1. Проблемы построения правового государства
Одной из целей политико-правовой трансформации России является формирование правового государства и гражданского общества. Несмотря на известные продвижения в этом направлении, большинство качественных признаков такого государства и общества пока не достигнуты. Подлинная демократия предполагает разграничение гражданского общества и государства, при котором существуют эффективные механизмы влияния граждан на государственные структуры1. В определенной мере - это следствие искусственного разделения (разведения) либо слияния (отождествления) процессов формирования нового государства и общества. Как нам представляется, анализ проблемы взаимодействия населения и органов власти может быть осуществлён наиболее плодотворно в рамках концепции открытого государства2.
Концепция правового государства основывается на механизмах демократического взаимодействия государства и общества, исходит из того, что контрагентом государства является деятельное плюралистическое гражданское общество, при этом государство способно к восприятию активности общества, а общество - к пониманию роли государства как особого инструмента для своего функционирования и развития.
Перспектива их взаимодействия состоит в том, что государство все более будет становиться подконтрольным гражданскому обществу, а общество - все более государственно-мыслящим, т.е. таким, которое не только формирует свои интересы, но и становится ориентированным на конструктивное взаимодействие с государством. Открытость - одно из направлений преодоления отчуждения государства от общества. Важным условием существования открытого государства является прозрачность организации и деятельности бюрократического аппарата, его профессиональная и эффективная работа. Между тем, в конце 90-х годов только 25% чиновников поддерживали и считали актуальной «идею отзывчивой, повернутой к нуждам граждан, модели организации госслужбы». В этой связи нуждается в переработке и Федеральный закон об основах государственной службы в РФ в части обеспечения «открытости» органов исполнительной власти.
Этимологически концепция «открытого государства» перекликается с концепцией «открытого общества»1. Открытое общество -это абстрактная идея, универсальная концепция, которая может воодушевлять людей, но как таковая не является частью реальной действительности. Общество становится открытым, когда каждый может со знанием ситуации действовать в личных, групповых и общих интересах, а также накапливать информацию, определять свои предпочтения и, соответственно, голосовать на выборах.
Как известно, во второй половине 90-х годов в России сложилась весьма далекая от демократических конституционных принципов так называемая кланово-олигархическая система, для которой характерны: параллельное существование формальных конституционно-юридических и фактических (зачастую теневых) институтов власти и управления; контроль кланов и олигархов над основными ресурсами власти, включая средства массовой информации; дробление политического режима и режима прав и свобод человека на 89 региональных типов; неэффективность судебной и правоохранительной систем; отсутствие действенного и финансово-обеспеченного местного самоуправления; эрозия ряда избирательных процедур, избирательных прав и свобод граждан, трансформация представительной демократии в управляемую2. Проводимые с начала 2000 г. новые государственно-общественные реформы во многом направлены на устранение искаженно-теневых институтов и процедур политической системы и общества. Решающую роль в этих усилиях может сыграть создание открытого государства на. основе установления прямого и конструктивного диалога в реализации договоренностей общества и политической власти в рамках Конституции.
2. Конституционные основы правового (открытого) государства.
Действующая Конституция определяет Россию как суверенное, федеративное, правовое, демократическое, социальное, светское государство с республиканской формой правления и осуществлением государственной власти на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. При этом закрепляется, что народ осуществляет свою власть непосредственно (ст. 3), граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32). К данному перечню можно добавить открытость как способность государства к адекватному восприятию влияния общества.
В этих условиях закономерен вопрос: как соотносятся упомянутые категории и положения с понятием «открытого государства» и для чего нужна данная характеристика российской государственности. Конечно, проблематика открытого государства теснейшим образом связана с указанными конституционными признаками государства, которые являются, на наш взгляд, политико-правовой основой для возникновения и развития концепции «открытого государства». Понятие открытого государства по своему смыслу предполагает определенную меру открытости по отношению к обществу1.
Очевидно, что вышеперечисленные категории в большинстве своем не столько характеризуют реальное состояние российской государственности, сколько конституционно закрепленные идеалы, желаемые направления развития государства (Конституция не только правовой акт, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие, но и программно-целевой документ, задающий направления развития государственности). Однако по многим позициям разрыв между практикой и указанными идеалами огромен, что в определенной мере обесценивает идеалы (в России в немалой степени это произошло с понятиями правового и, особенно, демократического, государства).
