27 ноября 1990 г. при открытии II внеочередного Съезда народных депутатов
РСФСР «Национальный гимн» был исполнен вторично и единогласно утвержден как Государственный гимн РСФСР.
НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ ГИМН РУССКОГО НАРОДА.День рождения русской национальной оперы «Жизнь за царя», 27 ноября 1836 г., начал новую эпоху в культурной жизни страны. Впервые в императорском театре царская семья, двор, сановники и дипломатический корпус слушали произведение, где главным героем был крестьянин. В финале оперы народ встречал и славил гимном-маршем (определение М. И. Глинки) только что венчанного на царство основателя новой династии Михаила Федоровича Романова (1613-1645).
Яркая национальная мелодия и ликующий колокольный звон на фоне общерусских святынь Кремля, Красной площади и Покровского собора - вызывали ощущение небывалого величия и волнующей радости. Память славного 1812 года была еще свежа, и многие, в том числе и царь, были до слез тронуты музыкой, посвященной героизму предков времен Смуты.
В музыковедческую литературу гениальное «Славься» вошло как национально-патриотический гимн, как высшее выражение русского национального духа. «Славься» сравнивали с финальным хором «Ода к радости» Девятой симфонии Бетховена. Тройной хор, симфонический и два военно-духовых оркестра трижды (как прежде гимн Львова) повторяют и сейчас этот гимн.
Бессмертные творения М. И. Глинки не скомпрометировали ни покровительство Николая I, ни фанатизм «истинно русских» патриотов. В общественной жизни страны «Славься» объединял все сословия: он исполнялся и на официальных
(в том числе и коронационных) празднествах после «Боже, царя храни» и на собраниях молодежи с 1860-х гг. как революционный гимн. Воздействие «Славься» было совершенно иное, чем у львовского гимна, хотя имелась и смысловая близость в одном из куплетов:
Славься, славься, наш русский царь. Господом данный нам царь-государь! Да будет бессмертен твой царский род, Да им благоденствует русский народ!
С ноября 1836 г. по декабрь 1916 г. шедевр М. И. Глинки исполнялся 801 раз. Постановка «Ивана Сусанина» была возобновлена в 1938-1939 гг., новый текст оперы и слова гимна были написаны поэтом С. М. Городецким. Вплоть до недавнего времени «Славься» исполнялся как приветствие командующему парадом после обхода (объезда) войск.
Торжествующие и ослепительно-солнечные звуки «Славься» исполнены гордости за талантливый и храбрый народ. Ни одно музыкальное произведение не давало и не дает такой вдохновляющей и радостной уверенности, чем величальное «Славься!». Эта песнь навечно осталась неофициальным гимном русского народа.
ВРЕМЕННЫЙ ГИМН РЕВОЛЮЦИИ.
12 марта 1917 г., через девять дней после Февральской «улыбающейся революции», как назвали ее западные журналисты, редакция «Русской музыкальной газеты» призвала составить новый, хотя бы временный гимн до установления Учредительным собранием формы правления в государстве. Текст должен быть патриотичен, внепартиен, без указания на форму правления и не превышать восьми строк; музыка - величественной, но не повторяющей Львова.
Первым поступило предложение В. Е. Чешихина, который, использовав «внепартийную» мелодию Д. С. Бортнянского «Коль славен», провозглашал в своих стихах духовное водительство России миром: «Ты победишь весь мир, Россия!». Этот же гимн Бортнянского был выбран для исполнения на московском параде войск в марте 1917 г., во время присяги Временному правительству. Несколько позже, 21 июня, «Коль славен» прозвучал у Казанского собора в Питере на панихиде по павшим в наступлении на Юго-Западном фронте. Другие, напротив, высказывались за «марциональную» (воинственную) песнь по типу «Марсельезы». Музыкальный критик-аноним «Петроний» ратовал за «красочную, могучую и угрюмую «Марсельезу» отечественных работников» - «Эй, ухнем!» в обработке А. К. Глазунова, которая одно время запрещалась в публичном исполнении.
