4. Обоснование правового государства в немецкой классической философии.

Важной вехой в развитии теории правового государства, ее философского обоснования стали воззрения И. Канта и Гегеля.

По Канту нормы позитивного законодательства в той мере являются правом, в какой они соответствуют разуму, дающему человеку законы свободы. Право регулирует взаимоотношения между индивидами - носителями свободной воли и, в конечном счете, выступает совокупностью условий, позволяющих совме­стить произвол (свободу) одного лица с произволом (свободой) другого лица с точки зрения всеобщего закона свободы. Таким образом, право, по Канту, не только формальное условие внешней свободы, но и сущностная форма его бытия. Порож­денные разумом правила поведения Кант называет императи­вом. Одна из редакций категорического императива выглядит следующим образом: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.»

Благо государства, по Канту, состоит в высшей степени согласованности государственного устройства с правовыми принципами. Стремиться к такой согласованности; нас обязывает разум через категорический императив. Реализация требований категорического императива государственности предстает у Канта как правовая организация государства с разделением властей (законодательной, исполнительной и судебной). В соот­ветствии с наличием или отсутствием принципа разделения вла­стей он различает и противопоставляет две формы правления: рес­публику (это и есть по существу правовое государство) и деспотию.

 Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как "объединение множества людей, подчиненных правовым законам". Там, где государство действует на основе конституционного права, от­вечает общей воле народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы совести, мысли, хозяйственной деятельности. В правовом государс-тве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает власт­вующий в его отношении к гражданину.

Философская концепция Канта оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику госу­дарственно-правового строительства цивилизованного общества..

Если у Канта правовые законы и правовое государство — эти долженствование, то у Гегеля они — действительность, т. е. прак- тическая реализованность разума в определенных формах налич- ного бытия людей.

Государство, согласно Гегелю, это тоже право, а именно конкретное право, так как оно включает в себя признание всех остальных прав личности, семьи и общества. Возводя государство в абсолют, стоящий над личностью и обществом, Гегель доказыва­ет, что такие государства предшествуют развитию гражданского общества . Он ставит государство на вершину правовой пирамиды, подчиняя права индивида и общества государству, но именно правовому государству, т. е. не как аппарату насилия, а как более высокому праву. Система права же, по Гегелю, есть «царство осуществленной свободы» Иными словами, Гегель философ­ски восхваляет государство как наиболее развитую действитель­ность свободы.

В конкретно-историческом плане Гегель как мыслитель нача­ла XIX в. полагал, что идея свободы достигла наибольшего практи­ческого осуществления именно в конституционной монархии, осно­ванной на принципе разделения властей (государя, правительства и законодательной власти). Надлежащее разделение властей в го­сударстве Гегель считал "гарантией публичной свободы". С этих позиций он защищал суверенитет государственно-правового целого и резко критиковал деспотизм — "состояние беззакония, в котором особенная воля как таковая, будь то воля монарха или народа (ох­лократия), имеет силу закона или, вернее, действует вместо зако­на.»

Отсюда, конечно, вовсе не следует отрицания недостатков ге­гелевского этатизма - чрезмерного возвышения государства над ин­дивидами и обществом. Тем не менее вся гегелевская конструкция правового государства направлена против произвола, бесправия, внеправовых форм применения силы как со стороны частных лиц, так и со стороны властных структур.

Либерально-демократическая концепция правового государства (в отличие от гегелевской недемократической концепции правового государства, исходящей из идеи суверенитета монарха) может быть лишь определенной системой принципов, институтов и норм, выражающей идею народного суверенитета. Именно суверенитет народа — основа и источник государственного суверенитета (как внутреннего, который здесь нас интересует, так и внешнего).

Существенная новизна позиции буржуазных мыслителей — приверженцев конституционной монархии и разделения властей (Локка, Монтескье, Канта, Гегеля и др.) состоит, в частности, в том, что в отличие от античных авторов они, говоря словами Монтескье, рассматривают проблему политической свободы в ее отношениях как к государственному строю, так и к отдельной личности, граж­данину. Первый аспект этих отношений политической свободы, на­ходящий свое выражение в правовом (и конституционно-право­вом) оформлении распределения трех властей (законодательной, исполнительной и судебной), выступает в качестве необходимой институционально-организационной формы обеспечения второго аспекта свободы — гражданских прав и свобод, безопасности лич­ности.

Без сочетания этих двух аспектов политическая свобода остается неполной и необеспеченной. Качество и количество свободы зависит от уровня развития общества. Свобода относительна в смысле ее фактической незавершенности, исторического изменения и развития ее содержания. Но она абсолютна как высшая как высшая ценность и принцип, который может служить критерием человеческого прогресса, в частности в области государственно-правовых норм, общественных отношений, положения личности.


Информация о работе «Идеи правового государства и его основные признаки»
Раздел: Политология
Количество знаков с пробелами: 32960
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 4

Похожие работы

Скачать
40799
0
1

... . Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные права и обязанности, предусмотренные Конституцией. Итак, реальная гарантированность прав и свобод личности является чрезвычайно важным конституционным признаком правового государства. Принцип которого закреплен в ст. 2 Конституции РФ : “Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. При

Скачать
53521
0
0

... служащих и пересекающихся граждан. И этот процесс сотрудничества должен быть системным, последовательным, поэтапным и, главное, эволюционным. 5. Пути формирования правового государства в Украине Важным этапом на пути становления независимости Украины, развития признаков ее самостоятельной государственности стало принятие Верховным Советом Украины 28 июня 1996 г. Конституции Украины. Как ...

Скачать
68383
0
0

... проведении Года прав человека в Российской Федерации. Это небольшое вступление послужит своеобразным началом для углубления в бездну познания истинных проблем построения правового государства в России. Попытавшись раскрыть сущность правового государства в предыдущем разделе можно перейти к элементарному сопоставлению идеала и реальных фактов, а также теоретическому анализу текущей ситуации и ...

Скачать
63031
0
0

... и закона, гарантированность прав и свобод человека, и его завершение возможно только при условии выхода России из затянувшегося финансового и политического кризиса. 2.3 Практика становления правового государства в России Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения августовского (1991г.) путча. Получил ...

0 комментариев


Наверх