Движение к открытому государству есть путь преобразования государства из института, подчиняющего и контролирующего общество, в мощный институт зрелого гражданского общества. Концепция открытого государства может быть полезна именно для оценки реально функционирующей власти, выяснения той меры, в какой власть на практике оказывается ограничена правом, насколько государство служит обществу. В этом смысле важны и состояние общества, и уровень правосознания и политической культуры граждан, зрелость (или незрелость) гражданского общества, степень развития его основных институтов, структурированности и организованности1. Таким образом, концепция открытого государства - это попытка нового подхода к проблемам российской государственности, сочетающая в себе элементы как традиционного нормативизма и институционализма, так и поведенческого и политико-социологического подходов, более характерных для политологического анализа.
Такая постановка вопроса особенно актуальна. Специфика России в том, что происходит не возрождение (как, например, в большинстве стран Восточной Европы), а рождение гражданского общества, одновременное становление институтов демократической государственности и гражданского общества. В этом смысле открытость государства - это также поддержка общества в его развитии. Гражданское общество нельзя учредить или декретировать, однако можно стимулировать, в том числе законодательно, его становление и развитие. Российская общественность настойчиво идет к этому, предлагая, в частности, создавать ячейки гражданского общества, вписанные в процесс функционирования государственного механизма, в том числе на основе образования общественных экспертных советов по соблюдению права граждан на обращения, которые бы работали под патронажем уполномоченных по правам человека.
Потенциал правового воздействия на процесс «сближения» общества и государства, преодоления отчуждения власти и гражданина чрезвычайно велик. Анализ меры (степени) открытости государства должен показать основные проблемы в развитии демократии, правовой системы, приоритеты и возможные направления их дальнейшего развития, вплоть до выявления потребности в конкретных законах и разработки их концепций.
Известно, что специфика развития России в последние годы, не укладывающаяся в классические теории перехода от авторитарных к демократическим системам, создала ощутимую потребность в переосмыслении опыта политической трансформации, поиске новых подходов и методов анализа этих процессов. Казавшийся очевидным в начале 90-х годов путь на экономическую либерализацию и политическую демократизацию, ориентированный в основном на заимствование моделей западных демократий, привел к неоднозначным результатам: небывалый по масштабам процесс социального расслоения и поляризации общества; исчезновение зарождавшегося среднего класса, который мог бы стать гарантом демократических преобразований; национальная и конфессиональная неоднородность населения стала источником конфликта; развитие негативных традиций политической культуры, нацеленной не на поиск общественного консенсуса, а на «сильную власть» и патерналистское государство; рост апатии и отчуждения общества, особенно после экономических потрясений конца 90-х годов. Именно состояние общества позволило власти вновь оформиться как независимой и самодостаточной, нацеленной главным образом на самосохранение, отчужденной от общества1. Учитывая консервативность и самодостаточность государства, можно констатировать, что, несмотря на введение внешне демократических институтов (права человека, политические партии, свободные выборы, парламентаризм и т.д.), пока оно не способно само, в силу имманентных свойств, развиваться в направлении информационной открытости, функционального влияния, расширения роли гражданского общества в делах государства2.
... в строго определенных случаях по отношению к конкретным субъектам, закрепленными в упорядоченной системе источников правового регулирования. ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2.1 Конституционно-правовая ответственность государства, высших органов и должностных лиц государственной власти в Российской Федерации ...
... отрешения от должности Советом Федерации в порядке, установленном ст.93 Конституции РФ. В законодательстве предусмотрены также полномочия субъектов, участвующих в возбуждении вопроса о конституционно-правовой ответственности. Так, вопрос об отрешении от должности Президента РФ согласно ч.1 ст.93 Конституции РФ может быть возбужден только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в ...
... органа. Основания и срок действия депутатского мандата имеют важнейшее значение, так как определяют временные пределы действия депутатского мандата. Не будь этих оснований, разговор о правовом статусе депутата вообще лишался бы смысла. Больше того, демократизм возникновения депутатского мандата - одна из важных характеристик сущности социально-политической природы правового статуса депутата в ...
... отечественных производителей наносят ущерб экономике страны. Все международно-правовые акты становятся частью правовой системы России только после их ратификации. Вышесказанное позволяет сделать следующие выводы: 1) международный договор не может противоречить главе 1 Конституции России – основам конституционного строя, закрепляющим принципы суверенитета, неприкосновенности ее территории и др.; ...
0 комментариев