Многие были за глинковское «Славься», близкое по духу к «марсельскому маршу». Поэт А. Городцов написал «Республиканский гимн» на эту мелодию: «Славься, свобода и честный труд!
Пусть нас за правду в темницу запрут...» и т.д.
Предлагалась и мелодия «Гимна берендеев» из «Снегурочки» Н. А. Римского-Корсакова или его же обработка русской народной «Славы»:
Слава, слава, слава Богу на небе.
Слава, слава, слава Русской святой земле.
Слава нашей Богохранимой державе - слава,
Слава всем народам братской свободной России!
Февральский переворот оставил неизменным и национальный флаг России и, с небольшими изменениями, русский герб. Нет сомнения, что осталась бы и мелодия Львова, не будь строк, В. А. Жуковского.
Поиск нового гимна продолжался всю вторую половину 1917 г. и, по всей вероятности, до апреля 1918 г., уже при новой власти. Кроме «Славься» предлагали и другие мотивы из оперы «Иван Сусанин»: «Здравствуй, волюшка». «Лед реку в полон забрал», «В бурю, во грозу», «Боже, люби ты Pycь». Композитор А. Т. Гречанинов создал совершенно новый «Гимн свободной России» на слова К. Бальмонта:
Да здравствует Россия, свободная страна!
Свободная стихия великой суждена!
Могучая держава, безбрежный океан!
Борцам за волю слава, развеявшим туман!
Да здравствует Россия, свободная страна!
Свободная стихия великой суждена!
Леса, поля, и нивы, и степи, и моря.
Мы вольны и счастливы, нам всем горит заря!
и т.д.
Круговорот событий 1917 г. не позволил воплотить в жизнь ни один из вариантов. Практическая необходимость встречать послов, иностранные делегации, нового «вождя русской армии» А. Ф. Керенского и пр. заставила как временный государственный гимн использовать «Марсельезу», при этом учитывались и настроение общества, и популярность песни. Интеллигенции, часть которой могла петь гимн французского союзника на его языке, были близки слова К. Ж. Руже де Лиля о защите родины от тирании и внешних врагов, о братстве народов. Была надежда, что революционный энтузиазм «Марсельезы» даст новые силы уставшей стране при отпоре трем империям - Германской, Австро-Венгерской и Османской. Среди рабочих огромной популярностью пользовалась «Рабочая марсельеза» П. Л. Лаврова «Отречемся от старого мира», созданная в 1875 г., которая отступала от трехчастной мелодии французского оригинала и по сути была самостоятельным произведением. Внешне казалось, что «гимн свободы» объединил все классы и партии. Тем не менее (период с апреля 1917 г. по январь 1918 г. прошел под знаком «войны» двух гимнов. Ее начало можно отнести к
... российского трехцветного государственного флага, овеянного славой многих поколений россиян, и в целях воспитания у нынешнего и будущих поколений граждан России уважительного отношения к государственным символам постановляю: 1. Установить праздник – День Государственного флага Российской Федерации и отметить его 22 августа. 2. Во изменение Положения о Государственном флаге ...
... наши дни могут поддерживать самосознание и стойкость народа. Заключение. Итак, перед вами предстала история государственного и городских гербов Российской империи, ее флага и гимна. Символы России - это неотъемлемые атрибуты государственности и суверенитета , отражающие социальное лицо своей эпохи, культурное и духовное состояние общества, его традиции, миропонимание, отношение к власти ...
... существования Советского государства официально утвержденных символов не было. От двуглавого орла (теперь уже символа бывшего Временного правительства) как государственной эмблемы совсем отказались: новое государство стремилось к принципиально новой символике, олицетворяющей его суверенитет, устройство и принципы политики. По-видимому, решено было отказаться также и от услуг профессиональных ...
... особенности, определяющие то, к чему в своей политике стремится государство, отличающие этого государство от всех остальных. В данной работе были рассмотрены основные этапы становления государственной символики России от начала образования единого русского государства до наших дней. Каждый из государственных символов России имеет свою историю. Изучение возникновения государственной символики, её ...
0 комментариев