3.6. Внешнеполитические итоги победы над Голландией
и внешняя политика Англии в период протектората
В 1653 году Кромвель совершил государственный переворот, разогнал парламент и объявил себя Лордом-протектором свободного государства Англии, Шотландии и Ирландии[47].
При вступлении в свои обязанности Кромвель отправил своего церемониймейстера ко всем иностранным послам «с поручением уверить их, что эта перемена не изменит ни отношений, ни дружбы, существующих между их государями и Англией»[48]. Государственный совет поручил пяти своим членам продолжать дипломатические дела, начатые раньше парламентом.
Войну с Голландией Англия закончила уже при новой форме правления. Лорд-протектор добился, чтобы мирный договор, содержавший требования признания условий «Навигационного акта» одновременно с Голландией подписали и ее союзники: Дания, протестантские кантоны Швейцарии, города Ганзы и некоторые протестантские княжества Северной Германии.
Еще в 1653 году, то есть в период войны с Голландией, но когда всему миру было очевидно, что ее капитуляция не за горами, Кромвель отправил в Стокгольм английского дипломата Уайтлока с заданием заключить договор со Швецией[49].
Предубеждение шведского дворянства против республиканской Англии было очень велико, но, тем не менее, Уайтлоку удалось 28 апреля 1654 года подписать со Швецией не только мирный, но и союзный договор[50].
Через несколько месяцев после подписания мирного договора с Голландией, в сентябре 1654 года, был подписан договор с Данией. По этому договору Англия получила право прохода через Зунд на тех же условиях, которыми ранее пользовалась Голландия.[51]
В это же время с предложением о заключении торгового и союзного договора к Англии обратилось католическое Португальское королевство. Кромвель заставил Португальских послов ожидать своего решения несколько долгих месяцев, однако, подписал с ними договор. Договор с Португалией был началом экономического порабощения Англией Португалии.
Как всегда, Кромвель в качестве основного выделил не экономическое, а религиозное содержание результатов, достигнутых при переговорах с католической Португалией. Он говорил по этому поводу: «Мы заключили мир с двором португальским; купцы наши, там торгующие, будут иметь право свободного вероисповедания и полную свободу славословить всевышнего в собственных своих церквах»[52].
Заключение торговых договоров с рядом крупных европейских государств, таких как Швеция, Дания и Португалия в существенной степени укрепило международные позиции английской буржуазии, а, следовательно, и внутриполитические позиции республиканского правительства.
У республики (а формально Англия, несмотря на переворот Кромвеля, продолжала называться республикой) во внешней политике оставались две крупные проблемы - отношения с католической Испанией, которая в это время была крупнейшей колониальной державой, и с Францией, которая дала приют и неофициально оказывала помощь Карлу II. Подготовка договоров с этими государствами продвигалось крайне медленно.
Как только Кромвель провозгласил себя Лордом-протектором, Карденья, посол Испании в Англии, боясь, что Франция его опередит, предложил Кромвелю помощь Испании для укрепления нового режима. От лица испанского короля Карденья обещал, что Испания не будет поддерживать никаких связей с сыном казненного короля. В обмен на эти уступки Карденья предложил Англия вступить в союз с Испанией против Франции.
Внешнюю политику французской короны в этот период определял кардинал Мазарини, который был фактическим правителем Франции. Он тоже начал активно искать союза с Кромвелем. Франция предложила Англии союз и деньги, и более того, Мазарини намекнул, что, если понадобится, он готов выпроводить из страны семью казненного короля.
Лорд-протектор давно решил вопрос в пользу Франции. Франция была сильна и война с ней могла повлечь за собой большие неприятности. Испания, напротив, находилась в состоянии упадка и не рассматривалась Кромвелем в качестве серьезного противника. Кроме того, ненависть англичан к этой великой колониальной католической державе была давней и понятной. Испания не разрешала Англии торговать со своими колониями, а английские купцы-пуритане, которых в Испании считали еретиками, подвергались преследованиям инквизиции.
Кромвель выбрал очень эффективную тактику: он выслушивал предложения обеих стран и ставил им все новые условия,
Кромвель потребовал от Испании свободы плавания в Вест-Индию и прекращения инквизиционного преследования. Это было чересчур даже для испанского посла. Карденья с негодованием заявил: «Требовать освобождения от инквизиции и свободного плавания в Вест-Индию — все равно, что требовать обоих глаз моего государя»[53].
