1. Опала Сталина
Начало войны Жуков встретил на этой же должности. 23 июня 1941 года он сделался еще и членом Ставки Верховного Главнокомандующего. В первые дни войны в высшем руководстве армии и партии царила неразбериха, граничившая с паникой. В принципе можно вести речь о потере управляемости армией в этот период, о чем косвенно говорил и сам Жуков, написав в своих мемуарах, что в начале войны Ставка просто не успевала за событиями на фронте или вообще плохо знала, что там происходит. Сталин был очень недоволен создавшимся положением и вымещал злобу на сотрудниках Ставки, в том числе и на Жукове.
После одного из таких разговоров Жуков подал в отставку, был снят с должности и в течение второй половины 1941 года успел побывать в должностях командующего несколькими фронтами. Причиной столь стремительных перемещений явилось то, что многие высшие командиры РККА не справлялись с выполнением своих служебных обязанностей на фронтах, и их приходилось часто менять. Примером может служить следующий факт.
5 сентября 1941 года приказом верховного главнокомандующего на должность командующего Ленинградским фронтом был назначен Ворошилов. А уже 10 сентября 1941 года тоже приказом верховного главнокомандующего Ворошилов оказался снят с этой должности, и его место занял Жуков. За месяц пребывания в этой должности (до 10 октября) Жукову ценой титанических усилий и огромных жертв среди военных и мирного населения удалось не допустить взятия немцами Ленинграда, но предотвратить блокаду города не удалось — слишком неравны были силы. Столь частая смена высших командиров негативно сказывалась не только на настроении в войсках, но и на личных отношениях между высшими офицерами.
Еще во время Гражданской войны Троцкий сказал: «Нельзя вести массы людей на смерть, не имея в арсенале командования смертной казни. Надо ставить солдат перед возможностью смерти впереди и неизбежностью смерти позади». Сталин хорошо усвоил этот урок основателя Красной Армии.
Волкогонов пишет, что при отступлении летом 41-го года офицеров фронтов НКВД расстреливало по разверстке, причем это касалось даже командиров армий, независимо от степени их «виновности». 16 августа 41-го года Ставка издала приказ № 270. Теперь сдающихся в плен следовало казнить на месте: «Расстреливать безжалостно дезертиров, бойцов, сдающихся в плен. А если они решатся на это, пусть знают, что их семьи будут вынуждены испить самую горькую чашу». Под этим документов стоят подписи Жукова, Тимошенко, Ворошилова и других военачальников.
12 сентября Сталин подписал директиву командующим фронтами о борьбе с паникерством. В каждой стрелковой дивизии следовало создать заградительный батальон, в задачи которого входила «приостановка бегства одержимых паникой военнослужащих, не останавливаясь перед применением оружия».
2. В борьбе за СССР.
Недолго пробыв в Ленинграде, уже в октябре Жуков возвратился под Москву, где складывалась опасная обстановка и где он пребывал в должностях командующего Резервным и Западным советскими фронтами. Здесь следует отметить, что, несмотря на то что под Москвой находилось много талантливых командиров РККА, основная роль в подготовке и проведении Московской операции принадлежит Жукову и Василевскому. Причем именно под Москвой Жуков впервые в войне с немцами применил ту тактику, которая позволяла одерживать победы в течение всей войны.
Тактика состояла в следующем: Жуков выстраивал свои войска таким образом, чтобы атакующие силы немцев не могли с первого удара прорвать позиции обороняющихся советских войск. После того как противник не сумеет прорвать фронт, Жуков осуществлял все административные и военные мероприятия, дабы противник как можно дольше — с использованием всех своих сил и средств — безуспешно штурмовал позиции РККА, истощая собственные материальные и людские ресурсы. Одновременно с этим в тылу советских войск из пополнения создавалась мощная военная группировка, которая должна была, по плану Жукова, нанести врагу контрудар в то время, когда тот выдохнется от постоянных безуспешных атак.
Эта тактика, используемая Жуковым постоянно, имела как свои минусы, так и плюсы. К плюсам можно отнести то, что она была действительно эффективна, и немцы, несмотря на ее простоту, так и не сумели до конца войны к ней адаптироваться. К минусам можно отнести то, что в результате такого стиля ведения операций потери (прежде всего в живой силе) РККА исчислялись сотнями тысяч погибших за каждую очередную операцию, а потери вермахта были в пять— шесть раз меньшими. Впрочем, в РККА людей никогда не считали.
