потенциально конкурентоспособных шахт, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на другие угольные регионы.
... внешнеэкономической деятельностью и ликвидацией СЭВ. Кардинальное изменение геополитических и геоэкономических реалий в мире повлекло за собой переориентацию внешнеэкономических связей бывших советских республик, включая Россию. В рыночных условиях хозяйственные связи, отлаженные в рамках социалистического разделения труда, оказались во многом неэффективными и нерациональными, что явилось одной ...
... правотолкованию и правоприменению налоговых норм можно применить в работе Конституционного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации. 3. Анализ правовых механизмов налогового регулирования в странах ЕС на примере Великобритании, Франции и Германии Существует достаточно обоснованное мнение, что введение общеевропейской валюты неминуемо приведет к унификации налоговой системы Европы. ...
... зарубежья Инкомбанк осуществляет расчеты с Казахстаном, Украиной, Белоруссией, Молдовой, и другие государства. Переводные операции в банки-корреспонденты осуществляются в течение 1-2 банковских дней. ГЛАВА 4 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ Известно, что банковская система России прошла сложный путь развития в рамках различных хозяйственных укладов. До революции и во времена НЭПа ...
... потенциала оборонного комплекса, созданием условий для его выхода на качественно новый уровень, отвечающий требованиям экономики развитых стран. 3. КОНЦЕПЦИЯ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА Система управления государственными финансами , постоянно совершенствующаяся под воздействием требований реальной рыночной экономики, непосредственно влияет на процессы, ...
0 комментариев