Всегда необходимая в глазах Кромвеля война с Испанией стала теперь неизбежной.
3.7. Война с Испанией
Эта война была очень выгодна Англии, так как позволяла занять матросов, офицеров и солдат, дать им возможность улучшить благосостояние. Война могла успокоить умы пуританских фанатиков, давно требовавших покончить с испанскими «папистами». Но самым важным было то, что «война сулила дать Англии господство в Новом Свете, который попал в руки католиков-испанцев, а должен был принадлежать суровым купцам-пуританам, которые верили протестантскому богу - богу честной торговли, капитала и биржи»[54].
В Средиземное море направили новую эскадру Блейка, прекрасно обученную в ходе войны с Голландией.
К берегам Нового Света для захвата Испанских колоний была направлена эскадра Пенна. Сначала Пенн попытался, но неудачно, захватить острова Сан Доминго. Когда известия о нападении Англии на Испанскую колонию дошли до Мадрида, на английские корабли, находящиеся в портах Испании, и на имущество английских купцов было наложено эмбарго. Многие английские купцы были арестованы, а испанскому послу было приказано покинуть Англию.
В день отъезда посла из Англии (24 октября 1655 года) между Англией и Францией был подписан мирный и торговый договор[55].
Сообщение о заключении договора с Францией и о войне с Испанией было обнародовано на улицах Лондона 28 ноября 1655 года[56]. Как всегда Кромвель представил эту войну борьбой за истинную веру: «Мы в войне с Испанией. Мы начали войну по необходимости. Испания наш величайший враг, враг естественный и как бы указанный самим богом, ибо она – воплощенный папизм. Нет средств ни добиться от Испании удовлетворения, ни обезопасить себя от нее. Мы требовали от нее для наших купцов только позволения иметь в кармане библию и молиться богу по-своему, но нечего ждать от испанца свободы совести»[57].
На ведение войны требовались средства, которых не было, поэтому были введены новые налоги, что вызвало сильное недовольство населения. К тому же война с Испанией сильно подорвала английскую торговлю. Торговое судоходство было нарушено, экспорт сукон прекратился, началась безработица среди ткачей.
Война против Испании, которая велась в союзе с Францией, была выиграна фактически за счет побед на море. В мае 1655 года военная экспедиция, направленная в Вест-Индию, овладела Ямайкой. Кромвель сделал все для того, чтобы превратить остров в процветающую колонию[58].
В 1658 году английские войска захватили Дюнкерк - важный опорный пункт на континенте, фактически находившейся на французской территории, но принадлежавший Испании[59]. В благодарность за поддержку в войне против Испании, Франция не стала возражать против того, чтобы Англия создала в Дюнкерке свой континентальный порт.
... Но все же не великая вера в Бога, не крылатая фраза, а четкая отработанная система отбора, обучения и воспитания солдат - вот что оставило на страницах военной истории имя Оливера Кромвеля - великого полководца и военного реформатора. Когда он вернулся в Лондон, его встречали как героя. День третьего сентября становится национальным праздником Английской республики. Последние победы не только ...
... феврале 1643 звание полковника. В течение 1643 он проявлял все большую активность в восточной Англии, превратив ее в опорную базу парламента. Гражданская война раскрыла организаторские способности Оливера Кромвеля и его полководческий талант. Поначалу парламентская армия имела преимущество в пехотных атаках за счет использования длинного древкового оружия и партизанских методов. После битвы при ...
... свой мрачный отпечаток на «английское воскресенье». Ужасная мания «охоты на ведьм», обычная для католических и протестантских стран в период религиозных войн, в Англии была распространена меньше, чем в других странах, но достигла своего высшего развития в первой половине XVII века. В истории Англии два наиболее мрачных периода приходятся на первую половину правления суеверного Якова I и на время ...
... что главное чудо заключалось в изменении немецкого народа, кот. пройдя за десять лет чистилище эк-ских реформ, смог выйти из него новой нацией–свободной, доброжелательной и жизнерадостной. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОЛЛИЗМА ВО ФРАНЦИИ. Война и четырёхлетняя оккупация нанесли значительный ущерб эк-ке страны. Эк-ские потери Франции во Второй мировой войне дополнялись не только разрушениями от военных ...
0 комментариев