17 ноября 41-го года Сталин подписал приказ № 0428, в соответствии с которым войскам предписывалось при отступлении к Москве сжигать и разрушать все населенные пункты: «Выдающихся смельчаков за отважные действия по уничтожению населенных пунктов представлять к правительственной награде». Раньше деревни сжигали только части СС для борьбы с партизанами, теперь же это приказали делать советским солдатам. В армии этот приказ открыто называли дурацким. Крестьян приходилось выгонять на мороз, обрекая на страшную смерть. Жители деревень пытались бороться с поджигателями, убивая их или сдавая немецким властям, примером чему служит судьба Зои Космодемьянской. Впоследствии Геббельс удачно использовал этот приказ в идеологической войне против Советского Союза. На стенах домов в оккупированных городах появились миллионы плакатов, на которых Сталин с факелом в руке поджигал крестьянские избы.
Успешно проведенная в конце 1941 — начале 1942 года Московская операция существенно улучшила общее положение на советско-германском фронте. Жуков заслужил уважение Сталина. Но в середине июля 42-го года вермахт неожиданно для советского командования начал наступление на южном участке фронта. К концу месяца, не встречая организованного сопротивления, южное крыло группы армий «Юг» подошло к Кубани, а северное достигло излучины Днепра между Калачом и Клетской и двинулось к Сталинграду.
28 июля 42-го года Сталин подписал печально знаменитый приказ № 227, известный под именем «Ни шагу назад!». Офицеры и политработники получали право расстреливать на месте солдат РККА за панику и трусость. Трактовка терминов «паника» и «трусость» оставлялась на усмотрение офицерского состава частей. Средних и старших командиров за трусость следовало не расстреливать, а направлять в штрафные батальоны. Кроме того, в пределах армий приказывалось создать по три — пять заградительных отрядов, «поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов».
Однако войск катастрофически не хватало, и 1 августа верховный главнокомандующий подписал другой приказ, обязывающий формировать из офицеров-«окруженцев», содержавшихся в спецлагерях НКВД, штурмовые батальоны, которые следовало использовать на наиболее опасных участках фронта.
Жуков был срочно переброшен в Сталинград, чтобы спасти положение. Битвы за Сталинград и на Курской дуге стали крупными вехами в его карьере. При подробном рассмотрении этих крупнейших сражений второй мировой войны замечаешь, что они практически как две капли воды похожи на Московскую операцию. Жуков использовал свою излюбленную тактику, о которой было рассказано выше. Единственным отличием явилось то, что Курская дуга — это в основном сражение танков, а не пехоты; в остальном же все три операции чрезвычайно похожи. К отличиям можно отнести только более жесткое отношение к обороняющимся частям со стороны Жукова. Если при проведении Московской операции обороняющиеся советские войска получали из тыла подкрепление, которое численно превосходило количество выбывших из строя убитых и раненых, то при проведении Сталинградской операции Жуков, координировавший там действия трех фронтов, в общей сложности направил в обороняющийся и истекающий кровью Сталинград только пять свежих дивизий, что не покрывало потери советских войск убитыми и ранеными в тяжелых боях с частями 6-й немецкой армии.
... принижая его реальный вклад в Победу. Г.К.Жуков не стремился к славе ради славы. Народ же выразил свою любовь и уважение к Георгию Константиновичу Жукову, присвоив ему неофициальное звание -Маршал Победы. 2.1. Цель, время и место создания мемуаров Жукова Г. К. В 1958 г. Г.К. Жуков начал писать свои мемуары. Около десяти лет трудился он над воспоминаниями. Принимая во внимание, что он был в ...
... две комиссии: ЦК и Министерство Обороны. Обе комиссии явились изъять для ''лучшей сохранности '' и '' вечного хранения'' личные материалы и документы полководца. 3. Перестройка и наше время. Слово о Маршале в этот период. К сожалению, и сегодня с горечью приходится констатировать, что все попытки принизить дела великого полководца, очернить его имя ...
... ни минуты, нужно быть готовым во всеоружии встретить ее яростный натиск. На следующий день Сталин вызвал Жукова и сообщил: Политбюро решило назначить его начальником Генерального штаба. Полководец современной войны Жуков отводил первое место стремительным действиям танковых и механизированных соединений, имеющих мощную поддержку с воздуха. Не сразу и не вдруг ему удалось убедить в правильности ...
... военные гиганты. Адмирал Честер У. Нимиц, генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр. Но много ли исследователей теперь ушедшей в прошлое второй мировой войны сразу назовут имя Георгия Жукова? Сколько из них знают, кто он был и что сделал? Многие ли понимают, что Жуков действительно был, по самой точной характеристике Гаррисона Е. Солсбери, "полководцем полководцев в ведении войны массовыми армиями двадцатого ...
0 комментариев